Роль государства в формировании финансовой среды РФ

Эту тему я начну в несколько свободном стиле — с маленькой истории.

Году так в 1996 (выборы тогда намечались) пришел тогдашний Президент России Б. Ельцин на всероссийский съезд предпринимателей. Любил он под выборы выйти в народ и пообещать ему что-нибудь несбыточное.
Так вот, пришел он к российским предпринимателям и, когда разговор зашел о налогообложении, спросил их: «Чего вы хотите?»
Если Вы думаете, что предприниматели попросили у него снижения налогов — то Вы ошибаетесь (там сидели грамотные люди, которые понимали, что налоги нужны государству).

Ну и конечно они не просили у него их увеличения... Нет, они ответили ему так:
«Борис Николаевич, установите любые налоги — хоть большие, хоть маленькие. Мы ко всему приспособимся. Только одна просьба — не меняйте их!»

С тех пор прошло уже больше десятилетия, умер тот президент, пришел второй и третий, но российское налоговое законодательство остается одним из наиболее запутанных в мире, что было подтверждено в ходе последнего опроса менеджеров 118 крупнейших инвестиционных и венчурных компаний мира, которые назвали этот фактор одним из ключевых факторов, препятствующих развитию бизнеса в России.

В мире есть страны как с большим (скандинавские страны), так и с маленьким (Япония) налоговым бременем, успешной экономикой и высоким уровнем жизни, но нет ни одной преуспевающей страны с нерешенным вопросом налогообложения.

В результате, проживая в самой богатой стране мира, мы имеем уровень жизни, соответствующий возможностям жителей нищей пустыни.

Этот маленький пример я привел для того, чтобы продемонстрировать простой факт — роль государства в формировании финансовой среды огромна! Хотя налоговое регулирование, конечно, далеко не единственный сектор влияния государства на финансовую среду.

Прежде всего, важно сказать о влиянии государства на такой элемент финансовой среды, как конкуренция.

Факторы конкуренции могут быть разделены на две группы — неконтролируемые государством и контролируемые государством (табл. 3.1).

Таблица 3.1.
Доминирующие факторы, влияющие на создание эффективной конкурентной среды на современном этапе экономического развития России



Основными факторами, контролируемыми государством, которые влияют на создание эффективной конкурентной среды и повышают степень конкурентоспособности экономической системы, являются:

  • совершенство государственного механизма;
  • создание эффективной институциональной среды.

Без эффективной институциональной среды невозможно формирование эффективной конкурентной среды. Данное утверждение наглядно иллюстрирует следующая схема:


Следующий аспект проблемы связан с особенностями геополитического положения России — тенденциями в сфере образования и демографической ситуацией. Наличие и более значительная роль естественных монополий в экономике диктуют необходимость особого подхода к рассмотрению вопросов формирования эффективной конкурентной среды в российской экономической системе по сравнению со странами ОЭСР.

Одним из значимых контролируемых государством факторов формирования конкурентной среды является регулирование деятельности естественных монополий. Наличие естественных монополий и степень их воздействия на формирование конкурентной среды имеет стратегический характер. Дихотомия (налаживание рыночного механизма в деятельности естественных монополий и необходимость государственного регулирования) значительно усложняет процесс формирования эффективной конкурентной среды в экономике России.

Государство, выступающее в рамках естественных монополий и как акционер, и как регулирующий орган, постоянно оказывается в конфликтных ситуациях, вызванных диаметрально противоположным характером интересов акционеров конкретной естественной монополии, нацеленной на максимизацию прибыли, и собственно регулирующей ролью самого государства, призванного соблюдать интересы населения страны в целом. Пользуясь характером особых отношений с политической элитой страны, наличием мощного лобби во всех органах государственной власти, такие организации как РАО РЖД, Газпром и прочие устанавливают искусственные барьеры для доступа на рынок альтернативных производителей, значительно завышают издержки (в том числе и неоправданно высокие заработные платы менеджеров естественных монополий), организуют масштабную непрофильную деятельность через сеть аффилированных структур, нарушающих формирование эффективной конкурентной среды и в других секторах экономики.

Ограничение возможности регулирования естественных монополий в силу вышеперечисленных причин, а так же в силу отсутствия давления со стороны конкуренции приводят к значительному снижению эффективности деятельности других экономических агентов, высокой  стоимости вводимых производственных активов, к ухудшению инвестиционного климата в рамках естественных монополий, нецелевому использованию инвестиционных средств, собираемых в монопольных секторах рынка.

