Социальный статус индивида в группе

Важно выделить переменные, определяющие социальный статус индивида в группе:

  • роль, которую выполняет (играет) человек. Например, сложная и ответственная роль обеспечивает человеку высокий социальный статус. Наоборот, роль скромная, с невысокой ответственностью за результаты деятельности соответствует низкому социальному статусу;
  • авторитетность индивида. Когда нет авторитетности, то социальный статус понижается. Например, неавторитетный директор фирмы может иметь низкий социальный статус, а тетя Маня - техничка в школе - высокий социальный статус. В данном случае место человека в группе (или его социальный статус) определяется авторитетностью.

Авторитетность тесно связана с симпатиями в адрес человека со стороны членов группы. Если большинство симпатизирует конкретному человеку, то вероятнее, что у него высокая авторитетность, наоборот, не симпатизируют - низкая. Таким образом, социальный статус является показателем авторитетности и зависит как от симпатии в свой адрес, так и от роли, которую человек играет в группе.

Теорию социального статуса впервые обосновал Я. Морено в своей социометрической концепции. Она представляет собой и теорию и метод исследования одновременно. На основе диагностики межличностной симпатии членов группы определяется социальный статус индивида (подробно об этом в разделе «Сплоченность группы. Социометрия»).

Морено рассматривает две формы статуса: социометрический и статус взаимодействия. Социометрический статус определяется, как было сказано, по симпатии в адрес человека, где с ростом выборов растет его социальный статус. Статус взаимодействия -это активность человека в социальной среде (его жесты, количество произнесенных слов и реплик). Оба явления взаимосвязаны. Так, индивиды с высоким социометрическим статусом более активны, они показывают большее число принятых решений, сделанных выводов, разрешенных конфликтов. Таким образом, социальный статус индивида определяется по внешним формам социальной активности: чем большее количество вопросов решает человек, тем выше его социальный статус. С другой стороны, социальный статус можно поднять посредством высокой социальной активности, т. е. замечают того, кто активен.

Важно отметить, что с легкой руки Я. Морено в современной зарубежной социальной психологии деление между понятиями «социальный статус» и «роль» носит условный характер. Поэтому в реальной жизни индивид, играющий важные статусные роли -начальников, руководителей, - имеет высокий социальный статус. Масштабность решений, которые человек принимает, также говорит о его социальном статусе.

Известно, что подавляющее большинство людей стремятся иметь высокий социальный статус. Эта область очень чувствительная как для детей, так и взрослых. Дети воспринимают симпатию со стороны окружающих как источник психического удовлетворения. Взрослым психологический комфорт также важен, но они предпочитают, чтобы он подкреплялся материально. Значимость социального статуса для взрослого возрастает в ситуации высокого материального вознаграждения. Если такой связи не наблюдается, то данная социальная позиция теряет для человека ценность.

Этнограф и социальный психолог Маргарет Мид приводит пример полинезийского племени арапеши, в котором никто не соглашается занять место вождя, поэтому часто оно остается вакантным. Это объясняется тем, что вождь имеет очень много обязанностей и мало привилегий. Например, не имеет своего дома; отдыхает отдельно от всех, как правило, рядом с дверью общего помещения для сна; оружие всегда рядом, ест последним, семьи создавать права не имеет. При распределении материальных благ получает то, что остается от других. У вождя племени только одна привилегия - быть готовым к отражению внешней агрессии и первым вступать в бой. Конечно, в этих условиях желающих занять «высокое место» вождя не находится (Мид, 1988).

