Социальный контроль и девиантное поведение

Социализация обеспечивает социальный контроль. Но индивидуальность и социальная обусловленность мышления и поведения не исключают друг друга. Ролевые модели личности, созданные в социологии, предполагают индивидуальную селекцию и закрепление в качестве поведенческих установок некоторого набора ролевых ожиданий. Социальный контроль исходит «изнутри», поскольку в процессе социализации формируется личность, в дальнейшем относительно автономная от непосредственного социального окружения.

Такой подход демонстрирует, например, концепция габитуса, разработанная Пьером Бурдье. Система устойчивых диспозиций, структурированных прошлыми практиками и структурирующих последующие, получила в теории Бурдье название «габитус». Габитус как набор усвоенных, но неосознаваемых схем восприятия и производства практик, является моделью, позволяющей объяснять спонтанность, импровизационность практик не прибегая к идее рефлексирующего и свободного субъекта деятельности, и воспроизводимость, устойчивость социального порядка не прибегая к идее объективной предопределенности деятельности.

Нарушения социального взаимодействия возникают в результате отклонений поступков от нормативных ожиданий. Если индивид не следует нормам, окружающие не могут скоординировать свои поступки с отклоняющимися от норм поступками, и это вызывает конфликты. Систематическое отклонение от нормативных ожиданий затрудняет или делает невозможной координацию поступков индивида с поступками других людей и порождает проблемы девиантности. Девиантное поведение ассоциируется обычно с преступностью, наркоманией, проституцией. Однако понятие девиации в социологии основывается не на выделении специфических черт того или иного поведения, а на представлении об относительности нормативных ожиданий. Девиантность не является, как правило, результатом неудачной социализации. Девиация — результат социализации в маргинальных социальных группах, ценностные ориентации, нормативные и ролевые ожидания в которых сильно отличаются от господствующих в данном обществе.

Концепция стигматизации (буквально — «клеймение»), которую развил Ирвин Гофман, раскрывает суть девиации как негативного восприятия индивида, чье поведение или даже только внешность отличается от принятого в данной общности. Ценности и нормативные ожидания, господствующие в общности, воспринимаются как само собой разумеющиеся. Соответственно, всякое отличие воспринимается как знак ущербности или нелояльности, и с человеком, отмеченным этим знаком, взаимодействие всегда выстраивается как воздействие на него с целью ограничивать, контролировать и исправлять его поступки. В результате стигматизации девиантность конструируется даже в тех случаях, где первоначально не было поступков, отклоняющихся от норм.

Ключевые слова: Девиантность, Контроль, Социальность
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Социальный контроль
Кравченко А. И., Основы социологии и политологии: учебник для бакалавров. -Москва : Проспект...
Агенты и инструменты социального контроля
Кравченко А. И., Основы социологии и политологии: учебник для бакалавров. -Москва : Проспект...
Концепции социальной патологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Социальный контроль: типы и системы
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Понятие и назначение социального контроля
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Методы социальной психологии
Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999
Социально психологический подход
Андреева Г.М., Зарубежная социальная психология ХХ столетия
Локализация контроля
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Оставить комментарий