Самовоспитание подростков

Младшие подростки не умеют видеть себя со стороны и управлять своим поведением. Особой потребности в самовоспитании еще нет.

Младший подросток может заниматься самовоспитанием, если он будет видеть свои результаты в ближайшее время. А для старшего подростка владение собой уже является самой значимой целью.

Оценивая свои возможности по сравнению с другими, подростки могут создавать программу самовоспитания. Наиболее ярко это проявляется в их идеалах. Именно содержание идеала служит программой самовоспитания.

Но выбор идеала, потребность в самовоспитании зависит от характера самооценки. Если самооценка адекватная, то выбранный идеал способствует формированию таких качеств, как требовательность, самокритичность, уверенность в себе, настойчивость. А если самооценка неадекватная, то могут формироваться такие качества, как неуверенность или самоуверенность, некритичность и др. (схема 25).


Обычно подросток обращает внимание на свои недостатки, испытывает желание их устранить. Особое внимание к недостаткам сохраняется на протяжении всего подросткового периода. У некоторых даже возрастает недовольство собой. При этом часть подростков начинает сомневаться в возможности самовоспитания (схема 26).

Сомнения возникают в связи с неумением самостоятельно разобраться в прочитанных научно-популярных книгах. Учитель должен помочь подростку в решении этого противоречия.

Если подросток поверит в возможности самовоспитания, он начнет заниматься. Но нередко другое противоречие — между потребностью в самовоспитании и неумением его правильно реализовать — порождает наивные и чудаковатые формы самовоспитания подростка.

В целом подростки уже правильно видят цели самовоспитания. Они активно включаются в тренировку волевого регулирования поведения, пробуют себя в поступках, требующих такого рода регулирования, уделяют большое внимание и воспитанию у себя нравственных качеств. И тем большие усилия прикладывают, чем в большей мере импонирует им нравственный облик человека, ставшего объектом подражания. Не забывают и о наращивании интеллектуального потенциала.

Через самовоспитание подросток готовит себя и к настоящему, и к будущему в жизни.

Обычно мотивами самовоспитания подростков могут быть:

  • равнение на героев кинофильмов, являющихся воплощением мужественности/женственности;
  • доказательство собственных возможностей;
  • желание быть принятым и признанным товарищами;
  • желание иметь успех во взаимоотношениях с представителями другого пола.

Ситуация. Трудности словно кольцом окружают подростка, и это связано с необходимостью для него решать одновременно разные задачи: семейные (не доводить отношения с родителями до крайности), учебные (хотя учиться и не хочется, но приходится ходить в школу), общения со сверстниками (обрести друзей и самоутвердиться), саморазвития (преодолеть лень, депрессию и много других недостатков и найти в себе силы любить себя и других, строить планы на будущее).
Воспитывать себя должен сам, и подростки начинают это понимать.
• На какой стадии личностного развития подросток начинает понимать необходимость самовоспитания?
Решение. Необходимость самовоспитания начинается после включения его в процесс самопознания, которое становится реально возможным на определенном уровне развития самосознания подростка.

Самосознание и побуждает подростка познать особенности своей личности.

Неудовлетворенность собой, переживание внутренней дисгармонии, связанной с взрослением и необходимостью приспособиться к обществу, заставляют подростка начать работу по самоизменению, включиться в самовоспитание.

Стать сильнее, красивее, лучше хотят все, но способы для самовоспитания, которые выбирает подросток, часто непродуманны. Он еще не знает, что и как нужно делать, чтобы добиться желаемого результата. А некоторые подростки просто не верят в возможность самовоспитания.

