Социальные общности и группы

Кроме культуры структурным компонентом общества являются люди, которые объединяются в социальные группы и общности. Эти группы и общности появляются в процессе дифференциации, присущем всей живой природе. Именно разделение общества на различные группы и их взаимодействие придаст любому социуму необходимую динамику, определяющую его развитие.

Социальная группа — это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения. Для возникновения любой социальной группы необходимы некоторая цель и форма социального контроля за соблюдением ценностей и норм. В процессе формирования группы выделяются лидеры, групповая организация, образуются социальные связи между ее членами, вырабатываются групповые ценности и нормы.


По способу организации социальные группы подразделяются на формальные и неформальные.

  • Формальные группы — это такие группы, цель и структура которых заранее определена, например воинские подразделения. В них уставом определены штатная структура, формальный лидер, цель.
  • Неформальные группы образуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению поставленной цели. Причем цель в неформальной группе часто четко не осознается.


По степени частоты социальных контактов социальные группы можно разделить на первичные и вторичные.

  • Первичные группы — небольшие, очень тесно сплоченные социумы, все члены которых живут вместе и рядом и за счет многочисленных повседневных контактов очень хорошо знают друг друга. Например, семья, группа друзей, школьный класс, отдел в учреждении.
  • Вторичные группы — это более многочисленные группы, они могут состоять из двух или нескольких первичных. Они менее сплочены по сравнению с первичными, степень влияния их на каждого члена ниже. Примером вторичной группы может служить школьный коллектив, учебный курс, производственное подразделение от управления и выше.


По принадлежности индивида социальные группы дифференцируются на свои и чужие.

  • Ингруппы — это те социальные группы, которые индивид идентифицирует как «мои», «наши» и к которым он ощущает свою принадлежность. Например, «моя семья», «наш класс», «мои друзья».
  • Аутгруппы — это такие группы, к которым члены ингруппы относятся как к другим, не своим, даже порой как к враждебным. Например, другие семьи, другая компания ребят, другая религиозная община, клан, другой класс, другой этнос.


Кроме понятия «группа» в социологии существует понятие «квазигруппа».

Квазигруппа — малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.

Аудитория — объединение людей во главе с коммуникатором (например, концертная или радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств.
Фан-группа — объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу.
Толпа — временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.


Основные свойства квазигрупп:

  • анонимность. Индивид чувствует себя неузнаваемым и неуязвимым в толпе, не ощущает социального контроля и ответственности;
  • внушаемость. Члены квазигруппы более внушаемы, чем люди, находящиеся за ее пределами;
  • социальная заражаемость. Заключается в быстрой передаче эмоций, настроений, а также быстрой их перемене;
  • бессознательность. Индивиды как бы растворяются в толпе и пропитываются коллективными бессознательными инстинктами, их действия в квазигруппе вытекают более из подсознания, чем из сознания и имеют иррациональный и непредсказуемый характер.


Основные правила обуздания толпы:

  • необходимо в возможно большей степени структурировать толпу (выделить лидеров, определить отдельные части толпы, их лидеров и структуру);
  • предложить толпе какую-нибудь значимую цель и программу ближайших действий для более осознанного поведения, цели и алгоритмы действий для отдельных частей;
  • показать наличие социального контроля (назвать несколько фамилий, имен членов толпы •    если не удается рассеять толпу, разделить ее на колонны, шеренги, ряды и развести по частям;
  • постоянно поддерживать связь и контролировать лидеров частей;
  • постоянно давать толпе позитивную информацию, отсутствие которой ведет к смене настроения толпы на негативное, к панике.

Наиболее крупными социальными группами в обществе являются социальные общности. Это реально существующие большие объединения социальных групп, имеющие относительную целостность и обладающие системными свойствами, не сводимыми к свойствам отдельных групп.

В качестве примеров социальной общности можно привести аграрное акционерное общество (колхоз), включающее население нескольких деревень, население микрорайона, армейские подразделения.

Социальные общности могут возникать не только на основе единой территории, но и на основе общей деятельности или демографических характеристик. В этом случае они называются номинальными. Например, общность российских врачей, общность российской молодежи, пенсионеров.


В современном обществе также важное место занимают такие общности, как социальные движения. Это менее формализованная и централизованная форма общественных организаций, чем политическая партия, в то же время достаточно интегрированная и сплоченная (хотя и без фиксированного членства). Социальные движения, движение за мир (50-е гг. XX в.), движение за права человека, экологическое движение («зеленые» в 90-е гг. XX в.), национальные движения, движения за независимость в колониальных странах, движения за автономию и самоопределение оказали и оказывают значительное влияние на мировое развитие и привели к значимым изменениям и сдвигам.

Конкурентная борьба между социальными группами и общностями наряду с экономическими, политическими, культурными, научно-техническими изменениями является одним из факторов общественного развития.

Ключевые слова: Группа, Социум
Источник: Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 124 с.
Материалы по теме
Понятие социальной группы
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Конформизм и групповое давление
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Природа социальных групп в организациях
Фролов С.С., Социология организаций
Формирование и развитие социальных групп в организации
Фролов С.С., Социология организаций
Основные методы группового тренинга
Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. —224...
Межличностные отношения в группах и коллективах
Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы...
Проблема социального контроля
Тамотсу Шибутани, Социальная психология
Классификация групп в организации
Евтихов О.В., Управление персоналом организации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 297 с...
Оставить комментарий