Религиозные преступления, их виды и показатели

Остановимся на понятии «религиозная преступность». В нашем представлении религиозная преступность — прежде всего явление духовной патологии18 общества, свидетельство его духовной незрелости, дезорганизации. Но это еще не все. Религиозная преступность порождается противоречиями социального духовного бытия и сознания, но, кроме того, ее последствия проявляются в обострении или, наоборот, смягчении, в зависимости от степени ее тяжести, распространенности, этих же противоречий. Религиозная преступность, кроме того, проявляется в массе отдельных, конкретных религиозных преступлений. Таким образом, как уже говорилось, религиозная преступность это общесоциальное, регрессивное явление духовной патологии общества, порождаемое противоречиями социального духовного бытия и сознания, проявляющееся в массе конкретных религиозных преступлений в связи с верой в Бога или отказе от таковой, но, кроме того, в обострении или, наоборот, смягчении, в зависимости от степени ее тяжести, распространенности, этих же противоречий.

Приведем данные официальной статистики с тем, чтобы наиболее рельефно выглядели данные по результатам изучения латентной преступности сектантов. Учитывая довольно значительные расхождения между уголовно-правовой регуляцией религиозных отношений, возникающих в связи с религиозной свободой, по УК РСФСР 1960 г. и УК РФ 1996 г., приведем эти данные в сопоставительной таблице по разным УК, а в дальнейшем подвергнем интерпретации.

Несколько предварительных замечаний. Во-первых, в статистических отчетах не выделяются квалифицированные составы, предусмотренные различными частями той или иной статьи, а тем более пунктами, поэтому из статистического анализа исключаются сразу пять религиозных преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 2 ст. 244; п. «л» ч. 2 ст. 105; п. «е» ч. 2 ст. 111; п. «е» ч. 2 ст. 112; п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ. Во-вторых, есть только один «чисто» религиозный уголовно-правовой состав, т. е. посвященный исключительно посягательству на религиозную свободу, предусмотренный ст. 148 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий» и ст. 143 УК РСФСР «Воспрепятствование совершению религиозных обрядов».

В-третьих, в ст. 74 УК РСФСР была предусмотрена ответственность за «Нарушение национального и расового равноправия».



Анализ табл. 2 позволяет сделать несколько выводов: 1) зарегистрированные современные религиозные преступления малочисленны, хотя, как свидетельствуют наши исследования, их латентность превышает 90%; 2) обычно фактов в несколько раз больше, чем лиц, привлеченных к уголовной ответственности (касается прежде всего ст. 282, в меньшей мере ст. 239, 148 УК РФ); 3) осужденных за религиозные преступления или очень мало, или их совсем нет, что подтверждает наши выводы о неэффективности этих норм, о необходимости создания специализированных подразделений по борьбе с ними; 4) с 1990 по 1992 г. факты привлечения к уголовной ответственности за эти преступления минимальны, а эффективность борьбы с ними чрезвычайно низка, с 1993 г. ситуация начинает меняться в сторону увеличения фактов; 5) 1994 г. (28 преступлений и 9 осужденных), 1996 г. (25 преступлений и 9 осужденных), 1999 г. (31 преступление), 2001 г. — 37, 2002 г. — 76, 2003 г. — 74, 2004 г. — 61, 2005 г. — 83, 2006 г.—176, 2007 г. — 172 преступления наиболее эффективны с точки зрения снижения латентности религиозных преступлений, с 2002 г. — резкий взлет в 2 раза, а к 2007 г. — почти в 5 раз и практически постоянный рост, но за счет одного состава — ст. 282 УК РФ, которое религиозным, даже по чисто формальным признакам является лишь на 1/7, включая возбуждение ненависти либо вражды, да еще и унижение достоинства человека с 08.12.2003 г. (а это значительнейшим образом расширяет круг криминализированных деяний, причем необоснованно, сводя, кстати, на нет весь смысл данной нормы) не только по религиозным признакам, но и по полу, расе, национальности, языку, происхождению, социальной группе; ; 6) здесь не брались в расчет составы по экстремизму (ст. 282.1 и 282.2), введенные в действие в 2002 г. и многократно изменявшиеся, только в примечании к ст. 282.2 УК РФ изначально говорится прямо о деятельности религиозного или иного общественного объединения либо иной организации, и это примечание было введено к ст. 282.1 УК РФ только 24.07.2007 г. — тогда и формально оно стало также и религиозным, хотя и применялось к ним; 7) динамика составов ст. 282.1 и 282.2 показывает, как постепенно она как бы «раскручивается» — сначала дела только возбуждаются, а лиц или нет или значительно меньше, чем зарегистрированных преступлений, затем постепенно «преступников» становится больше, чем преступлений — речь-то идет о групповых и более того организованных преступлениях.

