Рефлексивный механизм и его этапы

В психологических исследованиях общий механизм рефлексии обычно описывается в виде модели «рефлексивного выхода» субъекта за пределы совершаемого в деятельности или «установления отношения» между ее различными структурными образованиями (производными от позиций участвующих в ней кооператив) с целью преодоления возникающих в ней «разрывов» и остановок. Выход субъекта в мета-план деятельности (т.е. в план тех принципов, которые лежат как бы вне ее и вместе с тем, которые регулируют ее протекание или на которых она строится) осуществляется либо через занятие по отношению к ней внешней позиции, либо через осознание норм, исходных абстракций, и категорий мышления, или экспликацию эталонов оценки и контроля действия, или выделение ориентиров и инвариантов деятельности. Рефлексивное восполнение «разрывов» в деятельности обеспечивает ее воспроизводство и репродукцию в сходных условиях.

Впервые этапы процесса рефлексии выделил Г.П. Щедровицкий:

  1. исследование ситуации;
  2. выявление затруднений в деятельности;
  3. установление причин затруднений;
  4. критика старой нормы;
  5. выработка новой нормы.

А.А. Тюков выделил шесть этапов в последовательности работы рефлексивного механизма:

  1. Рефлексивный вывод - осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя.
  2. Интенциональность (интенция - направленность) - направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов.
  3. Первичная категоризация - выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование.
  4. Конструирование системы рефлексивных средств - выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ.
  5. Схематизация рефлексивного содержания - проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций.
  6. Объективизация рефлексивного описания - оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь.

С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов понимали механизм рефлексии с точки зрения личностно-смысловой обусловленности, а именно «как переосмысления и перестройки субъектом содержания своего сознания, своей деятельности, общения, т.е. своего поведения, как целостного отношения к окружающему миру».

В процессе переосмысления они выделяют 5 этапов (фаз):

  1. актуализация смысловых структур «я» при вхождении субъекта в проблемно-конфликтную ситуацию и при ее понимании;
  2. исчерпание этих актуализировавшихся смыслов при апробировании различных стереотипов опыта и шаблонов действия;
  3. их дискредитация вплоть до полного обессмысливания в контексте обнаруженных субъектом противоречий;
  4. инновация принципов конструктивного преодоления этих противоречий через осмысление целостным «я» проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней как бы заново - собственно фаза «переосмысления»;
  5. реализация этого заново обретенного целостного смысла через последующую реорганизацию содержаний личного опыта и действенное, адекватное преодоление противоречий проблемно-конфликтной ситуации.

Итак, рефлексирование - это сложная деятельность, требующая времени, усилий, определенных способностей. Однако именно рефлексия позволяет сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным.

Ключевые слова: Рефлекс
Материалы по теме
Рефлексы младенцев
...
Врожденные рефлексы новорожденного
Смирнова Е.О., Детская психология
Рефлекторный характер психики
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Рефлекторная природа ощущений
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Механизмы образования условного рефлекса
...
Теории рефлекса
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Внутреннее (условное) торможение
...
Классические условные рефлексы
Батуев А.С., Высшая нервная деятельность. Учебник для вузов
Оставить комментарий