Шизофрения в детском и подростковом возрасте

Шизофрению относят к тяжелым психическим заболеваниям, приводящим к дезинтергации личности и искажению психических процессов (искаженного развития).

Особенно четко предположение об эндогенном происхождении особого «помешательства» с рождения были сформулированы еще в 1860 г. в работах Морел, в 1886 г. в работах Магнан и Легрейн, К выделению особой группы психозов подошли В.П. Сербский (1890) и В.П. Осипов (1907).

Опираясь на анализ начальных расстройств, основных синдромов и исходных состояний Е. Крепелин (1898) выделил группу раннего слабоумия, Е. Блейлер (1911) разработал положение об основном типе расстройств в форме аутизма и психического расщепления, обосновал наличие в группе раннего слабоумия состояний различной тяжести и назвал их шизофренией. Е. Кречмер (1924) привлек внимание к взаимосвязи шизоидных психопатий с шизофренией и типами характеров в норме. Клинико-генеалогические исследования (Kallman F., 1946, Slater E., Roth M., 1969) завершили эту целостную систему исследований шизофрении взрослых как единой клинико-нозологической единицы.

Первый этап исследований детской шизофрении был связан с накоплением данных о психозах у детей (П.И. Ковалевский, 1883, П.П. Малиновский, 1847). Вслед за работами Е. Крепелина о преждевременном слабоумии у детей появляются работы S. de Sanctis (1905, 1908), в которых он называет психоз с психомоторным возбуждением и исходом в слабоумие «dementia praecoccissima». А.Н. Бернштейном (1912), М. Брезовскиим (1909), Е. Холландер (1911) были описаны состояния с кататоническими, гебефренными, параноидными и аффективными расстройствами у детей школьного возраста и подростков, затем была показана независимость таких психозов от возраста и показана связь с подобными состояниями у взрослых.

В 30-40-е годы ХХ века начинается следующий этап в исследовании - это собственно интерес к детской шизофрении (Т.И. Юдин, Н.И. Озерецкий, 1924, 1938, Г.Е Сухарева, 1937, Т.П. Симсон, 1948). Они определяют шизофрению как наследственно обусловленное заболевание с типичной психопатологической картиной, определенным течением и исходами и выделяют три основные ее формы у подростков: кататоническая, гебефренная и параноидная, а у детей - кататоническая с постепенно наступающей деградацией психики, гебефреническая, с навязчивостями в сочетании с депрессивным фоном.

Шизофрению трудно диагностировать в детском возрасте: симптомы представлены рудиментарно, нередко отсутствуют, преобладают симптомы нарушения развития. У детей можно выделить два типа течения: постепенная с симптоматикой, похожей на гебефреническую и остро протекающую шубообоазную форму с кататоническими проявлениями. В числе основных диагностических критериев такие нарушения Я, как:

  • звучание мыслей, вкладывание или отнятие мыслей и расплывчатость мышления;
  • нарушения восприятия времени, пространства, цвета, формы, образа тела;
  • бред внешнего контроля и воздействия, чувство сделанности;
  • слуховые галлюцинации, часто в виде голосов, комментирующие мысли и действия, или в форме диалога с обсуждением пациента.

Этиология

Дискуссия об этиологии и патогенезе сконцентрирована в основном на значении генетических, органических и психогенных факторов. Этиологическая роль генетических факторов не вызывает сомнений (вероятность возникновения шизофрении у детей матерей, страдающих этим заболеванием, составляет 10-15%), однако, степень их участия рассматривается по-разному. Также отмечается более высокая, чем в общей детской популяции, частота органического поражения мозга у детей и подростков с шизофренией.

Большое количество исследований посвящено шизофреническому дизонтогенезу (Г.Е. Сухарева, Г.К. Ушаков). Бендер (1958), Фаретра (1972), Фиш (1979) показали несхожесть шизофрении в детском и взрослом возрасте, сходство нарушенных форм поведения с нормальным поведением у детей. Они обнаружили повреждения физиологических функций, обменных процессов, обосновали предположение о существовании внутриутробной процессуальной шизофрении, что доказывало наследственный тип возникновения.

Многие специалисты усматривают множественную причинность заболевания, придавая особое значение ранним отношениям матери и младенца (М. Кляйн, Л. Беллак). Решающее значение в этих исследованиях придается «дезорганизации» личности в межперсональных отношениях. М. Малер рассматривает заболевание в круге симбиотических психозов. В норме она выделяет 3 стадии: 1-4 месяц аутистическая фаза, 5-12 - симбиотическая, 12-24 индифферентная. При расхождении сексуального созревания ребенка и автономизации его эго-функции эмоциональное созревание и дифференциация не наступают. Тогда эго-функция становится фрагментарной и симбиоз застревает.

Эпидемиология: 4 % случаев начинается в возрасте до 15 лет, 1 % - до 10 лет. Пациенты-дети составляют 1-2 % от всех пациентов. 10 % случаев дебютирует между 14 и 20 годами, 42 % - между 21 и 30 годами.