Приступим к анализу данных, полученных по результатам эмпирического криминологического исследования деятельности религиозных сатанинских и языческих сект. Естественно, что эти результаты относятся не ко всем формально-религиозным, т. е. по УК РФ, преступлениям, а только к реально совершаемым.


Из анализа структуры латентной преступности сектантов (см.: табл. 3) следует:

1)    Первое место по степени распространенности занимает преступление, предусмотренное ст. 244 УК РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения», которое религиозным по действующему уголовному законодательству является только будучи квалифицированным по мотиву религиозной ненависти или вражды (п. «б» ч. 2 ст. 244). Но то, что это преступление, как правило, религиозное, если оно совершается, т. е. за ним видны не только религиозные мотивы, но обязательная специфическая окраска веры, подтверждает и судебная практика, и анализ латентных преступлений, и опыт как дореволюционного российского законодательства, так и зарубежного. Во-вторых, это преступление, если и было первым в череде преступной деятельности сектанта, то оно, как правило, было не последним, а открывало очередь новых, причем чаще всего более опасных. В-третьих, это преступление является специфическим для сатанинских и прикосновенных к ним (например, «Вуду») сект, входит в их ритуалы, является в некотором смысле символическим для них знаком смерти и зла.

Пример А (сектант повествует): «Когда я стал одним из членов общины Вуду, то во время ритуала “крещения” я был обязан совершить что-то, противоречащее христианству. Ритуал проходил на кладбище под г. Кашира. Я выбрал вскрытие могилы. В то время, как остальные участники ритуала читали заклинания, я раскопал свежую могилу и вскрыл гроб. В могилу бросили принесенную в жертву курицу, а затем ее закопали. С этого момента я стал полноправным членом общины.

В нашей общине я исполняю обязанности “карателя”. Мои функции заключаются в защите общины от любого врага. Около 2 лет назад мои единоверцы установили, что о существовании нашей группы узнал какой-то журналист и, найдя кого-то из отступников, написал статью в газету. Мне было приказано убрать этого человека. Получив от одного из единоверцев адрес и телефон жертвы, я позвонил журналисту и предложил встретиться. Он согласился. Встреча произошла в одном из московских парков. Убедив его, что я тоже поклонник Вуду и хочу порвать со своими единоверцами, я предложил ему поехать ко мне домой, где у меня якобы хранились аудиозаписи наших ритуалов. Он согласился. Но привез я его не домой, а на одну из квартир общины. В тот момент, когда он входил в квартиру я выстрелил ему в спину. Так как пистолет был с глушителем, никто ничего не услышал. Затащив тело жертвы в квартиру, я вызвал своих единоверцев, а сам, закрыв квартиру, ушел. Как избавились от тела, мне неизвестно. “Паленое” оружие я выкинул.

В другом случае мне пришлось “ломать” несговорчивого родственника одного из членов общины. Кто-то из жрецов потребовал переписать на его имя квартиру “младшего” единоверца. Тот согласился, но вот этот родственник (жертва) не давал согласие. Поэтому этого мужика привезли к нам на “базу”, и я начал его “обрабатывать”. Сначала я попытался уговорить его на сделку без насилия, лишь угрожал, но так как он не соглашался, то мне пришлось использовать электрошокер. После двух или трех ударов электричества жертва подписала все необходимые бумаги. Чтобы мужчина не заявлял в милицию, я здорово его избил и только после этого его отпустили. Денег за свои действия я не получил».