Ситуация. Леня (14 лет) думает, что с завтрашнего дня начнет выполнять все задания, а завтра думает — что послезавтра... Ему стыдно перед собой! «Ведь хочу, — говорит он, — а не получается! Неужели нет воли?»
Лене вторит Коля: «Когда берешься за что-нибудь, все трудно выполнить, довести до конца». В любой обстановке трудно следовать собственным решениям, если никто не будет контролировать со стороны. Всегда что-то мешает...
• Сделайте психологический анализ этих ситуаций.
Решение. Рациональные решения, которые принимает подросток, могут противоречить его желаниям. Он часто не может совладать со своими желаниями, и они побеждают. Намеченное остается благим пожеланием. Часто наблюдается не безделье как таковое, а отсутствие четко поставленной цели и плана ее реализации.
План выполнения должен быть включен в четкий распорядок дня с предусмотренными средствами контроля.

Ситуация. Часто взрослые озабочены отсутствием воли у подростков.
• Можно ли говорить о слабости воли подростка?
Решение. Л. С. Выготский говорил, что здесь не слабость воли, а слабость целей. Нет целей — нет и желания преодолевать лень. Есть цель — появляется и воля. Например, победить в спортивной игре.

Взрослый должен обучить подростка:

  • отбирать цели, соответствующие задачам самовоспитания;
  • понимать и принимать цели в конкретной ситуации;
  • уметь самостоятельно сформулировать и представить себе цель;
  • выбирать одну цель из нескольких других;
  • определять последовательность перспективных целей: ближних, средних и дальних;
  • ставить цели с учетом уровня достижений;
  • выбирать средства и способы реализации целей;
  • определять препятствия на пути к достижению цели;
  • ставить нестандартные цели (творчество).

Все эти умения ставить цели является одним из волевых компонентов мотивационной сферы подростка. Сознательная постановка целей способствует развитию произвольности поведения.

Ситуация. Паша (13 лет) имел очень высокий уровень притязаний и плохо осознавал свои возможности. Его идеальное «Я» слишком сильно отличалось от реального «Я».
• К чему может привести такая ситуация? Начнет ли Паша заниматься самовоспитанием?
Решение. Переживание разрыва между идеальным образом и действительным своим положением может привести к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве,агрессивности.
Паша начнет заниматься самовоспитанием, если его идеальный образ представится достижимым. Тогда Паша не только будет мечтать о том, каким он будет в будущем, но и станет стремиться развить в себе желаемые качества. Если захочет стать сильным, он запишется в спортивную секцию.

Во многих случаях подростки начинают заниматься самовоспитанием по примеру товарища, если дружеское общение строится на основе доверия и взаимопонимания.

Например, Коля и Ваня дружат с 3-го класса. Самовоспитание их осуществлялось в русле взаимовоспитания. Вместе советовались, спорили, чего-то добивались.

А вот Витя до 5-го класса отставал в развитии от своих сверстников. Оказавшись в турпоходе с Колей и Ваней, он убедился в своей физической слабости, в отсутствии ловкости, силы и был угнетен этим. Через некоторое время он решил заняться самовоспитанием: научиться все делать самостоятельно, развить силу, ловкость, спортивные умения.

Ориентиром для самовоспитания Вити были Коля и Ваня, которые хорошо проявили себя в турпоходе.

Подросток может заняться самовоспитанием и после испытанных сложностей в отношениях с окружающими.

Так, Таня, пройдя многие ошибки и неудачи в поисках друга, осознала собственные недостатки. Объективно оценив себя, стала брать пример со всеми уважаемой в классе Нины.

Ключевые слова: Подростки, Воспитание
Источник: Волков Б.С., Психология подростка: учебное пособие. — М.: Академический проект, 2017. —240 с.
Материалы по теме
Сущность и основы функционирования детского коллектива
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Личность как предмет воспитания
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Социальная ситуация развития подростков
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Теории воспитания
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Л. И. Божович - Подростковый возраст
Дубровина И. В., Возрастная и педагогическая психология
Что такое коррекционное воспитание
Мастюкова Е.М., Ребенок с отклонениями в развитии
Общая характеристика преступности несовершеннолетних
Антонян Ю.М., Криминология. Избранные лекции
Процесс воспитания и формирование личности ребенка
Фоминова А.Н., Педагогическая психология
Оставить комментарий