Социологическое воображение: теория вопроса

Обучение социологов, пишет известный социолог П. Штомпка, преследует четыре цели:

  • научить языку этого предмета, набору понятий, с помощью которых познается социальная реальность;
  • привить определенный взгляд на предмет, перспективу подхода к социальной реальности; 
  • научить применять методы, процедуры и технику эмпирических исследований;
  • использовать информацию об основных фактах и сведениях о современной общественной жизни.

В этом перечне пункты (а) и (б) — язык и перспектива — можно объединить одним названием — социологическое воображение.

Социологическое видение мира — вот тот инструмент, при помощи которого люди добиваются успеха в любой области. Почему? Да потому, что это — комплексное знание, включающее в себя элементы психологии, социальной психологии, экономики, педагогики и т.п. Экономист сильнее экономического социолога (есть такая специальность) в части узкотехнических, профессиональных вопросов. Но социолог с экономической ориентацией видит предмет шире и правильнее.

То же самое касается и политических деятелей. Примеров ошибок, связанных с отсутствием у многих политиков социологической культуры, более чем достаточно. Вы сами можете привести массу примеров того, к чему приводит незнание социокультурных факторов, традиций и обычаев народа, отношения к жизни и труду, социальных норм и законов развития социальных институтов.

Все мы в той или иной мере — стихийные социологи. Мы расставляем других по шкале престижа, социальному положению, уровню образования и воспитания; одних относим к бедным, других — к богатым; с одними стремимся во что бы то ни стало познакомиться (памятуя о их связях и власти), а других сторонимся. Все мы взвешиваем на «социальных весах», которые внутри каждого из нас. Разница лишь в том, что взвешивать можно неумело или грамотно и точно.

Для того чтобы правильно взвешивать на социальных весах, надо обладать двумя важными свойствами — социологическим видением мира и социологическим воображением.

На мой взгляд, развитие социологического воображения и навыка его применения в социальной жизни является абсолютно необходимым в образовании социологов, как тех, кто планирует заниматься академической наукой, так и тех, кто выбирает профессии, ориентированные на практику.
П. Штомпка

Понятие «социологическое воображение» в 1950-е гг. ввел американский социолог Миллс1. Хотя он изобрел еще много чего интересного и провел немало полезных исследований, именно воображение сегодня считают главной заслугой Миллса. В нем он сумел выразить миссию мировой социологии — связывать воедино биографию и историю, личность и общество, конкретное и всеобщее, одним словом, индивидуальные заботы и социальные проблемы.

Под социологическим воображением П. Штомпка понимает способность рассматривать общество под определенным углом зрения. Это умение включает пять компонентов:

  • рассматривать любое событие как результат деятельности социальных агентов, умение их четко идентифицировать;
  • понимать скрытые за поверхностью явлений культурные ресурсы и ограничения, влияющие на социальную жизнь;
  • изучать настоящее в связи с предшествующей традицией;
  • воспринимать общественную жизнь в динамике;
  • признавать вариативность форм проявления общественной жизни.

Эверетт Хьюз относил к социологическому воображению способность расширять границы человеческого мира, проникать во внутренний мир других людей, сравнивать одни культуры с другими. В этом заключается одна из главных задач социологического образования.

Для того чтобы понимать малое в тесной связи с большим, считает Ю.В. Фененко, нужно развивать социологическое воображение. Это особый угол зрения, прием в познании действительности. Человек может осмыслить свой жизненный опыт, только поместив себя в определенную социальную среду и сопоставив свое положение в ней с положением тех, кто находится в сходных обстоятельствах. Социологическое воображение предполагает восприятие и личности, и социальной группы, а также всех фактов реальности, в конкретном социальном контексте. Формировать социологическое мышление и развивать социологическое воображение — это задача каждого изучающего социологию.

Социологическое воображение, полагает О.И. Генисаретский, это то, что мы видим в этом мире, какими категориями, единицами его мыслим. Марксисты, например, мыслят классами. Помните, «пролетариат», «буржуазия», какие-то «прослойки» типа интеллигенции... Кто-то мыслит социальными группами, общностями, кто-то организациями, кто-то корпорациями — это все разные социальные реальности. Среди них есть личность человека, есть и поколения.

Системами координат социального анализа, который присущ классикам социологии, обладавшим, согласно Миллсу, богатым воображением, служат человеческие заботы и социальные проблемы, т.е. микро- и макрособытия. Такова исходная точка отсчета социолога. Современные социологи пытаются заменить их абстрактными статистическими величинами. «Социальная наука должна касаться проблем биографии и истории, а также их пересечения внутри социальной структуры. Три момента — биография, история, общество — служат точками отсчета изучения человека».

