Стоящие перед социальным мышлением задачи - это задачи, решаемые человеком в его каждодневной жизни, касающиеся конкретных реальных индивидов, которые своим присутствием составляют существенный момент условий задачи. Социальное мышление это добывание знаний о конкретном человеке, каким является и сам субъект мышления и те индивиды, с которыми он взаимодействует.
Социальный интеллект, т.е. интеллект конкретный не может рассматривать социальные задачи как абстракции, поскольку имеет дело с реальными людьми, реальными проблемами, например, моральными. Людей нельзя превратить в крестики и нолики и совершать с ними арифметические действия. Поступок личности не является логическим выводом из некоторого количества аксиом.
Важнейший момент социальной задачи составляют ее этические и моральные аспекты. Физические или математические задачи в своих условиях морально-этические аспекты не содержат. Эрик Фромм счел даже возможным назвать современную ф психологию аморальной, имея в виду игнорирование этой психологией моральных проблем.
Ж.Пиаже так же в определенной степени осознал существование двух типов задач и провел свое исследование развития морального сознания ребенка, не объединяя это исследование с другими сериями своих исследований интеллекта. Он не осмелился в едином тексте рассмотреть закономерности понимания ребенком сохранности количества вещества и закономерности формирования представлений о добре и зле, справедливости, мотивах поступков и т.п. По результатам исследований развития морального сознания Ж. Пиаже можно сделать вывод о том, что развитие морального сознания не является прямым следствием развития академического, или, как его еще называют, абстрактного интеллекта. Скорее можно говорить о некоторой параллельности в развитии этих типов интеллекта. С нашей точки зрения моральное сознание является ядром социального интеллекта. Моральные суждения детей не образуют формально-логические заключения и выводы. Все это свидетельствует о существовании специфических задач, связанных с познанием человека. «Личность и вещь» — такую оппозицию постоянно имел в своей голове М.М.Бахтин, размышляя о методологических проблемах гуманитарных наук. Познание людей не сводимо к познанию вещей. Такого рода идеи можно найти и в самых ранних работах М.М. Бахтина, и в его последних, предсмертных текстах.