Роль и функции посредника в ходе переговорного процесса

В настоящее время выработаны конкретные техники посреднического процесса и рекомендации по их применению. В начале работы посредник прибегает к техникам рефлексивного вмешательства, которые помогают сориентироваться в проблеме, заинтересовать оппонентов в процессе медиаторства, поднять свой авторитет в их глазах.

На этапе переговорного процесса посреднические техники направлены на нормализацию отношений между сторонами и достижение решения стоящих перед ними проблем. Их называют техниками контекстуального вмешательства. Когда оппоненты предъявляют нереальные требования друг к другу, посредник стремится изменить их, демонстрируя, в чем состоит неконструктивность позиций сторон. При проявлении сторонами враждебности посредник жестко контролирует ситуацию. Как правило, для этого целесообразно использовать юмор, иронию. В определенной ситуации оказывается давление на стороны, призывая к осознанию ими деструктивных последствий конфликта. Если обсуждается много вопросов, то медиатор должен упростить ситуацию. При этом он выделяет приоритетные цели, определяет перечень проблем, предлагает оппонентам поторговаться из-за того, что кажется наиболее важным и т.д.

Тактика поочередного выслушивания применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно.

  • Сделка - посредник стремится больше времени вести переговоры с участием обеих сторон, при этом основной упор делается на принятие компромиссных решений.
  • Челночная дипломатия - медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя различные аспекты. В результате обычно достигается компромисс.
  • Давление на одного из оппонентов - большую часть времени третья сторона посвящает работе с одним из участников, в беседах с которым доказывается ошибочность его позиции. В конечном итоге данный участник идет на уступки.
  • Директивное воздействие предполагает акцентирование внимания на слабых моментах в позиции оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель тактики - склонить стороны к примирению.

Содействуя началу переговоров между участниками конфликта или их продолжению, посредник предлагает те или иные варианты места встречи сторон. При этом, как правило, для проведения переговоров выбирается территория посредника.

  • Нейтральность по отношению к оппонентам. Посредник не стремится выявить правую и неправую стороны. Он должен относиться к ситуации максимально объективно. Он должен быть независимым от конфликтующих сторон.
  • Безоценочность позиции. Посредник не дает оценок действиям или позиции оппонентов. Он побуждает их к самоанализу своих действий, помогает принимать решения.
  • Конфиденциальность. Любая информация личного характера, полученная от участников конфликта, не может быть использована им в ущерб или передана другим лицам без их согласия.
  • Процедурный характер деятельности. Задача посредника - организовать процедуру обсуждения, ориентируя оппонентов на сотрудничество. Содержание процесса и его результат зависят от самих участников.
  • Гибкость — владение в совершенстве приемами и тактиками посреднической деятельности.
  • Гласность - точки зрения и позиции всех участников переговорного процесса и самого посредника должны быть им известны.
  • Стимулирование сотрудничества. Посредник поощряет шаги оппонентов, направленные на нормализацию взаимоотношений, побуждает их к этому, обеспечивая постепенный переход от конфронтации к сотрудничеству.
  • Работа с процессом, а не с решением. Посредник несет ответственность не за характер принимаемых решений, а только за организацию движения к этим решениям.

При оценке эффективности посреднической деятельности используются как объективные, так и субъективные критерии.

Оценивая степень успешности посредничества, необходимо, кроме того, учитывать оценки самого посредника и внешних наблюдателей.

Ключевые слова: Переговоры
Источник: Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Материалы по теме
Технология переговоров
Леонов Н.И., Психология делового общения
Деловые переговоры
Самыгин С.И., Психология управления
Как достигать согласия. Техника ведения переговоров
Петрушин В.И., Психология менеджмента
Деловая беседа (переговоры, прием посетителей)
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Виды и функции переговоров
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Этикет деловых переговоров
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Технология и стили переговорного процесса
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Суть посредничества как способа урегулирования конфликта
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Оставить комментарий