Социальные учения Средневековья

Средневековье — время от распада Римской империи до начала эпохи Возрождения — традиционно воспринимается как период невежества, мракобесия, массовых болезней, опустошительных войн, многочисленных процессов над еретиками и ведьмами. Вместе с тем средние века известны непревзойденными произведениями искусства, созданием первых университетов, жертвенным подвижничеством монашества, феноменом рыцарства и кодексом чести, культом прекрасной дамы, формированием новых отношений между мужчиной и женщиной — куртуазной любовью. Культура Средневековья находилась в оппозиции к культуре поздней Античности, с характерными для нее помпезностью, преклонением перед Космосом-Природой, презрением к физическому труду, институтом рабства, моральным разложением. Всему этому противопоставлялась культура религиозной аскезы и духовного самоусовершенствования, опиравшаяся на заповеди — предписания христианства.

Средневековые философские и социальные концепции несли на себе печать основных принципов христианства — теоцентризма, креационизма и провиденциализма. Согласно первому из них источником и причиной всего сущего является Бог. Согласно второму Бог из ничего сотворил всё — живую и неживую природу. Суть третьего состоит в том, что всеми событиями в мире, в том числе и поведением отдельных людей, управляет божественная сила. С позиций данных принципов трактовались сущность и содержание человека, государства и общества, связь и взаимодействие между ними.

Среди многочисленных богословских мыслителей того времени следует выделить Августина Блаженного и Фому Аквинского, наиболее полно выразивших суть и содержание христианского видения мира.

Учение Августина Блаженного

Августин Аврелий (354-430) — один из самых авторитетных теологов раннего Средневековья, написавший множество работ, среди которых особое место занимает произведение «О Граде Божием». В нем утверждается, что мир состоит из Града Земного и Града Божьего. К первому принадлежат люди, желающие жить «по плоти», ко второму — живущие «по духу». Небесный Град — общность людей, скитающаяся по Земле, но ей не принадлежащая. Град Небесный не отождествляется со служителями христианской Церкви, а Град Земной — со светским миром. Не все служители Церкви — подлинные граждане Града Божьего, точно так же, как праведники есть и в миру. Эти два града рассеяны по земле, перемешаны в реальном обществе. Борьба между ними есть столкновение добра и зла. Мир движется к Страшному Суду, где неизбежно произойдет разделение людей на праведников и грешников. Первые найдут спасение, окажутся в небесном царстве, вторые обречены на вечные муки.

Августин впервые изобразил всю историю человечества как единый процесс, представляющий собой взаимодействие двух различающихся по своим ценностным ориентациям и высшему предназначению Градов, движущихся в одном направлении. Вся история, по его мнению, есть не что иное, как реализация божественного Плана, или Провидения. Если «отцом истории» считают Геродота, то «отец философии истории» — Августин Блаженный. Именно ему, как утверждают исследователи, западная теория обязана обостренным вниманием к проблематике времени. На место античных представлений о цикличности истории он поставил идею направленного развития человечества от грехопадения до Страшного Суда. Мысль о том, что за всеми поступками и действиями людей стоит некая невидимая сила, положила начало поиску объективных, независимых от людей закономерностей. Таким образом, в концепции Августина, хотя и с теологических позиций, был преодолен присущий античной мысли взгляд на историю как процесс, совершающийся циклично. С тех пор доминирующим становится линейный подход к историческому процессу В XIX-XX вв. социальная мысль выдвинула множество концепций, по-разному трактующих характер поступательной динамики общества, но так или иначе учитывающих то, что было достигнуто в предшествующий период. После Августина было немало христианских теоретиков, но вплоть до Фомы Аквинского никто не мог сравниться с ним по степени влияния и универсальности.

Учение Фомы Аквинского

Фома Аквинский (1225-1274) — крупнейший систематизатор христианского учения и самый значимый его интерпретатор в духе учения Аристотеля. Он написал множество сочинений, в том числе и социально-философского характера. Основными из них считаются два монументальных произведения — «Сумма против язычников» и «Сумма теологии».

В работах Фомы Аквинского воле человека придается большая самостоятельность по сравнению с предшествующими богословскими трактатами. В его сочинениях получает более глубокую трактовку свобода выбора и ответственности за свои поступки. Одна из центральных его идей — обоснование вселенского порядка. Если мы, писал он, устраним из тварных вещей порядок, то мы устраним самое лучшее, что в них есть. Хотя они хороши сами по себе, но, будучи соединены, становятся хорошими в наивысшей степени по причине порядка Вселенной. В делах человеческих соединение, связь — это и есть закон. Законы действуют на разных уровнях и в различных сферах, обеспечивая тем самым порядок. Фома Аквинский выделяет целую систему иерархично расположенных законов — от вечного Закона, который не знает искажений, но трудно познаваем, до закона человеческого, греховного, диктуемого не разумом, а чувственностью.

Государство — часть Вселенской империи; оно создано Богом и управляется им. Законы, издаваемые государством, определяются высшими законами, исходящими от Бога, и земная власть может лишь вносить в них коррективы. Отсюда роль законодателя, руководствующегося вечными законами. Совершенное общество представляет собой сословную иерархию, которую образуют священнослужители, рыцари, крестьянство.

Таким образом, порядок в мире, по Фоме Аквинскому, носит совершенный и завершающий характер, определяемый в конечном счете вечными законами, идущими от Бога. Однако в этой стройной системе бытия заложено противоречие: если всё идет от Бога как носителя высшей справедливости, добра, мудрости, милосердия, то откуда берутся тираны, произвол властей, насилие, несправедливость? Данная проблема в дальнейшем будет стоять перед многими мыслителями и по-разному решаться ими.

Ключевые слова: Средневековье, Социология, История
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Предпосылки возникновения социологии как науки
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Социальные учения Античности
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Позитивизм О. Конта
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Эволюционизм Г. Спенсера
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Исторический материализм К. Маркса и проект «научного социализма»
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Социологизм Э.Дюркгейма
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Понимающая социология М. Вебера
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Оставить комментарий