Социологическая теория Эмиля Дюркгейма

С точки зрения социологии самоубийство относится к области социальной патологии и рассматривается как одна из моделей девиантного поведения. На взаимосвязь процессов, происходящих в социальной среде, и суицидальную активность обратил внимание еще Э. Дюркгейм в своем, ставшем классическим, социологическом этюде «Самоубийство». Несмотря на то, что этот труд был издан еще в 1897 г., он в течение столетия остается актуальным и наиболее цитируемым. На XI Всемирном конгрессе психиатров в Гамбурге, где был подведен психиатрический итог XX века, Эмиль Дюркгейм (вместе с Э.Крепелиным и З.Фрейдом) был признан ученым, труды которого определили развитие психиатрии XX века.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917), как социолог, дистанцировался от психологических и психопатологических объяснений суицидов, которые в то время считались их основной причиной, и изучал связь частоты самоубийств с различными социальными характеристиками, которые можно обработать статистически (пол, возраст, социальный класс, вероисповедание, семейное положение и т.п.). Социологическая теория Эмиля Дюркгейма состояла из собранных им статистических данных, которые были положены в ее основу. Согласно этой теории, высокая частота самоубийств в обществе является показателем ослабленного чувства солидарности. Исходя из статистических данных по самоубийствам, Э. Дюркгейм называл основной причиной ослабления социальной солидарности аномию (греч. a-nomi -отсутствие закона, нормы), то есть безнормие. В состоянии аномии ослаблены связи, объединяющие людей, в результате чего люди становятся менее устойчивы к жизненным изменениям и проблемам, что ведет к увеличению частоты самоубийств.

«Каждое общество, считал Э.Дюркгейм, в известный исторический момент имеет определенную склонность к самоубийству».

Дюркгейм статистически обосновал, что аномия меньше (а следовательно, и меньше самоубийств) среди женатых, чем среди неженатых; среди женатых пар с детьми, чем среди бездетных пар; среди католиков, чем среди протестантов; среди людей из малых общин, чем среди людей из больших городов и т.д. Он считал, что укрепляющими общество факторами являются брак, семья и религия (Г. Скрибекк, Н.Гилье, 2000).

Э. Дюркгейм выделил три социальных типа самоубийств:

  • Эгоистическое самоубийство. Суицидальное поведение в этом случае объясняется тем, что ослабевают или разрываются узы, соединяющие человека с обществом, семьей, друзьями, результатом чего становится крайний индивидуализм. В силу того, что человеческая деятельность по своей природе коллективна и ментальные процессы социально детерминированы, такой разрыв социальных связей драматичен для личности. Человек лишается жизненной цели и настоящей точки приложения для своей энергии. Жизнь теряет смысл. Этот вид самоубийств наиболее распространен среди творческих людей, для которых характерен обостренный индивидуализм.
  • Альтруистическое самоубийство. Суицидальное поведение в этом случае наоборот объясняется недостаточно развитой индивидуальностью. Авторитет общества или группы людей является столь непререкаемым, что человек теряет свою идентичность и безоговорочно подчиняется общественному мнению. Дюркгейм считает альтруистический суицид приметой «обществ низшего порядка». К этой категории он относит ритуал самоубийства стариков в примитивных обществах, массовые самоубийства в тоталитарных религиозных сектах, самосожжение жен после смерти мужей (сати).
  • Аномическое самоубийство. В этом случае причиной суицидального поведения является потеря годами декларируемых идеалов, духовных ценностей, состояние безнормия и безверия , массовое изменение установившейся социальной иерархии, экзистенциальный вакуум. Такие самоубийства часты в период революционных преобразований общества.

Э.Дюркгейм установил следующую взаимосвязь частоты самоубийств и социальных факторов:

  • Число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции религиозного общества
  • Число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции семейного общества
  • Число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции политического общества

Э. Дюркгейм считал самоубийство одной из форм девиантного поведения и относил его к разряду социальной патологии (наряду с наркоманией, алкоголизмом, преступностью и проституцией). Этой точки зрения придерживаются и современные социологи.

Ключевые слова: Социализация
Источник: Юрьева Л.Н., История. Культура. Психические и поведенческие расстройства
Материалы по теме
Когнитивная и социальная зрелость личности
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Социализация личности, периоды ее развития
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Потребительская социализация
И.А. Арташина.. Поведение потребителей
Факторы социализации
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Признаки социального института
Фролов С.С., Основы социологии
Социализация: смысл термина и назначение
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Cоциализация и ее институты, их история
Кон И.С. - Психология ранней юности
Социализация юношества
Обозов Н.Н., Возрастная психология
Оставить комментарий