Преморбид

До начала заболевания детям часто бывают свойственны: усиленная реакция на незначительные стимулы, аффект злобы, немотивированные изменения настроения, эгоцентризм, односторонность интересов, неумение справляться с трудностями, создание своего «царства», бесчувственность в сочетании с садизмом. Еще до манифестации заболевания такие дети испытывают трудности, связанные с учением. Ребенок начинает плохо учиться, у него могут появляться «страшные мысли» о будущем, возникают мрачность, задумчивость, ощущение, что к нему плохо все относятся, одиночество, оторванность, «любовь к дальнему, отвращение к ближнему».

Психические процессы только что заболевшего, находящегося в остром приступе, пациента отличается от состояния ребенка, болеющего давно, процесс которого стабилизировался, либо нарастает дефект. Однако можно отметить сходство качественных особенностей процессов во всех формах. Большое значение имеет интенсивность процесса: чем острее процесс, тем полиморфнее, ярче психические нарушения на высоте острого состояния, психическая структура больного оказывается в более сильной дезинтеграции, чем при вялопротекающем процессе.

При шизофрении на первый план выступают личностные нарушения: происходит отчуждение от социума, нарастает аутизация, меняются интересы, приобретая все более причудливую форму. Речь может приобретать форму шепота, пациентам характерны потеря стремлений к деятельности, эмоциональная холодность и отрешенность.

Нарушения восприятия при шизофрении включают: невозможность объединять отдельные элементы в целостный образ, трудности выделения наиболее значимых существенных признаков. Пациенты акцентируют латентные признаки -легкие, не (мало) значимые, гиперконкретные, застревание на несущественных элементах, субъективно интерпретируя детали. При описании картин дети, больные шизофренией, не уделяют внимания переживаниям действующих лиц, часто не могут понять картины с содержанием эмоционального характера. Характерны случайность, фрагментарность и односторонность восприятия. 

Непроизвольное внимание нарушается медленнее, чем произвольное. Даже при тяжелых формах можно обнаружить, что пациенты-дети (подростки) способны были заметить и запомнить малозаметные детали. Однако такие дети могли выполнять задания только после значительной стимуляции. Характерна особая рассеянность (когда в единый поток мыслей пациента вклиниваются отвлекающие мысли). При невозможности сосредоточиться на запоминании предложенного материала могут страдать все виды памяти (механическая и логическая), вместе с этим словесный материал запоминается легче, чем зрительный. В целом, на запоминание большое влияние оказывает состояние больного в момент запоминания. Пациентам характерно забывание воспринятых впечатлений, однако процесс забывания имеет закономерности: больше всего забывается то, о чем хочется забыть, но иногда прочнее держаться в памяти именно те факты, которые связаны с тяжелыми неприятными впечатлениями. У больных шизофренией при вяло текущем процессе память достаточно сохранна, у больных с высоким общим развитием лучше логическая память, чем механическая.

У детей и подростков, больных шизофренией, отмечаются особенности представлений: например, они говорят, живут «как в сказке», «как во сне», между ними и всем окружающим находится «густой воздух», достаточно закрыть глаза и мир «исчезает» из реальности. Дети отмечают, что им трудно представить какой-то предмет, потому что для этого нужно почувствовать, а «это невозможно», предметы «как будто пустые». В связи с этими особенностями детям трудно даются некоторые школьные предметы (где необходимо представлять, например, геометрия).

Нарушается и процесс фантазирования, он приобретает патологическую форму: дети поглощены своей патологической продукцией, все больше теряют связь с реальным миром. Дети одушевляют неживые (в том числе и неигровые) предметы, разговаривают с ними, не замечая границы между вымыслом и тем, что есть на самом деле, воспринимают как реальность все, что фантазируют, часто создают иллюзорных товарищей для игр. Такая игра приводит к нарушению социализации, потере социальных контактов, аутизации.

Особо следует отметить патологию мышления. Она проявляется в сочетании слабости процессов обобщения, невозможности охватить целое и выделить главное. Дети часто фиксируются на некоторых деталях, забывая о других. Характерна неравномерность интеллектуальной продуктивности в виде более высокого качества ответов при выполнении вербальных задач по сравнению с наглядными, сложное более доступно, чем простое. Детям бывает трудно регулировать ход мышления: зачастую их мысль распадается на несколько ассоциаций, которые актуализируются одновременно и параллельно, таким образом, мысли «разбегаются в разные стороны». Иногда пациенты жалуются, что кто-то внедряет им в голову мысли, отмечают чуждость мыслей. Таким образом, единство мыслительного процесса разрушается, нарушается целенаправленность мышления. В целом можно выделить три формы нарушений мышления у детей и подростков с шизофренией:

  • невозможность правильного обобщения ведет к поверхностному обобщению, когда часть начинает играть роль целого;
  • аффективные и субъективные связи становятся на место логических;
  • мышление «соскальзывает», то есть «спускается» на генетически низшие ступени.

Наряду с этим отмечаются нарушения схемы тела, нарушения пространственных представлений, спутанность связей и эмоциональная уплощенность.

Ключевые слова: Шизофрения, Дети, Подростки
Источник: Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - 216 с.
Материалы по теме
Принципы психофармакотерапии в детской и подростковой психиатрии
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Дети с шизофренией
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142...
Реабилитация психически больных детей и подростков
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Депрессии у детей и подростков (F32)
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Дети и подростки в экстремальных и кризисных ситуациях
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Шизофрения в подростковом возрасте
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Детская шизофрения
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Патопсихология детской шизофрении
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Оставить комментарий