В настоящее время выработаны конкретные техники посреднического процесса и рекомендации по их применению. В начале работы посредник прибегает к техникам рефлексивного вмешательства, которые помогают сориентироваться в проблеме, заинтересовать оппонентов в процессе медиаторства, поднять свой авторитет в их глазах.
На этапе переговорного процесса посреднические техники направлены на нормализацию отношений между сторонами и достижение решения стоящих перед ними проблем. Их называют техниками контекстуального вмешательства. Когда оппоненты предъявляют нереальные требования друг к другу, посредник стремится изменить их, демонстрируя, в чем состоит неконструктивность позиций сторон. При проявлении сторонами враждебности посредник жестко контролирует ситуацию. Как правило, для этого целесообразно использовать юмор, иронию. В определенной ситуации оказывается давление на стороны, призывая к осознанию ими деструктивных последствий конфликта. Если обсуждается много вопросов, то медиатор должен упростить ситуацию. При этом он выделяет приоритетные цели, определяет перечень проблем, предлагает оппонентам поторговаться из-за того, что кажется наиболее важным и т.д.
Тактика поочередного выслушивания применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно.
- Сделка - посредник стремится больше времени вести переговоры с участием обеих сторон, при этом основной упор делается на принятие компромиссных решений.
- Челночная дипломатия - медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя различные аспекты. В результате обычно достигается компромисс.
- Давление на одного из оппонентов - большую часть времени третья сторона посвящает работе с одним из участников, в беседах с которым доказывается ошибочность его позиции. В конечном итоге данный участник идет на уступки.
- Директивное воздействие предполагает акцентирование внимания на слабых моментах в позиции оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель тактики - склонить стороны к примирению.
Содействуя началу переговоров между участниками конфликта или их продолжению, посредник предлагает те или иные варианты места встречи сторон. При этом, как правило, для проведения переговоров выбирается территория посредника.
- Нейтральность по отношению к оппонентам. Посредник не стремится выявить правую и неправую стороны. Он должен относиться к ситуации максимально объективно. Он должен быть независимым от конфликтующих сторон.
- Безоценочность позиции. Посредник не дает оценок действиям или позиции оппонентов. Он побуждает их к самоанализу своих действий, помогает принимать решения.
- Конфиденциальность. Любая информация личного характера, полученная от участников конфликта, не может быть использована им в ущерб или передана другим лицам без их согласия.
- Процедурный характер деятельности. Задача посредника - организовать процедуру обсуждения, ориентируя оппонентов на сотрудничество. Содержание процесса и его результат зависят от самих участников.
- Гибкость — владение в совершенстве приемами и тактиками посреднической деятельности.
- Гласность - точки зрения и позиции всех участников переговорного процесса и самого посредника должны быть им известны.
- Стимулирование сотрудничества. Посредник поощряет шаги оппонентов, направленные на нормализацию взаимоотношений, побуждает их к этому, обеспечивая постепенный переход от конфронтации к сотрудничеству.
- Работа с процессом, а не с решением. Посредник несет ответственность не за характер принимаемых решений, а только за организацию движения к этим решениям.
При оценке эффективности посреднической деятельности используются как объективные, так и субъективные критерии.
Оценивая степень успешности посредничества, необходимо, кроме того, учитывать оценки самого посредника и внешних наблюдателей.