Девиантное поведение всегда связанно с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе нормам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.
Как известно, система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития общества, а также от производственных и общественных отношений. Социальные нормы в обществе выполняют различные функции: ориентационную, регулирующую, санкционирующую, воспитательную, информационную и др. В соответствии с нормами индивиды строят и оценивают свою деятельность, направляют и регулируют свое поведение. Именно в регулировании сознания и поведения заключается суть социальных норм. Регулирование происходит в соответствии с господствующими идеологией, системой ценностей, потребностей, интересов. Тем самым социальные нормы оказываются инструментом целеполагания, прогнозирования, социального контроля и коррекции отклоняющегося поведения в социальной среде, а также стимулирования творческой и социальной активности человека. Социальная норма - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений. Выделяют следующие основные группы социальных норм: духовно-нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные.
Каковы же механизмы воздействия социальных норм на личность? Социальные нормы интериоризируются во внутренний мир личности в течение всей жизни. Особенно активно это происходит на ранних этапах развития ребенка. Нормы в соответствии с общими психологическими представлениями присутствуют в индивидуальном сознании в форме социально-психологических установок. Установка как «готовность, предрасположенность субъекта воспринимать или действовать определенным образом» имеет различные формы. Термин «социальная установка» («аттитюд» - в английском звучании) был введен У. Томасом и Ф. Знанецки в 20-е гг. прошлого столетия. М. Смит конкретизировал структуру аттитюда, выделив три известных компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий. Социальные установки переживаются человеком как личное отношение к чему-либо, как значение объекта (явления) для данной личности - его личностный смысл. В диспозиционной концепции регуляции социального поведения. В.А. Ядова выделяются четыре уровня диспозиций (социальных установок):
- простейшие ситуативные поведенческие установки;
- социальные установки, действующие на уровне малых групп и в привычных ситуациях;
- диспозиции, в которых фиксируется общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности;
- система высших ценностных ориентаций личности регулирующих целостность ее социального поведения и деятельности.
Социальные нормы действенны лишь в том случае, когда они становятся компонентом индивидуального сознания. Именно тогда они действуют как факторы и регуляторы поведения и самоконтроля.
Свойствами социальных норм являются:
- объективность отражения действительности;
- однозначность (непротиворечивость);
- историчность (преемственность);
- обязательность воспроизводства;
- относительная устойчивость (стабильность):
- динамичность (изменчивость);
- оптимальность;
- организующая, регулирующая способность;
- коррекционно-воспитательная способность др.
Выделяют несколько подходов к оценке поведенческой нормы:
- социальный;
- психологический;
- этнокультуральный;
- возрастной;
- тендерный;
- профессиональный;
- психиатрический.
Поскольку не все отклонения от «нормы» могут быть деструктивными, есть и недеструктивные варианты; в любом случае нарастание отклоняющегося поведения свидетельствует о социальном неблагополучии в обществе и может находить свое выражение как в негативных формах, так и отражать возникновение нового социального мышления, новых стереотипов поведения. Так как «девиантным» признается поведение, не соответствующее социальным нормам и ожиданиям, а нормы и ожидания различны не только в разных обществах и в разное время, но и у различных групп в одном и том же обществе в одно и тоже время (правовые нормы и «воровской закон», нормы взрослых и молодежи, правила поведения «богемы» и т.п.), постольку понятие «общепринятая норма» весьма относительно, а, следовательно, относительно и девиантное поведение. Исходя из Самых общих представлений, девиантное поведение определяется как поступок, действия человека и как социальное явление, Предметом изучения психологии девиантного поведения являются причины девиантного поведения, ситуационные реакции, психические состояния, а также особенности развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе.