Сферы и направления исследования активности

В связи с тем, что активность присуща всему живому и является cпособом адаптации и условием воспроизводства его различных видов, то тема активности, весьма значима для многих наук о человеке, и в том числе и для психологии.

Наиболее четко выделяются активности: психическая, когнитивная; умственная, интеллектуальная, творческая, познавательная, художественная, трудовая, поведенческая, которые, по мнению В.Д. Небылицына, «существенно зависят от уровня возбуждения, создаваемого в лобных структурах коры восходящими влияниями ретикулярной формации среднего мозга». В.Л. Хайкин в труде «Активность: характеристика и развитие» обобщил имеющуюся информацию по основным направлениям и сферам активности.

Одной из наиболее разработанных сфер является психическая активность. В исследованиях выдвинут ряд важных позиций при сопоставлении психической активности со свойством активированности, то есть с индивидуальным уровнем активации, выделенным Э.А. Голубевой, что приобретает большое значение в познании активности в широкой ее представленности.

Активированность трактуется Э.А. Голубевой как «безусловно-рефлекторный баланс возбуждения и торможения, выражающийся в параметрах устойчивых характеристик разных людей по соотношению активирующих и инактивирующих влияний в их энцефалограммах». Характеристиками индивидуального уровня активации в работах Э.А. Голубевой и ее сотрудников служат ЭЭГ-показатели: альфа-комплекс, гармоники и амплитуда вертекс-потенциала. Названные показатели рассматриваются как природные особенности отдельных людей, определяющие у них уровень активированности.

Раскрывая нейрофизиологические предпосылки активности, исследователи (как Э.А. Голубева, так и Н.С. Лейтес, А.И. Крупное, Б.Р. Кадыров и В.Д. Мозговой, И.М. Палей, В.М. Русалов и др.) показали сложное отношение между природными особенностями, обусловливающими уровень активации, и психической активностью.
Так, Б.Р. Кадыров в своем исследовании выявил U-образную зависимость между ними, объясняемую сознательной, выработанной установкой на новизну в группе низкоактивированных лиц, которая обеспечивает достижение ими уровня высокоактивированных лиц, имеющих реальную тягу к «разнообразию».
Эти выводы, раскрывающие, в частности, источники, пути реализации и повышения активности, приобретают важное значение, ибо в целом многочисленные исследования психической активности позволили представить ее структуру, выделить отдельные компоненты, характеристики, понять их взаимосвязь.

Практически в любой ситуации жизнедеятельности человека проявляется когнитивная активность. Когнитивная активность имеет связь с важнейшими психологическими характеристиками человеческой активности. Эта активность предполагает получение когнитивного результата, переживаемого человеком как чувство удовлетворения от получения информации, как явление «инсайта» при решении проблемы, сопровождающегося положительными эмоциями, чувством удовлетворенности от самого процесса и его результата.

Лисина М.И., как исследователь умственной активности, считает, что центральное ядро умственной активности, имеющей более ограниченный объем, чем активность вообще или активность психическая, составляют когнитивные функции и процессы.

Д.Б. Богоявленская и И.А. Петухова определяют умственную активности как «потребность в мыслительной деятельности», а Н.С. Лейтес дает расширенную формулировку, указывая, что «умственная активность... во многом выражает природно обусловленную Потребность в умственных впечатлениях и умственных условиях». Причем простейшей формой умственной активности выступает, как установил Б.Р. Кадыров, стремление к разнообразию.

Н.С. Лейтес также пришел к выводу о сущности умственной активности как широкой любознательности, какими бы психологическими средствами она не реализовывалась: интеллектуальными, перцептивными или даже чисто сенсорными.

Начиная с 60-70-х годов XX столетия, все тщательнее изучается еще более узкое понятие в ряду активности-психическая активность - умственная активность - понятие интеллектуальной активности, которая фактически выделяется и которым обусловлено направление исследования. Это понятие обозначает только мыслительную (а не вообще когнитивную) деятельность, да еще развертывающуюся в своеобразных условиях. Выдвижение и наиболее частой использование данного термина связано с работами Д.Б. Богоявленской. «Интеллектуальная активность, - по ее мнению, - является интегральным свойством некоторой гипотетической системы, основными компонентами (подсистемы) которой выступают интеллектуальные (общие умственные способности) и не интеллектуальные (прежде всего мотивационные) факторы умственной деятельности. При этом интеллектуальная активность не сводится ни к тем, ни к другим в отдельности».

По данным М.Р. Гинзбурга, «интеллектуальная активность является адекватной единицей, отражающей процесс взаимодействия познавательных и мотивационных характеристик творчества в их единстве».

Творческая активность.  Понятие интеллектуальной активности теснейшим образом связано с явлением креативности, которая, по мысли Н.В. Пушкина, означает наиболее высокие формы этой активности. В данном русле изучается такая сфера, как творческая активность. Эта активность человека проявляется в процессе создании материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностыо, уникальностью. Психологической основой для проявления творческой активности являются способности, мотивы, умения человека. Для проявления творческой активности важную роль играет уровень развития воображения, интуиции, неосознаваемые компоненты умственной активности, потребности личности в самоактуализации. При первоначальном изучении творческой активности на основе самоотчетов деятелей искусств и науки (методы интроспекции) особую роль в ней отводили инсайту, внезапному озарению, вдохновению, приходящему на смену умственной активности.

Г. Уоллес рассмотрел четыре фазы творческого процесса:

  • подготовку;
  • созревание идеи;
  • озарение;
  • проверку.

Центральным звеном процесса считалось озарение - интуитивное схватывание искомого результата, что послужило доводом в пользу решающей роли подсознательных и иррациональных факторов в творческой деятельности. Однако экспериментальные исследования показали, что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг друга.

В исследованиях творческой активности последних лет особую роль придают воображению, гибкости ума, дивергентному мышлению, а также внутренней мотивации, увлеченности. В США наиболее эффективным методом стимуляции творческой активности считают метод «мозговой атаки» («брейн-шторминг») и синектику. При использовании мозговой атаки исходят из того, что контрольные механизмы сознания, служащие адаптации к внешней среде, препятствуют выявлению творческих возможностей ума. Нейтрализации этих барьеров добиваются разделением процессов генерирования идей и их критической оценки. Синектика предполагает актуализацию интуитивных и эмоциональных компонентов умственной деятельности в условиях группового творчества.
Исследованиями Н.Н. Поддьякова, Н.П. Калошиной, Н.И. Лапина, В.В. Сазонова показана важная роль нормативных знаний в стимулировании творческой активности как детей-дошкольников, школьников, так и взрослых людей. Например, развитие творческих способностей в учебном процессе осуществляется при решении учебных задач (A.M. Матюшкин, В.В. Давыдов).

Познавательная активность. Особую сферу активности составляет познавательная активность. По утверждению М. И. Лисиной, познавательная активность занимает «структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной активности, то состояние, которое предшествует деятельности и Порождает ее». «Познавательная активность, - по ее мнению, - это потребность, уже отягощенная материей движения и слов, предвкушений и воспоминания». Включая в себя признаки интереса, развития внимания, готовности к действию, познавательная активность близка к понятиям любознательности, или любопытства, распространенных в англоязычной психологической литературе, где подчеркивается потребность в новой информации, готовность к ее переработке, инициативный и целеустремленный поиск.

Поведенческая активность. Значительное место в психологии отводится изучению поведенческой активности. Здесь особый интерес представляют работы Дмитрия Узнадзе и его учеников в рамках теории установки. Согласно данной теории, в зависимости от потребности предметной и социальной среды создается определенная установка, в соответствии с которой осуществляются три типа поведения. Под влиянием потребности и окружающей ситуации в данный момент времени может возникнуть импульсивное поведение. Дмитрий Узнадзе выделяет также принудительное поведение, вызванное принуждением со стороны других людей, социальной среды и направленное на удовлетворение потребностей групп, общества, других людей. Поведение такого типа протекает на сознательном уровне вследствие признания субъектом норм общественного поведения. Установка на реализацию такого поведения может формироваться мотивацией опасности или потребностью признания, причастности к обществу (группе).

Если поведение формируется при активном участии самой личности и человек принимает решение действовать в определенном направлении, то у него возникает установка на волевое поведение. Это поведение связано с удовлетворением личностно значимых потребностей, соответствующих ценностным ориентациям индивида социальным требованиям, с осознанием возможных результатов поведения. Волевому поведению предшествует и сопутствует интенсивная внутренняя активность.

Личностная активность. В качестве особой сферы выступает личностная активность. При ее изучении особое внимание уделяется формам, уровням проявления, зависимости от условий и характера осуществления деятельности, в которой она реализуется.

Установлено, в частности, что личностная активность характеризуется направленностью на достижение конечного результата, который должен привести к чувству удовлетворения от достижения намеченного, к чувству выполнения долга и утверждению себя в осуществляемой деятельности. Реализация личностной активности зависит от степени эффективной организации ситуаций, обеспечивающих возможности их соответствия уровню притязаний, потенциальным возможностям личности и внешним требованиям к результату.

Предметом устойчивого внимания выступает коммуникативная активность. Коммуникативная активность человека в окружающем его многомерном пространстве изучается на разном уровне и в разных формах ее проявления. Особый интерес она вызывает в связи с развитием информационных систем, включая Интернет, втягивающих человека в новые формы связей, ситуации диалога.Значительный опыт накоплен в этой сфере в плане изучения общения людей. Результатом общения как особой формы активности, по выражению Б.Ф. Ломова, является «не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми». Эта форма активности и ее динамика определяются социальными функциями людей, их положением в системе общественных и производственных отношений, ролью в той или иной общности людей, сложившимися в обществе писаными и неписаными правилами, нравственными, правовыми нормами и т.д.

Коммуникативная активность, непосредственная или косвенная (опосредованная), прежде всего через письменность и другие средства массовой коммуникации создает человеку условия для его социального, культурного, физического функционирования. Благодаря коммуникации человек осваивает опыт прошлого, существует в реальном социально-культурном пространстве настоящего, планирует будущее.

Коммуникативная активность проявляется в «субъект-субъектных» отношениях в виде содействия-противодействия, согласия-противоречия, сопереживания и т.п. Раскрытие механизмов, связей, смыслового содержания, структуры индивидуальных значений общения, взаимодействия становится важной задачей психологического исследования коммуникативной активности личности.

Так Б.Ф. Ломов выделяет три класса функций общения:

  • информационно-коммуникативную — охватывает процессы передачи и приема информации и связана с психологическим механизмом, определяющим активность субъектов, участвующих в этих процессах;
  • рефляционно-коммуникативную - проявляется во взаимной регуляции и коррекции поведения субъектов, участвующих в общении К процессах общения индивид может воздействовать на мотив, и на программу принятия решения, на выполнение отдельных действий, определяющих активность партнера. Регуляционно-коммуникативная функция общения приводит к активности субъекта, возникает на основе подражания, внушения, убеждения;
  • аффективно-коммуникативная функция общения - относится к эмоциональной сфере человека. В процессе общения людей изменяется их эмоциональное состояние, которое существенно влияет на уровень и направленность их активности.

Специальному анализу подвергается трудовая активность. Наиболее действенная в преобразовании окружающей среды трудовая активность приводит не только к изменениям в окружающей среде, но и вызывает изменения в самом субъекте. Она не может происходить без участия интеллектуальных, мыслительных процессов планирования и контроля, разрешения проблемных ситуации. В производстве, в любой операции, которую может выполнять автомат, машина, механизм, где не требуется непосредственное участие человека, опосредованно все равно проявляется как активность творца тех автоматов, машин, механизмов.

Трудовая активность представляет собой необходимое состояние и определяющую характеристику любой профессиональной деятельности (являющейся в свою очередь характеристикой и состоянием трудовой), деятельности социально значимой, обеспечивающей основания воспроизводства жизнедеятельности человека, изменения, самоизменения его самого. Поэтому здесь возникает ряд специфических проблем, решение которых предполагает дифференцированный подход к профессиональной деятельности как особой трудовой и одновременно при выделении Общих характеристик трудовой активности в ее психологических и измерениях.

Важнейшую сферу и особый уровень активности человека составляет социальная активность. Разные авторы по-разному трактуют понятие социальной активности, порой противопоставляя, а порой смешивая его с понятием общественной активности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, а также Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, ДМ. Архангельский, ВТ. Афанасьев, М.С Каган, К.К. Платонов, А.В. Петровский, ЭТ. Юдинидр): При различиях в определении этих понятий, до сих пор не установилось единого подхода к понятиям «социальная» и «общественная» активность. Одни отождествляют эти понятия. Так, В.Г. Мордкович синонимично понятию «общественная активность» употребляет понятие «социальная активность». Н.А. Степанова, например, рассматривает понятие «социальная активность» как родовое по отношению к понятию «общественная активность». В то же время А.С. Капто, наоборот, употребляет понятие «общественная» активность как родовое по отношению к понятию «социальная» активность.

А.В. Брушлинский совершенно справедливо указывает на необходимость «различать обычно отождествляемые два понятия (и термина):

  1. социальное;
  2. общественное.

Всегда связанное с природным социальное - это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах. Общественное же - это не синоним социального, а более конкретная - типологическая - характеристика бесконечно различных частных проявлений всеобщей социальности: национальных, культурных и т.д.».

Но, несмотря на отсутствие единства в определении понятия «социальная активность», оно является предметом повышенного внимания исследователей.

Социальная активность личности рассматривается как «степень проявления его сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества» (А.С. Капто). Ряд авторов (И.Ч. Христова, Е.Г. Комаров, Т.В. Тищенко) определяют социальную активность как «объективно детермированное субъективное отношение и социально-психологическую готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность». Однако данное определение в известной степени тавтологично: под социальной активностью понимается готовность к деятельности, которая представляет целенаправленную творческую социальную деятельность». Вместе с тем выделение готовности и отношения личности к выполнению социально значимой деятельности, безусловно, является важным для характеристики социальной активности, хотя и не определяет ее в полной мере.

Как психологическое качество личности понимают социальную активность Л.Н. Жилина и Н.Т. Фролова. «Неравнодушие ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность событиями не только рядом, в производственном коллективе, но и поселке, городе, деревне, И стране, во всем мире, неравнодушие, сказывающееся во всем поведении личности в ее труде, опыте, в общественной работе и в отношениях с друзьями, - это и есть социальная активность». Когда говорят об активности личности, то имеют Миду «меру участия в общественно-трудовой жизни», - утверждает А.Г. Ковалев.

Наиболее развернутым и реализующим главный смысл социальной активности представляется определение ее В.З. Коганом - Социальная активность — это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность выступает как способ существования социального субъекта и является реальным проявлением его социальной активности.

Особую сферу активности составляет надситуативная активность, специально вычлененная и обоснованная В.А. Петровским. По его мнению, «в актах выхода субъекта за рамки ситуации через преодоление обусловленных ею ограничений, иначе говоря, в явлениях надситуативной активности, с отчетливостью выступает момент движения деятельности, то есть то, что мы обозначаем как собственно активность субъекта».

Особенности надситуативной активности изучались В.А. Петровским в явлениях «бескорыстного» риска, альтруистического проведения, «сверхнормативности» в коллективной деятельности и прочее.

Ключевые слова: Активность, Исследования
Источник: Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.
Материалы по теме
Полевое исследование
Добреньков В.И., Методы социологического исследования
Открытое, слепое, двойное слепое исследование в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Взгляды на активность западноевропейских философов
Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010
Личность как субъект активности
Петровский В.А., Психология неадаптивной активности
Оперативное исследование
Добреньков В.И., Методы социологического исследования
Исследования в параллельных, связанных группах и перекрестный дизайн в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Двигательные программы
...
Потребности как источник активности личности
Штейнмец А.Э., Общая психология
Оставить комментарий