Философия «социологического воображения» не сводит индивида к совокупности биологических или неповторимо личностных черт. Человек — социальный тип, которого можно адекватно понять, только пропустив его биографию через призму социальных институтов и социальной структуры. Человек рождается в организации, растет в семье, обучается в школе и университете, работает на предприятии. Вся его жизнь состоит из череды социальных ролей, выполняемых им в конкретных институтах. Смена ролей — это одновременно и смена уровней зрелости личности. В исследовательском замысле социолога индивидуальная биография превращается в социальную.

Криминальные новости. В Санкт-Петербурге по подозрению в убийстве, совершенном в подъезде дома 43 по Новочеркасскому проспекту, задержан 36-летний безработный местный житель. Определите, это личная или социальная проблема?

В одном и том же обществе разные люди ведут себя по-разному. Одни постоянно думают о глобальных проблемах — войнах, кризисах, землетрясениях, как о своих личных заботах и на этой почве чуть не сходят с ума. Другие не беспокоятся о том, чем живет общество, погрузившись в мир личных проблем, защищаясь таким образом от того, что им неподвластно. У одних наций преобладает первый тип людей, у других — второй. Главная опасность нашего времени, считает Миллс, таится в том, что над человеческой жизнью господствуют неподконтрольные ему силы. Основная политическая и интеллектуальная задача социального ученого сегодня — прояснить суть человеческих тревог. К этому же стремятся и другие культурные работники — психологи, артисты, писатели.

Всем им присуще социологическое воображение. Поэты, романисты, газетчики, журналисты, художники, композиторы описывают личные проблемы людей и пытаются связать их с общественно значимыми вопросами. Тот, кому это удается, поднимается до высот изобразительного мастерства и мало чем отличается от настоящего социолога.

Современная история, объясняет Миллс, состоит из постоянных взлетов и падений. Когда общество индустриализуется, крестьяне превращаются в рабочих, сеньор разоряется или становится бизнесменом. Когда классы поднимаются или падают, человек получает или теряет работу. Когда случаются войны, многие расстаются с нажитым, мужчины погибают, женщин называют вдовами, дети растут без отцов. Личные трагедии и судьба общества тесно переплетены. Их нельзя понять поодиночке. Хотя рядовой человек чаще всего не осознает сродства истории и биографии, мира и личности (self).

Чтобы малое понимать в тесной связи с большим, надо развивать социологическое воображение. Оно позволяет осмыслить огромную историческую сцену в терминах значения происходящего на ней для внутренней жизни. Оно помогает различить в суматохе повседневной жизни имеющие значение для нас общественные события, составляющие определенную систему координат, в рамках и в масштабе которых предстоит оценивать и интерпретировать личные события.

Великих классиков социологии — Г. Спенсера, О. Конта, Э. Росса, Э. Дюркгейма, К. Маннгейма, К. Маркса, Т. Веблена, И. Шумпетера, М. Вебера — отличала способность воспринимать личность в контексте общества, которая во многом утеряна нынешними американскими социологами, по мнению Р. Миллса. Классики определяют идеал и нормы социологического анализа, который решает три группы взаимосвязанных вопросов:

  • какова структура данного общества (из каких компонентов она состоит, как они взаимосвязаны, какое конкретное влияние оказывают);
  • какое место занимает это общество в человеческой истории;
  • какие типы мужчин и женщин превалируют в данном обществе и в данный исторический период.

Эти вопросы обязательно задает себе ученый, обладающий социологическим воображением. Он легко оперирует любой социологической перспективой, проводит сравнительные исследования, умело связывает, скажем, развитие нефтяной индустрии и современной поэзии, семейный доход с мировым бюджетом. Социологическое воображение как научный прием лучше всего соответствует самосознанию современного человека: последний стремится понять свою роль в социальном целом, связав биографию и историю. Культурное значение социальной науки состоит в том, что ее цели и методы органичны целями и методами мышления человека.

Ключевые слова: Социология, Воображение
Источник: Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Материалы по теме
Гуманитарно-личностный подход в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Понятие культуры в классических социологических теориях
Ритерман Т.П., Социология
Шеляпин Н.В. Мировоззрение и проблемы психологической безопасности личности: мифы и реальность (на примере ритмологической субкультуры)
...
Понятие личности в социологии. Ролевая концепция
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Теория социального обмена
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Индивидуальные особенности воображения
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Социальные учения эпохи Просвещения
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Рекламный образ
Психология рекламы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лебедева. — М.:...
Оставить комментарий