В современном обществе чиновник, выполняющий роль вождя (староста в селе, мэр города, губернатор области и т. д.), от своего высокого статуса имеет большое количество привилегий, которые компенсируют психологические издержки высокой ответственности служебного поста. Основные психологические и материальные дивиденды, получаемые человеком от ответственной роли и высокого социального статуса, следующие:

  • имеет возможность распределять финансовые и материальные ресурсы. Так, руководитель организации или любого структурного подразделения участвует в принятии решения о премировании и денежных надбавках членов группы;
  • получает психологическое поглаживание со стороны членов группы в форме поздравлений, комплиментов, восхищенных (часто подобострастных) взглядов со стороны рядовых членов группы;
  • имеет высокую заработную плату, которая позволяет приобрести высокостатусный автомобиль, посещать престижные магазины, проводить комфортабельный отпуск;
  • занимает главное территориальное место в группе. Это может быть отдельный кабинет или стол в общем кабинете, стоящий на главном месте;
  • обладает правом решающего голоса при принятии решений;
  • руководит разработкой плана стратегического развития группы, что обеспечивает контроль над ее деятельностью;
  • располагает правом контролировать и наказывать членов группы (в том числе материально).

Если сегодня отнять половину привилегий чиновников, то большинство служебных мест окажется вакантными (справедливости ради: тоже правило работает в отношении всех видов деятельности, предоставляющих перечисленные возможности). Учительская профессия не является исключением. Конечно, материальные выгоды от данной профессии незначительные, но привлекательными являются психологические дивиденды, такие как власть над детьми, возможность получения поглаживания в виде подарков, комплиментов, благодарных, а иногда заискивающих взглядов со стороны учащихся и родителей.

Психологическое поглаживание со стороны социального окружения важно для многих, кто стремится повысить свой статус. Комплименты и одобрения со стороны людей одновременно являются и показателем уровня социального статуса человека, и его потребностью. С одной стороны, поздравления, подарки и восхищенные взгляды говорят о признании за человеком высокого социального статуса, с другой - поглаживание от других людей является потребностью и специфически питает человека. В какой-то мере это наркотик, на который подсаживаются и от которого трудно отказаться. Например, редкие люди безболезненно уходят с высоких должностных постов. Как правило, отказ от должности и статуса переживается больно и долго.

Нельзя сказать, что в учительскую профессию идут исключительно за психологическими привилегиями, например,
поглаживанием или доминированием, но мотивы поведения такого рода имеют место. Однако в последнее время наметилась другая тенденция. В частности, заработная плата в учительской профессии растет, соответственно растет и социальный статус, а желающих работать все меньше. Объяснение этого в возросшем уровне требовательности к работе учителя со стороны родителей и администраций разного уровня.

Социальный статус индивида в группе - явление подвижное и зависимое от нескольких факторов. Вот основные:

  • вклад в групповой успех. Люди, которые помогают группе добиться успеха, имеют более высокие статусы в отличие от низкостатусных пассивных и бездеятельных;
  • внешняя привлекательность. Люди имеют больше шансов стать высокостатусными, если прилагают усилия понравиться членам группы. Понравиться можно одеждой, телосложением, манерой общения (подробно об этом в разделе «Общение и взаимодействие в малой группе»);
  • практикуемые роли. Люди, оправдывающие в ролях ожидания группы, имеют в целом высокие социальные статусы. Например, от человека в разных ситуациях могут ожидать исполнения роли «защитника», «помощника», «насмешника». Соответственно, кто оправдывает ожидания группы, обеспечивает себе высокий социальный статус;
  • поведение человека. Социальный статус зависит от практикуемого поведения.

Самый простой способ повышения социального статуса индивида в группе - демонстрация высокостатусного поведения. С помощью одних форм поведения можно поднять социальный статус в группе, с помощью других форм, наоборот, его понизить. Как правило, ответственное, решительное, пунктуальное и дисциплинированное поведение замечается другими членами группы, что помогает индивиду поднять свой социальный статус. Организация высокостатусного поведения в группе позволяет индивиду повысить авторитетность и, соответственно, собственный социальный статус. Уровень статуса заставляет индивида практиковать определенные формы поведения. Таким образом, поведение и социальный статус человека - явления взаимозависимые. В таблице 11 отражена данная взаимозависимость. 