2)    Второе место по степени распространенности (34,9%) занимает преступление, предусмотренное ст. 228 УК РФ «Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ», которое является, во-первых, самым распространенным и доступным источником дохода этих объединений; во-вторых, употребление наркотиков входит в ритуал посвящения и в ряд других ритуалов этих объединений; в-третьих, это преступление используется для «привязки» кого-либо к этой религиозной общине.

Пример Б (один из членов секты рассказывает): «В течение длительного времени (около 3,5 лет) я выполнял функцию наркокурьера. Так как я ранее работал на железной дороге и хорошо знал один из маршрутов пригородной электрички, мне было поручено перевозить наркотики. Встречая на конечной станции своего связного, я получал от него пакет с героином и вез его в своем багаже в Москву. Так как меня знали многие из персонала вокзала и милиционеры, ездящие в поездах, я мог не бояться проверки. Наркотик обычно был запакован в герметичную тару и замаскирован в виде косметики или игрушек. Наркотик я передавал одному из оптовых торговцев, а он расплачивался с моими единоверцами. В качестве поощрения за это “жрец” доверяет мне принесение жертв. Я люблю, чтобы животное перед смертью помучилось. Мне это доставляет удовольствие. Наркотики я употребляю только во время ритуалов».

3)    Третье место по степени распространенности (10,1%) занимают два преступления. Сразу же бросается в глаза очень резкий разрыв — в 3,5 раза меньше, чем «наркотические преступления». При этом, одно из них предусмотрено ст. 117 УК РФ «Истязание». Это преступление специфическое и весьма характерно для сатанистов и к ним прикосновенных. Оно включает в себя одним из обязательных элементов садизм, воспитываемый в сектантах и входящий в понятие зла. В соответствии со ст. 15 УК РФ ч. 1 этой статьи преступление средней тяжести, а ч. 2 (в том числе п. «з») — по мотиву религиозной ненависти или вражды — тяжкое.

Пример В (сектант исповедуется): «Многие из ритуалов Вуду требуют крови. Я очень люблю участвовать в кровавых жертвоприношениях. В июне 1998 года я принимал участие в ритуальном истязании провинившегося члена общины. Этот человек стоял в середине специального “круга жертвы”, а все присутствовавшие били его специальными “плетьми боли”. Ритуал должен был помочь ему и нам понять сущность веры. Целью ритуала также являлось кровавое жертвоприношение духам.

В этом же году я ездил за наркотиками в г. Ташкент. Так как на границе у моих единоверцев есть “купленный” пограничник, наркотики я доставил без проблем. В качестве поощрения мне позволили лично принести в жертву черную курицу. Жертвоприношение заключалось в медленном сжигании птицы на костре».

Пример Г: «Несколько лет назад, уточнять я не хочу, я участвовал в ритуале “кормления тьмы”. Во время этого ритуала я и несколько моих товарищей всячески издевались над специально приглашенной проституткой. Она не знала, что ее пригласили не для «оказания услуг», а для куда более жестокого развлечения. В течение нескольких часов все присутствовавшие секли ее специальными бичами и неоднократно насиловали. Как говорят старшие, мучения жертвы доставляют радость не только нам, но и потусторонним силам. После ритуала проститутку вывозили за город и голую оставляли на дороге».

Пример Д: «В 1999 году я принимал участие в одном из ритуалов “красной магии”. Во время ритуала жертву — девушку, привязав к специальному жертвеннику, хлестали специальными бичами и под пение “черных” молитв многократно насиловали. Жертва ни в коем случае не должна была умереть, но обязательно должна была испытывать боль, унижение и страх. Жертва могла быть как добровольной, так и насильственной. После окончания ритуала жертва отпускалась».

Также третье место занимает преступление, предусмотренное ст. 158 УК РФ «Кража», которое является, во-первых, самым распространенным преступлением в стране и не случайно оно и среди сектантов — одно из первых; во-вторых, это преступление сектанты используют также для приобщения к членам секты и «привязки» к религиозной группе, в-третьих, оно также является одним из источников дохода преступной организации.