Неблагоприятная демографическая обстановка вынуждает Россию активизировать миграционную политику. Ежегодный въезд в Россию легальных мигрантов составил: в 2003 г. — около 380 тыс., в 2004 г. — более 460 тыс. чел., а по данным ФМС в 2008 г. в России трудились уже 14,2 млн иностранных рабочих, что фактически составляет четверть трудоспособного населения страны и это при том, что правительство увеличило квоту для трудовых мигрантов на 2008 г. почти в два раза — с 1,8 млн до 3,4 млн человек, т.е. почти 10 млн трудовых мигрантов трудились нелегально, компенсируя огромный дефицит рабочей силы.

Программа государственного регулирования в этой сфере должна предусматривать:

  • разработку и практическую реализацию мер экономического и социального характера, способствующих радикальному уменьшению оттока наиболее социально-активной части населения из страны;
  • обеспечение финансирования на обустройство иммигрантов, прибывших на постоянное место проживания в Россию, облегчение процедуры получения российского гражданства.

Особенности геополитического положения России предопределили необходимость значительных расходов на поддержание обороноспособности. В понимании особенностей формирования эффективной конкурентной среды в России важно выявить связь между экономикой и затратами на поддержание обороноспособности на уровне, обеспечивающем вооруженную защиту целостности и неприкосновенности территории России.

Теоретически Россия «обречена» быть великой военной державой, поскольку:

  • Россия — страна с населением менее 3%, но имеет более 10% территории и около трети сырьевых ресурсов планеты;
  • обладает значительной протяженностью сухопутных и морских границ;
  • существуют потенциальные внешние военные угрозы;
  • отсутствуют надежные союзники, способные принять на себя обязательства по обеспечению коллективной безопасности.

В долгосрочной перспективе, в связи с формированием новых мировых центров силы, возможны попытки установления контроля над территориями, имеющими жизненно важное значение для России и даже над некоторыми регионами внутри самой страны.

Основным фактором, контролируемым государством, влияющим на создание эффективной конкурентной среды, является фактор совершенства государственного механизма и наличия эффективной институциональной среды, т.е. среды с оптимальным сочетанием экономической свободы и регулирующей функции государства, с рациональным соотношением малых, средних, крупных, в том числе ТНК, предприятий и государственного сектора с индексом восприятия коррупции не менее 8,8 в процентах к ВВП, с теневым оборотом экономики не более 16,8%, с оценкой степени экономической свободы не ниже 7,7.

Невозможно создать эффективную конкурентную среду без эффективной институциональной среды. Элементами неэффективной институциональной среды, сложившимися в настоящее время в российской экономической системе и существенно снижающими конкурентоспособность российской экономики, являются три вида издержек: высокие трансформационные издержки, которые характерны в значительной степени для экономик переходного периода и связаны с изменениями институтов предыдущей экономической системы, формированием и адаптацией новых экономических институтов, появлением новых формальных и неформальных «правил игры», гипертрофированные трансакционные издержки и особый вид трансакционных издержек — коррупционные сборы.

Данные издержки способствуют частичному или полному переносу хозяйственной деятельности в сферу теневого бизнеса, так как экономические агенты теневого бизнеса не платят налоги и не расходуют средства на соблюдение законов, правил и норм, они имеют конкурентные преимущества перед легальными экономическими агентами, действующими в рамках формальных законов. Неформальная институализация становится устойчивым элементом экономической системы, дополнением к формализованной экономике.

В ситуации, когда до 50% ВВП находится в теневом секторе, делается вывод о невозможности формирования эффективной конкурентной среды в экономике России. Фактором, значительно повышающим трансформационные и трансакционные издержки и снижающим усилия по созданию эффективной конкурентной среды, несомненно является барьерный характер государственного регулирования в российской экономике. Деятельность многочисленных российских чиновников направлена на установление многочисленного числа правил и норм, соблюдение которых является условием ведения хозяйственной деятельности на рынке.

Российские производители товаров и услуг поставлены в неравное положение по отношению к своим зарубежным конкурентам из-за высоких трансакционных издержек по преодолению высоких административных барьеров, результатом которого является снижение эффективности использования потенциала предприимчивых людей и ресурсов.

В практике развитых государств создание административных барьеров является исключительной мерой регулирования экономической системы.

Особое значение имеет такой вид трансакционных издержек, как коррупционные сборы: Россия заняла 121-е место в индексе восприятия коррупции за 2006 г., поделив его с Гондурасом, Непалом, Руандой (список из 163 стран). Эти данные содержатся в отчете международной рейтинговой организации Transparency International. С точки зрения институциональной теории, институт коррупции представляет собой процесс воспроизводства неформальных отношений, ведущих к значительному росту трансакционных издержек и масштабному снижению эффективности экономической системы на микро- и макроуровнях.

