Реорганизация субъектов предпринимательского права

Реорганизация представляет собой прекращение организации с правопреемством, т.е. с переходом прав и обязанностей к другим лицам. Целью реорганизации является изменение правового статуса юридического лица.

Порядок реорганизации субъектов определяется ст. 57-60 ГК РФ, а также Законом о регистрации.

Реорганизация может быть добровольной и принудительной. Решение о добровольной реорганизации коммерческой организации может быть принято ее учредителями (участниками) либо органом организации, уполномоченным на то ее учредительными документами. Кроме как по воле юридического лица, реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. Это возможно в случаях, прямо указанных в законе. Например, в соответствии со ст. 19 Закона о конкуренции, Федеральная антимонопольная служба может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением.

В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. В том случае, если учредители (участники) или уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Так, внешний управляющий выступает от имени реорганизуемого лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 Закона о конкуренции, на антимонопольные органы возложено осуществление контроля за реорганизацией некоторых хозяйствующих субъектов в форме слияния, присоединения, преобразования.

Действующим законодательством предусмотрено пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Прекращение юридического лица происходит в случае реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, преобразования. При реорганизации в форме выделения юридическое лицо, из которого произошло выделение, не прекращает свое существование. Вновь возникшее юридическое лицо будет правопреемником юридического лица, из которого произошло выделение, в части прав и обязанностей, определенных разделительным балансом.

Интересам кредиторов подчинено включение в ГК РФ норм, позволяющих определить правопреемника реорганизуемой коммерческой организации. При слиянии, присоединении и преобразовании правопреемство фиксируется в передаточном акте, при разделении и выделении - в разделительном балансе. К передаточному акту и разделительному балансу предъявляются следующие требования:

  • они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами;
  • эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации.

Законодательством предусмотрены нормы, обеспечивающие необходимые гарантии прав кредиторов. Прежде всего это обязанность органа, принявшего решение, направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация. При этом кредиторы вправе также требовать возмещения им убытков, причиненных досрочным исполнением или прекращением обязательства.

Предусмотрены и другие гарантии прав кредиторов. Так, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Так как при реорганизации юридического лица в форме присоединения новое юридическое лицо не возникает, лицо считается реорганизованным с момента внесения в реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Порядок государственной регистрации реорганизации юридических лиц определяется Законом о регистрации.

Данным актом, в частности, определяется перечень документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган при реорганизации:

  • заявление о регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Форма заявления и требования, предъявляемые к заявлению, установлены Законом о регистрации (п. 1 ст. 14) и Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению». Подпись заявителя на заявлении должна быть нотариально удостоверена;
  • учредительные документы каждого вновь возникшего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
  • договор о слиянии или присоединении в предусмотренных федеральными законами случаях;
  • передаточный акт или разделительный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами (ФНС России) в срок не более чем пять рабочих дней по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. В случае, если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 4401.

В установленные законодательством сроки регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц) или об отказе в государственной регистрации. При положительном решении регистрирующий орган осуществляет соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц, оформляет Свидетельство о государственной регистрации юридического лица и Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Форма указанных Свидетельств и требования к ним, как уже указывалось, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439. Вновь возникшее лицо далее обязано выполнить все предусмотренные законодательством требования регистрации (постановка на учет в государственные органы, открытие счета в банке, изготовление печати и др.).

При реорганизации путем присоединения присоединившееся юридическое лицо ликвидируется в порядке, определенном законодательством.

Ключевые слова: Предпринимательство, Право
Источник: Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Материалы по теме
Принципы предпринимательского права
В, С. Белых, Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Предмет и метод предпринимательского права
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Понятие и виды источников предпринимательского права
В, С. Белых, Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Наука предпринимательского права
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Предпринимательское законодательство и основные направления его совершенствования
В, С. Белых, Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Источники предпринимательского права
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Правовое положение финансово-промышленных групп
В, С. Белых, Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Оставить комментарий