Схема психологического анализа урока (В. Г. Казанская)

1. Место урока в системе проблемного, развивающего и ориентированного на личность обучения, его цель и задачи.
2. Учет психологических особенностей учеников при подготовке к уроку (взаимоотношения учащихся в классе, уровень его организованности, подготовленность учащихся, их отношение к учению, к данному предмету).
3. Психологические аспекты формирования направленности личности, ее социализации и социальной зрелости (воспитательные задачи урока, связанные с развитием терпимости, стойкости, смирения, свободы, противостоянием неудачам, способностью «не потерять свое лицо», одолением эмоционального и интеллектуального шантажа и др.), пути выполнения намеченного, использование на уроке психологических знаний (о возрастных и индивидуально-типических особенностях учащихся, социально-психологической структуры класса), чтобы достичь поставленных целей.
4. Активизация познавательной деятельности учащихся:

  • постановка проблемы на уроке;
  • задействование в решении проблемы субъективного опыта учащихся; преобразование его; стимуляция учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов переработки учебного материала;
  • обеспечение контроля и оценки не только результата, но и процесса учения;
  • выявление личностно значимого отношения к учебному тексту (доказательства, аргументация, аксиома);
  • включение в дидактический материал текстовых пояснений, указаний, примечаний, комментария, смысловых таблиц, системы учебных заданий;
  • организация ориентированного на личность обучения благодаря усилению мотивации учебной деятельности (самоконтролю, самооценке, вовлечению учащихся в процесс оценивания), работе с первоисточниками (летописями, мемуарами, различными справочными материалами);
  • предоставление ученику свободы выбрать способы выполнения учебных заданий (чтобы снять эмоциональное напряжение, вызванное боязнью ошибиться в своих действиях);
  • внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы учащегося, ее организации и оценке наиболее продуктивных;
  • возможность реализации индивидуальных познавательных маршрутов и программ обучения;
  • выявление личностных особенностей, чтобы спрогнозировать интеллектуальный рост, имеющий отношение к разнородному учебному материалу (определение познавательного профиля);
  • организация сотрудничества с учащимися, для чего определяется генератор идей, инициаторы, функциональные лидеры, использование неправильных ответов в дискуссии;
  • определение приемов развития внимания (устойчивости, переключения, объема, распределения), памяти (произвольного и непроизвольного запоминания и воспроизведения, прочного и осмысленного запоминания), мышления (гибкости, глубины, широты, творческого и продуктивного, различных мыслительных операций и форм), воображения (связи слова и наглядности, элементов творческого воображения, мечты и пр.).

5. Деятельность и личность учащихся на занятиях:

  • интерес учащихся разного уровня подготовленности к предмету;
  • степень эрудированности;
  • легкость усвоения материала;
  • активность, самостоятельность, сосредоточенность на разных видах работы;
  • деятельность учеников как единого коллектива; сплоченность, организованность; аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; особенности участия отдельных учеников в учебной деятельности (использование своего субъективного опыта, возможность рассказа об имеющихся в учении и жизни трудностях, постановка вопросов для обсуждения, положительное влияние на своих одноклассников, обращение за помощью и готовность ее представить и получить);
  • дисциплинированность;
  • умение правильно воспринимать критику и готовность поддержать действия учителя;
  • отношение учащихся к учителю и друг к другу (послушание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказка);
  • приемы и способы умственной деятельности (применение правил, предписаний, изложение знаний, организация восприятия учебного материала, наблюдение, запоминание, создание образов, инициатива в их использовании).

6. Характеристика личности и деятельности учителя:

  • знание предмета, эрудиция, разносторонность интересов;
  • умение доступно объяснять материал;
  • умение заинтересовать изучаемой темой;
  • требовательность;
  • такт, вежливость в общении;
  • умение показать практическую значимость изучаемого материала;
  • поддержание дисциплины на уроке;
  • вовлечение учащихся в активную работу на занятии;
  • справедливость, честность;
  • скромность, простота;
  • умение отмечать достоинства учеников;
  • создание благоприятной психологической атмосферы общения на занятии с помощью коммуникативных средств (побуждение, совет, порицание, одобрение и пр.);
  • учет психического состояния отдельных учащихся;
  • коммуникативные умения педагога (находить выход из трудных ситуаций, самообладание, раскованность, снятие неблагоприятных эмоциональных состояний, умение предвидеть поведение отдельных учеников, распознавание побуждений по выражению лица учащихся, экспрессивная речь, ее окраска, техника владения экспрессивным проявлением — приглашающие, осуждающие, восторженные интонации и др.);
  • главные достоинства личности и деятельности педагога, пути преодоления отдельных недостатков личности и коммуникативной техники.

7. Организация пространства в классе как способ влияния на учебную деятельность школьников: работа детей у доски, за партами, в группах. Свободное передвижение по классу в случае необходимости, выбор пособий, наглядного материала.
8. Общая оценка урока, касающаяся достижения обучающих целей. Место урока в обучении, ориентированном на личность.

Ключевые слова: Методики
Источник: Ильин Е.П., Психология для педагогов
Материалы по теме
Методика «Мотивация аффилиации» в модификации М. Ш. Магомед-Эминова.
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Шапарь В.Б., Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми...
Методика "Эффективность лидерства" (Р.С. Немов)
Урбанович А. А. Психология управления
Школьный тест умственного развития (ШТУР)
Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Нейропсихологическое исследование состояния мнестических процессов
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Опросник родительской любви и симпатии (Р. В.Овчарова)
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Опросник измерение установок в семейной паре
Шапарь В.Б., Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми...
Оставить комментарий