Целью государства должен стать принципиально новый подход в осуществлении государственного регулирования, основанный на методах, ставящих государственное регулирование под контроль общественных организаций, возведение барьеров на путях коррупции и рентоориентированного поведения государственных чиновников и аффелированных с ними лиц.

Степень развития гражданских свобод оказывает значительное влияние на степень коррумпированности общества. Сложившаяся в российском социуме институциональная среда состоит из институтов, препятствующих созданию эффективной конкурентной среды. Согласно последних расчетов, Россия оказалась по индексам: экономической свободы — на 112 месте, роста конкурентоспособности — 70-м, технологического развития — 56-м, конкурентоспособности бизнеса — 68-м, человеческого развития — 57-м, устойчивого развития — 61-м, экономической безопасности — 41-м месте.

Три составляющих: трансформационные издержки, искусственно увеличенные трансакционные издержки и особый вид трансакционных издержек — коррупционные сборы являются прямыми издержками экономики России и в значительной степени обесценивают имеющиеся потенциальные конкурентные преимущества. Непроизводительные потери времени по ведению теневых переговоров и преодолению административных барьеров являются косвенными издержками и также снижают конкурентоспособность отечественных производителей товаров и услуг.

Следовательно, основной задачей государства на современном этапе развития является организация эффективной институциональной среды в аспекте создания условий для успешного функционирования экономических агентов, повышения конкурентоспособности трансформируемой экономики России.

Следующая группа проблем обусловлена вопросами эффективности институциональной среды с точки зрения функционирования хозяйствующих субъектов. Создание достаточного для оптимального развития экономики России количества малых предприятий и формирование эффективной институциональной конкурентной среды возможно в среднесрочном периоде методом целевых программ при активной поддержке государства на федеральном и региональном уровнях. Состояние малого предпринимательства в российской экономике можно охарактеризовать как неудовлетворительное. В трансформируемой экономике России функционирует около 1 млн малых предприятий, из них более 200 тыс. зарегистрировано в Москве, тогда как, например, в США функционирует около 20 млн малых и средних предприятий (без учета сельскохозяйственных). Количества малых предприятий в трансформируемой экономике России недостаточно для создания эффективной конкурентоспособной экономики. По оценке Министерства экономического развития, для значительных изменений в структуре экономики и создания эффективной конкурентной среды в России должны функционировать не менее 3,5 млн субъектов малого бизнеса, а если исходить из сравнения с экономикой США, то для формирования полноценной экономики необходимо около 10 млн субъектов предпринимательства.

Анализ роли государственного регулирования убедительно доказывает, что главным принципом государственной поддержки должно являться сокращение административно-барьерного регулирования малого бизнеса и создание эффективной институциональной среды. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта.

Формирование институциональной конкурентной среды на микроуровне должно предусматривать создание технопарков, бизнес-инкубаторов, центров малого предпринимательства и других подобных структур.

На сегодняшний день основными проблемами организации подобных структур являются обеспечение малых предприятий нежилыми помещениями, обеспечение венчурного финансирования бизнес-проектов (см. рис. 3.1).


Резюмируя данную тему, можно сказать, что простейшими элементами влияния государства на предпринимательство и финансовую среду являются:

  • стабильность налоговой системы и структуры государственных институтов;
  • развитость инфраструктуры и коммуникаций;
  • возможность двустороннего диалога между государством и бизнесом;
  • действия Центробанка, в частности, в отношении валютного курса и условий кредитования в стране;
  • открытость/закрытость таможенной границы страны;
  • возможность участия в международных конкурентных рынках товаров, услуг, труда и денег.
Ключевые слова: Финансы, Государство
Источник: В.Ю. Корнюшин: Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски
Материалы по теме
Теории платежного баланса
А.С.Булатов, Экономика
Государственные и муниципальные финансы
Киселев М.В., Михайлова Н.А., Шпаргалка по финансам
Финансовая система государства и ее структура
Рахимов Т.Р., Жданова А.Б., Спицын В.В. - Денежное обращение, финансы и кредит - 2011
Финансовая политика государства
Рахимов Т.Р., Жданова А.Б., Спицын В.В. - Денежное обращение, финансы и кредит - 2011
Финансовое планирование на уровне государства и его субъектов
В.В. Ковалев (ред.) - Финансы 2006
Государственный и муниципальный финансовый контроль
В.В. Ковалев (ред.) - Финансы 2006
Государственные финансы и бюджет
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Финансовые функции современного государства
Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000
Оставить комментарий