Религия как невроз

3. Фрейд в своем исследовании нашел ответ на вопрос о происхождении религии в человеческой цивилизации. Большая часть его работ в области психологии религии направлена на разрешение этой проблемы. В своей первой публикации по этому вопросу («Навязчивые действия и религиозные обряды», 1907) Фрейд указывает на определенные параллели между невротическими обрядами и религиозными ритуалами. Он обнаружил важные сходства в этих проявлениях человеческой натуры. Оба мероприятия, по его словам, осуществляются со скрупулезным вниманием к каждой детали, они проводятся в отрыве от всех других видов деятельности и не терпят перерыва, и их нереализация вызывает тревогу или чувство вины.

Есть, конечно, очевидные различия. В отличие от невротических ритуалов, священные обряды осуществляются во взаимодействии с другими членами сообщества. Религиозная торжественность имеет смысл в каждой детали, в то время как невротику частные детали кажутся совершенно бессмысленными.

В своей клинической практике Фрейд сделал вывод, что компульсивные ритуалы невротиков направлены против сексуального импульса. Суть их — защита от соблазна совершить запрещенное действие, и отчасти как защита от предполагаемого несчастья, которое невротик испуганно ожидает. Навязчивые действия дают в какой-то степени удовольствие, которое они призваны предотвратить.

3. Фрейд полагает, что формирование религии тоже, похоже, основано на подавлении и отказе от определенных инстинктивных импульсов. В этом случае, однако, отклоняются импульсы не только сексуальной природы, но и иные эгоистические, также являющиеся социально вредными. Тем не менее результат имеет много общего с невротическими ритуалами. Борьба религиозных лиц с соблазном, чувство вины и тревожное ожидание божественного возмездия были знакомы задолго до того, как были описаны неврозы. В религиозной сфере процесс подавления также имеет лишь временный успех, что время от времени побуждает к актам покаяния. Кроме того, существует тенденция к подмене главной озабоченности на мелочи, и в связи с этим мелочи религиозной практики становятся главными.

Религия, как заключает Фрейд, может рассматриваться как навязчивый невроз, а любой невроз может быть описан как частный случай искаженной религии.

Параллели между невротическими предрассудками и религиозным поведением также стали предметом особого интереса Фрейда в книге «Тотем и табу» (1913), в которой он взялся объяснить две вещи, связанные с практикой некоторых примитивных народов. Общее происхождение членов племени символизировалось посредством какого-либо объекта, как правило, животного. Этот тотем, как его называют, считается священным и не может быть убитым. И эти народы также разработали и установили табу, в том числе запреты, направленные на предотвращение сексуальных отношений между членами одного клана. Опять сходство с неврозом навязчивых состояний кажется очевидным. Прежде всего, это представление о необъяснимости запретов, непоколебимой убежденности, что надругательство над ними, вольное или невольное, будет автоматически и сурово наказано. Это приводит к торжественным актам искупления, покаяния и очищения, которые ни в коем случае не должны быть упущены.

Ключевые слова: Невроз, Религия
Материалы по теме
Религия как социальный институт
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Темперамент и неврозы
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Становление и развитие научных взглядов на возникновение религии
История религии. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавров / под ред. И. Н. Яблокова. — 4-е изд...
Невроз сердца — кардиофобия
Тёлле Р. Психиатрия
Соотношение понятий «религия» и «культура»
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Основные черты иудаизма
...
Основатель иудаизма
...
Понятие о душе в анимизме
...
Оставить комментарий