Социально-психологический климат группы и его диагностика

В настоящее время считается общепризнанным факт, что социально-психологический климат группы является одним из главных признаков сплоченности. Содержательные аспекты социально-психологического климата впервые рассмотрел Г. А. Моченов, считавший, что под ним надо понимать эмоциональный настрой, устанавливающийся на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива (Моченов, 1970). Такой же точки зрения придерживался К. К. Платонов, который под социально-психологическим климатом понимал «настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих или работающих людей» (Платонов, 1979).

На основе идеи социально-психологического климата группы как эмоционально-психологического настроя членов группы построено несколько отечественных теорий. Например, А. В. Петровский с учениками в основу данной переменной поместил симпатию-антипатию членов группы друг к другу. Кроме этого, симпатия, или совместимость членов группы, также является показателем благоприятного социально-психологического климата (Петровский, 1973).

Н. Н. Обозов основой социально-психологического климата коллектива считал удовлетворенность членов группы межличностными отношениями. Удовлетворенность, проявляясь во взаимной симпатии, привязанности и совместимости людей, также свидетельствует о наличии в группе благоприятного социально-психологического климата (Обозов, 1979).

Итак, если под социально-психологическим климатом понимают эмоциональный настрой, который складывается и проявляется во взаимоотношениях, устанавливающихся между людьми в группе, то правомерно использовать термин «эмоциональный климат группы». Таким образом, социально-психологический климат и эмоциональный климат группы - синонимичные явления. Это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия.

Необходимо обратить внимание на неоднозначность в литературе термина «социально-психологический климат», так как наряду с ним употребляются и другие термины, например: морально-психологическая обстановка, социологический микроклимат, психологический настрой, психологическая атмосфера, товарищеская обстановка, групповая атмосфера и др. Это все родственные термины, которые можно считать синонимами.

Эмоциональный климат группы, проявляясь в феномене сплоченности, влияет на многие сферы жизнедеятельности коллектива, понижая или повышая показатели его деятельности. В частности, благоприятный эмоциональный климат в группе способствует хорошему самочувствию ее членов, большей вовлеченности их в дела группы, росту заинтересованности в положительных результатах общественной активности.

Диагностика социально-психологического климата группы выполнена по шкале-опроснику Ф. Фидлера (в адаптации Ю. Л. Ханина)

Организация эксперимента: групповой опрос всех членов группы на отдельных бланках

Инструкция испытуемым: «Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать психологическую атмосферу в группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поместите знак «х», тем более выражен этот признак в Вашей группе. Бланк с оценкой психологического климата группы нужно подписать своей фамилией».

Для атмосферы в Вашей группе характерны:

1. Дружелюбие 12345678 Враждебность
2. Согласие 12345678 Несогласие
3. Удовлетворенность 12345678 Неудовлетворенность
4. Увлеченность 1 2 3 4 5 6 7 8 Равнодушие
5. Продуктивность 12345678 Непродуктивность
6. Теплота 12345678 Холодность
7. Сотрудничество 12345678 Отсутствие сотрудничества
8. Взаимная поддержка 12345678 Недоброжелательность
9. Занимательность 12345678 Скука
10. Успешность 12345678 Неуспешность

Ключ для обработки результатов. Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов в зависимости от того, где помещен знак «х». Знак, смещенный в левую часть теста, характеризует положительные оценки взаимоотношений, а в правую - отрицательные. После проставления оценок они суммируются. Итоговый показатель исчисляется по средней арифметической. Диапазон оценок колеблется от 1 до 8. Чем ниже оценка, тем благоприятнее социально-психологический климат (атмосфера).

Показатели, которые можно получить по методике «Оперативная диагностика социально-психологической атмосферы группы»:

  1. средняя оценка социально-психологического климата, выставленная группе ее руководителем;
  2. оценка психологического климата каждым членом группы в отдельности;
  3. средняя оценка социально-психологической атмосферы всей группой.

Средняя оценка социально-психологического климата руководителем группы сравнивается со средней оценкой группы.