Пример Е (член религиозной группы рассказывает): «В феврале 1998 года “учитель” приказал мне найти 500 долларов. Так как я сам таких денег не имел, я решил украсть их у своего сводного брата. Андрей (брат) занимался бизнесом и имел такие деньги. Наши с ним отношения трудно назвать очень хорошими, но все же он не был против, когда я к нему приходил. Зная, где у него лежат деньги, я вскрыл ящик стола и похитил требуемую сумму. Деньги я отнес “учителю”. Каких либо последствий моей кражи не было».

4)    Четвертое место занимает преступление, предусмотренное ст. 243 УК РФ «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры». Прежде всего это преступление официально не является религиозным. Во-вторых, в качестве памятников истории и культуры часто, даже в советские времена, признавали религиозные сооружения, чаще всего церкви или иконы. И это подчеркивает опять же религиозный характер преступления. В-третьих, именно в диспозицию данной статьи нами было предложено внести соответствующее изменение в предыдущем параграфе: «истории, культуры и религии...».

Пример Ж (сектант повествует): «Вступив в число слуг дьявола, я был должен доказать свою исключительность. Для этого я был должен как-то повредить христианству. По решению “старших” я пришел в одну из сельских церквей и, воспользовавшись, что людей там было немного, начал ломать иконы. Чтобы мне не помешал священник, его держали двое моих товарищей, а еще двое наблюдали, чтобы в церковь никто не зашел. После того как я сломал одну или две иконы и повредил вход в церковь, мы все убежали. Где и когда это было, я говорить не хочу. Как мне известно, оскверненная церковь очень старая и считается памятником истории и культуры — архитектуры».

5)    Пятое место, и это не случайно, занимает преступление, предусмотренное ст. 163 УК РФ «Вымогательство», которое является вообще символичным для нашего времени расцвета организованной преступности. По сравнению со всей преступностью против собственности, где оно занимает последнее и самое незначительное место, в религиозной же — пятое. Прежде всего оно служит источником доходов. Далее, доказывает, что религиозные секты — одна из форм проявления организованной преступности. В-третьих, в некотором смысле вымогательство очень похоже по методам воздействия на истязание, которое специфично для сект (показателен пример А, а также следующие).

Пример З (сектанты повествуют): «Летом 1997 года я узнал о том, что мой бывший сосед является сексуальным извращенцем и решил получить с этого выгоду. Поставив в известность своих “старших”, я вместе с пятью своими единоверцами подкараулил своего знакомого в компрометирующей его ситуации и, получив доказательства его порока, потребовал от него переписать на меня квартиру. Под давлением с нашей стороны мой бывший сосед выполнил мои требования. Позже квартира была продана».

Пример И: «Власть любого из членов общины позволяет нам все, что мы сочтем необходимым. В 1997 году я, выполняя поручение “старшего”, требовал от одного из московских коммерсантов крупную сумму в долларах США. Компрометирующим материалом против этого человека было поведение его дочери. Получив первоначальный отказ, я передал ему видеокассету, где его дочь была снята в компрометирующей ситуации. Коммерсант не знал, что я снимал изнасилование его дочери, девушка не сопротивлялась, так как была в наркотическом опьянении. Часть денег, полученных от этого человека, я оставил себе в качестве оговоренного гонорара».

Пример К: «Наша организация маскируется под салон оккультной медицины. Являясь его номинальным владельцем, на самом деле он принадлежит “учителю”, я обязан часть выручки передавать ему и организации, остальное остается мне лично. Ни я, ни мои помощники не имеем медицинского образования, наши услуги этого и не требуют. Основной задачей для меня является “расколка” клиента на компрометирующие сведения о себе и своих близких. Имея такую информацию, я требую от своего клиента крупное денежное вознаграждение за “снятие порчи” и “тому подобную дребедень”. В случае отказа платить мои помощники находят клиента вне салона и под угрозой разглашения “его откровений” требуют гораздо большую сумму. В Москве таких “салонов” больше десятка».

