С проблемой значения деятельности для развития способностей связан и вопрос о соотношении понятий способности и качества.
До сих пор существуют немалые разночтения в использовании и толковании близких друг другу терминов - «способности», «одаренность», «качества» - характеризующих возможности человека. В одном случае отказываются от понятия «качества» и говорят только О «способностях» (B.C. Фарфель, 1976). В другом оба используются как синонимы; в частности, так происходит в большинстве работ ПО психологии труда. Например, В. Д. Шадриков не разграничивает способности и качества. В третьем случае способность оказывается синонимом одаренности (А. Ф. Лазурский, 1921).
В результате порой бывает очень трудно разобраться, что же конкретно имеет в виду автор, использующий какое-либо из трех понятий. Такое положение не позволяет продуктивно разрабатывать целый ряд теоретических проблем, поскольку и ученые и практики лишены адекватного понятийного аппарата. Неудивительно, что вопрос о качествах в учебниках по психологии просто обходится стороной.
Необходимо определить эти понятия с учетом всех факторов, обусловливающих возможности человека и эффективность их проявления. Только в этом случае можно установить, какое содержание целесообразно вкладывать в каждое из этих понятий и чем они могут отличаться друг от друга.
Возможности человека и эффективность его деятельности определяются как социальными (приобретаемыми в процессе воспитания, обучения, тренировки) факторами, так и врожденными, биологическими. Эти индивидуально-личностные факторы, обусловливающие возможности человека, и подлежат рассмотрению в их отношении к разбираемым понятиям.
К врожденным (генотипическим) факторам относятся: конституциональные, морфологические особенности (рост, вес, особенности телосложения в целом - соматотип, морфофункциональные особенности строения мышц: быстрые и медленные мышечные волокна); физиологические особенности (уровень максимального потребления кислорода); психофизиологические особенности (свойства нервной системы и темперамента); простейшие психические функции (процессы), связанные с восприятием, вниманием, памятью и т. д.
К приобретенным факторам, влияющим на возможности человека, относятся мотивы, знания, умения, а также возникающий в процессе тренировки прирост врожденных особенностей и факторов.
Между врожденными и приобретенными свойствами человека нет разрыва. Знания и умения быстрее приобретаются и достигают высшего качества у людей с определенными врожденными особенностями; в свою очередь обучение и тренировка способствуют развитию врожденных особенностей. Поэтому индивидуально-личностные особенности взрослого человека представляют собой сплав врожденных и приобретенных свойств, который И. П. Павлов назвал фенотипом.
Особенно важно выяснить роль врожденных факторов в проявлении личных возможностей человека в ряде случаев:
- если нужно понять, почему у двух и более субъектов при созданных им равных условиях деятельности и при одинаковом их стремлении к успеху достижения все же различны;
- если необходимо узнать, за счет чего разные субъекты добились одинаковой эффективности;
- если хотят дать прогноз достижений данного субъекта на будущее (когда хотят оценить перспективу его развития).
Таким образом, в практических целях требуется задействовать понятия, помогающие обозначить группы следующих индивидных и личностных факторов, обусловливающих возможности человека и эффективность его деятельности:
- отражающих роль врожденных особенностей человека,
- отражающих роль приобретенных особенностей человека,
- отражающих роль сплава врожденных и приобретенных особенностей человека.
Первая группа связывается мною со способностями и одаренностью, вторая - с опытом человека, третья - с качествами.
Очевидно, однако, что необходимо такое понятие, которое было бы отражением сплава врожденного и приобретенного. У В.Д. Шадрикова это способности фенотипа. Мне представляется, что более подходит понятие функциональное качество (термин «качество» широко используется в общей психологии: волевые и нравственные качества, в психологии спорта: двигательные качества, в психологии труда: профессионально важные качества, однако часто выступает синонимом «способностей»).
Функциональное качество - наличный уровень проявления какой-либо стороны возможностей человека, независимо оттого, чем этот уровень обусловлен: природными ли особенностями, их развитием или знаниями и умениями.
При этом в функциональные качества включаются не все приобретаемые человеком знания и умения, а только те, которые помогают проявиться той или иной стороне возможностей (быстроте, точности действий, выносливости и т. д.).
Функциональные качества и способности по названию могут совпадать (например, качество быстроты и способность к быстродействию). Одна и та же сторона возможностей, например, концентрация внимания может выступать и как качество, и как способность. Все зависит от угла рассмотрения - фенотипа или генотипа, наличного уровня или прогноза.
Важным отличием понятия «качество» от способностей состоит в том, что первое может характеризовать не только функциональные возможности человека, но его как личность (личностные качества). Поэтому наряду с двигательными качествами, качествами ума, выделяют нравственные, волевые.