Возможны два варианта:

  1. Руководитель группы оценивает психологический климат группы выше своих членов. Средняя оценка руководителя высокая, например, от «1» до «3». Средняя оценка группы - низкая, например, от «5» до «8». Интерпретация: руководитель группы не понимает реального настроения ее членов, занят собой, своими проблемами. Вероятно, что члены группы не удовлетворены руководством. Известно, что климат в группе зависит от эффективности руководства, соответственно, данное руководство группой на низком уровне.
  2. Руководитель группы оценивает психологический климат группы ниже своих членов. Руководитель группы - «6-8», члены группы - «1-3». Интерпретация: руководитель группы находится в конфликте с группой, не удовлетворен собой и процессами, происходящими в группе; недоволен своим положением в группе; оторван от группы, ее интересов и деятельности.

Оценка социально-психологической атмосферы каждым членом группы в отдельности. Важно составить сводную таблицу, чтобы отразить оценки каждого члена группы. По данным таблицы можно увидеть конфликт отдельных членов со всей группой. Конфликт виден по низким индивидуальным оценкам, противоречащим высоким оценкам большинства. Низкие оценки члена группы свидетельствуют о неудовлетворенности положением человека в группе. С другой стороны, высокие оценки группы могут быть необъективными, например завышенными. Это происходит из-за низких требований к группе, ее деятельности и в целом невысокой роли группы в структуре какой-либо организации. Соответственно, неудовлетворительные оценки отдельных субъектов говорят о высоких требованиях и ожиданиях в отношении группы и ее деятельности.

Главный показатель психологического климата группы -это индекс благоприятности межличностных отношений в группе. Средний балл «благоприятности» по каждому члену группы суммируется, а затем делится на количество участников группы, т. е. находится средний арифметический показатель всей группы из средних показателей членов группы. Чем меньше среднее число, тем благоприятнее социально-психологический климат в группе. Наоборот, увеличение среднего числа до показателей «7-8» свидетельствует о неблагоприятном социально-психологическим климате.

Второй вариант изучения социально-психологического климата в группе (в качестве испытуемых лучше использовать учащихся общеобразовательной школы).

Инструкция испытуемым: «Вашему вниманию предлагаются характеристики, отражающие взаимоотношение в группе. Таких характеристик 12. Нужно оценить каждую характеристику по пятибалльной шкале. Критерии оценки представлены ниже в таблице 7. Напротив каждой стороны взаимоотношений поставьте знак «+» в колонке оценок».

Варианты оценок: совершенно согласен (5 баллов); согласен с этим (4 балла); согласен, но не совсем (3 балла); не согласен с этим (2 балла); совершенно не согласен с этим (1 балл).

Таблица 7. Схема диагностики социально-психологического климата группы

«Ученики нашего класса» (или второй вариант: «Члены нашей группы») 5 4 3 2 1
1. Любят и хотят учиться          
2. Хорошо относятся друг к другу          
3. Готовы выполнять любую общественную работу        
4. Редко ссорятся друг с другом          
5. Всегда помогают друг другу в учебе          
6. Часто бывают вместе в свободное от занятий время        
7. Активно участвуют в общественной работе          
8. Довольны результатами общественной работы        
9. Считаются с мнениями товарищей          
10. Внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно        
11. Остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе и работе        
12. Дружны и доброжелательны          

Обработка. Подсчитывается количество баллов по каждому пункту анкеты всех участников тестирования. Затем вычисляется S-величина, характеризующая социально-психологический климат группы.
C - сумма всех баллов, n - количество испытуемых,
S = C/n.

Интерпретация:
35-60 - благоприятный климат,
20-34 - средняя величина,
> 20 - неблагоприятный социально-психологический климат.

Ключевые слова: Группа
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Ролевая структура детского коллектива
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Групповое принятие решений
Машков В.Н. - Психология управления
Сущность, содержание, основные причины групповых конфликтов
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Инновации в группе
Яголковский С.Р., Психология креативности и инноваций, 2007
Структурные характеристики группы
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Исследования групподинамических процессов в сетевых сообществах
Психология Интернет-коммуникации : учеб. пособие / Е. П. Белинская. — М. : МПСУ ; Воронеж :...
Конформизм и групповое давление
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Групповая психотерапия ПТСР
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Оставить комментарий