Таблица 11. Поведенческие и психологические признаки высокого и низкого социального статуса​

Признаки высокого социального статуса Признаки низкого социального статуса
Высокая самооценка, склонность низко оценивать окружающих Низкая самооценка, комплекс неполноценности
Вера в свою непогрешимость, отсутствие сомнений Религиозность
Забота о своем комфорте, здоровье и безопасности Способность мириться с дискомфортом и небезопасными условиями жизни
Оптимизм, уверенность в завтрашнем дне Склонность к пессимизму и депрессиям; неуверенность в завтрашнем дне
Хвастливость, самодовольство Склонность преклоняться перед авторитетами, верить им
Склонность принимать решения быстро, без долгого обдумывания Нерешительность, долгие раздумья перед принятием решений
Способность действовать, невзирая на мнения и проблемы окружающих Зависимость от мнения окружающих, боязнь обидеть кого-либо
Пониженное чувство вины и стыда Переживает чувство вины по малейшему поводу
Критику в свой адрес часто не замечает, себя критикует редко Самокритичность, обидчивость и щепетильность
Решительность, предприимчивость, инициативность, настойчивость Удовлетворение существующим положением дел, конформизм
Большие профессиональные, социальные и имущественные амбиции Отсутствие больших карьерных и имущественных амбиций
Организаторские способности Низкие организаторские способности
Легко устанавливает отношения с другими, открыт и экстравертирован Скрытность, интроверсия
Способность принимать решения и нести ответственность Решения не принимает и ответственности страшится
Упрямство и эгоизм Застенчивость, уступчивость, скромность, робость, законопослушность
Конфликтная устойчивость Самопожертвование, альтруизм
Способность незаметно манипулировать людьми Уступчивое поведение: готовность быть управляемым
Отсутствие страха перед физическими конфликтами Уступает в физическом конфликте, старается обойти его
Опрятный внешний вид (прическа), одежда, за которой нужно ухаживать Неопрятный внешний вид, склонность носить одежду, не требующую ухода
Прямая осанка Сутулая осанка
Плавные, свободные движения Нервные, резкие, скованные движения

Человек может содержать в себе как высокостатусные, так и низкостатусные характеристики. Однако поведение высокостатусного  (или высокорангового) человека имеет ряд преимуществ, недоступных низкоранговым. Например, люди, демонстрирующие высокоранговое поведение, имеют больше шансов стать во главе группы, т. е. быть избранными лидером.

Высокостатусное поведение имеет ряд признаков, на которые следует обратить внимание: спокойная и аргументированная речь, плавные, свободные движения, прямая осанка, независимость, способность действовать, невзирая на мнения и проблемы окружающих. Совершенно другое поведение низкостатусных индивидов: зависимое, даже заискивающее, спутанная речь, нервные, импульсивные движения, осанка, отражающая постоянную усталость и апатию, неумение принимать решения, постоянные сомнения в своих способностях.

Высокостатусное поведение является важным ресурсом для многих людей. Так, мужчины, обладающие высокоранговыми характеристиками, больше привлекают к себе внимание женщин. Может быть поэтому в женских группах руководителями часто назначаются мужчины. Также на признаки, характеризующие высокий ранг (статус), женщина ориентируется, когда выбирает мужчину для близких отношений. Интересно, что высокоранговые женщины привлекают внимание неуверенных в себе мужчин.

Некоторые высокоранговые характеристики, например высокое самомнение, эгоизм и т. п., могут вызывать вполне естественное раздражение. С другой стороны, умение сдерживать эмоции многими приветствуется. Например, представительницы слабого пола предпочитают общаться с эмоционально зрелыми мужчинами. Их привлекает способность в любой ситуации контролировать эмоции. Эмоциональная зрелость мужчины - это демонстрация умения воспитывать детей и обеспечивать свою семью. Также мужчинам важно иметь хорошее чувство юмора и тактичность, которые не помешают каждому человеку, стремящемуся к поддержанию своего социального статуса.

Ключевые слова: Индивид, Группа
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Положение индивида в группе
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Роль и ролевое поведение индивида в группе
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Группа и индивид
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Классификация малых групп
Андреева И.В., Социальная психология
Психологические особенности группы
Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений...
Групповая совместимость
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Предмет исследования психологии малых групп
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Двухмерная модель развития группы
Модели и методы управления персоналом
Оставить комментарий