6)    На этом можно было бы закончить, так как приведенная таблица (см. табл. 4) говорит сама за себя. Но на шестом месте (7,3%) находится преступление, предусмотренное ст. 105 УК РФ «Убийство». Оно как бы «венчает» деятельность сект, стремление нести зло людям, так как соединяет жизнь со смертью, совершается обычно с особой жестокостью (см. пример А, а также следующий).

Пример Л: «Несколько лет назад я участвовал в ритуальном убийстве отступника нашей веры. Как стало известно “старшим”, этот человек (жертва) несколько раз говорил своим знакомым, что он является сатанистом, но хочет уйти из организации. Как оказалось, один из собеседников жертвы тоже был сатанистом и передал своим единоверцам услышанное. После этого жертву обманом, с помощью его подруги, заманили в ловушку и в бессознательном состоянии вывезли за город. Там мы, то есть члены общины, уже ждали этого. Жертва была привязана к дереву. Один из старших объявил этому человеку, что он виновен перед нами и сатаною, после чего все присутствующие, в том числе и я, по разу ударили жертву ритуальным ножом. Как потом сказал старший, “душа отступника никогда не найдет успокоения”. Затем уже мертвое тело “предателя” сожгли и закопали. Место и время я помню, но не хочу говорить».

7)    Из анализа таблицы следует, что преступления, предусмотренные ст. 136, 148, 239, 282, 357 УК РФ, отнесенные к религиозным в уголовно-правовом смысле, в таблице не фигурируют. Во всяком случае, они в этом не сознавались прямо или просто не понимали, какое преступление совершали. Вместе с тем многие преступления, ими совершенные, подпадают под действие ст. 239 УК РФ, так как ряд из признавшихся «учителей» может быть обвинен в создании религиозного объединения, посягающего на личность и права граждан, в руководстве его деятельностью, а часть «учеников», «солдат», «рабов» — в участии в деятельности этого объединения, в пропаганде его деяний (например, надругательство над могилой в ряде случаев оставляет следы пропаганды). Кроме того, можно найти и признаки состава — возбуждения религиозной вражды (ст. 282 УК РФ) — в частности, пропаганды исключительности сатанистов и неполноценности православных — на это направлена вся их деятельность, их криминальная ценностная ориентация. Некоторые могут быть квалифицированы как воспрепятствование совершению религиозных обрядов (ст. 148 УК РФ) — см. пример Ж. И большинство из них посвящены воспрепятствованию деятельности православной церкви.

Рассмотрим принадлежность проинтервьюированных к религии, секте, страте.

12,8% заявили, что они исповедуют язычество, а 87,2% — сатанизм. При этом к язычникам отнесли себя поклонники древнеафриканской религии Вуду, которые очень близки к сатанизму, поскольку проповедуют «поклонение духам», а из них выбирают «духов смерти», в частности, поклонение барону кладбища Самеди.


Из всех этих сект самой распространенной является сатанинская — «Гости из преисподней», составляющая 18,3%. Самой ортодоксальной и опасной (из исследованных) — «Черный ангел», составляющая 6,4%. В жизни есть и более опасные секты, например «Волки», отличающиеся крайней беспредельностью, расчетом исключительно на самого себя, безжалостно действующие среди людей по правилу выживаемости, не включенные в исследование исключительно из принципа безопасности исследователя. Кроме того, эта секта менее всего распространена и не является «чисто» сатанинской.



