Регрессия в творческом процессе

Регрессия лежит в основе творческого процесса, особенно в сфере художественного творчества. Однако по некоторым своим параметрам участвующая в художественном творчестве регрессия не всегда одна и та же. Активизировать художественное творчество с помощью регрессии можно двумя путями: произвольно и непроизвольно.

Произвольная регрессия состоит в том, что человек сам, сознательно и по своему желанию, представляет себя более молодым и даже маленьким ребенком, пытаясь чувствовать, думать и действовать как ребенок. Он может поступить так, например, ради шутки, чтобы создать впечатление комического. Он может произвольно регрессировать для того, чтобы играть с детьми в какую-либо ролевую игру и, получая удовольствие, одновременно ухаживать за ребенком и воспитывать его.

Непроизвольная регрессия. Во-первых, человек оказывается в трудной ситуации и у него, независимо от его воли, происходит регрессия. Во-вторых, подобная регрессия может иметь место также в процессе самого творчества. Например, писатель пишет роман и описывает такие проблемные ситуации, в которых он, идентифицируясь с героями, сам переживает психическую регрессию, приписывая эти переживания своим героям. Это уже в основном непроизвольные и в значительной части подсознательные процессы.

Отсюда видно, что человек может переживать психическую регрессию даже тогда, когда он лишь воображает себе соответствующую ситуацию, например что его герой ребенок и т. п. При этом психологам предстоит исследовать процессы идентификации и атрибуции, которые необходимы для того, чтобы регрессия давала творческие результаты.
 
Но посмотрим, что еще происходит в психике человека, который, произвольно или непроизвольно оказался в состоянии психической регрессии. На этот вопрос в какой-то мере пытался ответить Гарри Стэк Салливен.

Три причины регрессии (по Салливену) и воображение

Многие индивиды и в повседневной жизни - не только в крайне серьезных ситуациях -переживают регрессию к ранним формам психической активности. Г. С. Салливен считал, что для этого имеются три основные причины:

  1. вытесненные динамические содержания должны каким-то образом разряжается, чтобы человек сохранил удовлетворительный уровень психического здоровья. Эта разрядка происходит в сновидениях, в дневных фантазиях, в некоторых более открытых формах активности.
  2. Вторая причина состоит в том, что у человека нет времени для того, чтобы все выполнять произвольно и логично. Да в этом и нет необходимости. Если бы мы старались все делать упорядоченно, шаг за шагом, мы бы не продвинулись вперед.
  3. Третья причина состоит в том, что ранние формы символических процессов могут достигнуть такого эмоционального богатства содержания, которая недоступна для повседневных переживаний и активности. Люди, которые сохранили способность свободного использования своего воображения, знают, что мир воображения намного богаче, разнообразнее, насыщен более интенсивными переживаниями, чем мир реальных переживаний.

Таким образом, согласно Салливену, прототаксическая активность прото-понятиями (pre-concept), характерная для младенческого возраста, и паратаксическая аутистическая активность периода детства являются первичными формами творческого мышления и спонтанного чувствования. Здесь человек временно игнорирует требованиями «реального» мира, о котором существует согласие. Все те значения, которые разделяются другими, должны быть выражены в символах, понятных для других. Чувства также должны получить конвенциональные выражения. Но трансформация ранних символов в конвенциональные выражения наступает позже180.

Салливен понимал, что не все формы психической активности, в которых используются ранние символы, если они даже нерациональны, являются случаями вытеснения. Объем вытесненного содержания, выражаемого в нерациональных формах активности, зависит от структуры Я-концепции. Человек с высоким уровнем самоуважения, имеет значительно меньше вытесненных тенденций, чем человек с низким уровнем собственного достоинства. Но это вовсе не значит, что человек с высоким самоуважением, способным к любви, выразили в своей активности меньше ранних форм мыслей и чувств. Может иметь место обратное.

Эта идея Салливена очень важна для понимания механизмов творчества. Мы полагаем, что такой человек, регрессируя к ранним формам познавательных процессов, будет использовать их, скорее всего, для творчества, для сублимации, а не для примитивных целей, таких как агрессия против других людей и т. п.

Можно сказать, что у таких людей регрессия служит для активизации воображения, которая, в свою очередь, обеспечивает плодотворность сублимации.

Таким образом, форма использования возрастной регрессии зависит от типа личности, от структуры самосознания.

Ключевые слова: Регрессия, Творчество
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер / А. А. Налчаджян - 2013
Материалы по теме
Творческие способности
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник. Под редакцией д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К....
Творчество, его виды и процессуальные характеристики
Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов...
Удивление как побудитель творчества
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Познание и творчество
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Воображение и творчество
Маклаков А. Г. - Общая психология
Психоанализ художественного творчества
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Роль вдохновения в творчестве
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Психологические особенности различных видов творчества
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Оставить комментарий