Данные о принадлежности к касте в основном отражают реальную структуру сатанинских и языческих сект, за некоторым исключением. В реальности «рабов» обычно больше, чем иных категорий, причем примерно раза в четыре, чем «солдат»; «солдаты» по степени распространенности находятся на втором месте и их больше, чем «учеников» также примерно раза в четыре, «ученики» — на третьем и их также больше примерно в четыре раза, чем «учителей», а «учителя» — на четвертом (их в среднем бывает от трех до десятка). «Старшие или продвинутые ученики» находятся ближе к «ученикам», а «жрецы» — к «учителям», а те и другие — находятся как бы между ними. С точки зрения исследования «рабы» не особо интересны, но были включены в анализ для отражения реальной структуры секты. Кроме того, «учителя» тяжело идут на контакт, только, если чувствуют «своего», сатаниста, подвергают проверке, очень опасны, трудно интервьюируемы и тестируемы. Зато полученные результаты весьма интересны. «Учителя» являются организаторами и руководителями не только самих сект, но и всей их преступной деятельности. Эти данные необходимо учитывать при интерпретации результатов исследования. Высшее звено «учителя» обладает рядом «необычных» качеств: зомбирование, полное подчинение своей воле чужой воли и сознания, превращение человека в автомат; «считывание информации» (телепатия); усиление или вызов психического заболевания; вызов, использование и изгнание «потусторонних сил» путем сочетания звуков в определенной последовательности; физическое уничтожение путем психического воздействия (выйти погулять в окно 11-го этажа); экстрасенсорное прогнозирование ситуации за счет заранее спланированного «стечения обстоятельств» (проскопическое ясновидение); и др. «Ученики» изучают различные методы воздействия на людей, в основном психического, экстрасенсорного характера. «Солдаты» (бойцы, «боевики») обладают универсальным набором физического воздействия на людей от пыток до убийства, причем беззвучными приемами (арбалеты, звездочки, ядовитые уколы, восточные единоборства и т. п.). «Рабы» полностью подчинены воле учителей, в случае срыва их просто уничтожают или бросают на произвол. Остальные категории могут выделяться не во всех сектах, являются как бы промежуточными звеньями («жрецы», «продвинутые ученики» и т. п.).

«Учителя» повествуют (пример М) : «Мое личное участие в акциях моих подчиненных не обязательно, однако их действия требуют контроля. Преступления, совершаемые членами сатанинских организаций, имеют двойную цель. Материальная выгода или устрашение, а также компрометирующий материал о самих исполнителях. Количества преступлений, совершенных моими подчиненными, я уже не помню. В период с 1994 по 1999 г. я лично контролировал такие преступления как перевозка и продажа наркотиков (в отдельных случаях выступая посредником), а также проведение ритуалов посвящения и “коммерческих” ритуалов. Чаще всего местом проведения ритуалов служили кладбища и подвалы частных домов. Одним из элементов любого ритуала является пролитие крови и осквернение символов христианства».

Пример Н: «5 ноября 1997 года я проводил инициацию двух новых членов нашего ордена. Сам обряд проходил у меня дома, в подвале. Там, на могильной плите, украденной по моему приказу с какого-то кладбища, была принесена в жертву кошка и ее кровью отмечены неофиты. Сам обряд проходил при свечах и песнопениях и должен был символизировать отречение этих молодых людей не только от бога, но и от жизни, что, естественно, им не объяснялось. Второй целью ритуала было психическое порабощение этих парней посредством приучения их к употреблению наркотиков, что также входило в ритуал. Одним из обязательных условий их членства в моей организации была передача всего имущества на мое имя. Опасений по поводу своих действий я не испытывал, так как был уверен, что никто из участников такого рода ритуалов не посмеет о них ничего рассказать».

Пример О: «Физическое устранение “источника проблем”, не самый эффективный метод, однако иногда к нему приходится прибегать. В 1999 году по моему приказу был “устранен” один из журналистов, слишком заинтересовавшийся “нашей проблемой”. Этот человек “раскопал” несколько фактов незаконного обмена квартир».

Ключевые слова: Преступность, Религия
Источник: Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2012. - 1048 с.
Материалы по теме
Причины и условия религиозных преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Мораль и нравственность в иудаизме
...
Предупреждение сексуальной преступности
Антонян Ю.М., Криминология. Избранные лекции
Современные направления новых религиозных движений
...
Психология неосторожного преступления
Криминальная психология: курс лекций / под науч. ред. О. Д. Ситковской: 2016
Влияние молитвы
Дубров А.П., Когнитивная психофизика. Основы
Субъекты, объекты и предметы профилактики преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Исторические типы религий
История религии. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавров / под ред. И. Н. Яблокова. — 4-е изд...
Оставить комментарий