Речь, как психический познавательный процесс

Речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Как психический познавательный процесс речь представляет человеку возможность:

  • взаимодействовать с другими людьми, что необходимо ему для ориентации в проблемах повседневной жизни;
  • получать и использовать на практике актуальную информацию, которая недоступна для ощущения (правила поведения, нравственные ценности, закономерности природы и психики);
  • изучать историю жизни на планете;
  • обогащать свои знания опытом предыдущих поколений;
  • обмениваться информацией с другими людьми.

Коммуникативная. Заключается в обмене информацией между людьми, в выражении своего отношения к чему-либо или к кому-либо.

Познавательная. Обеспечивает накопление человеком опыта, знаний, способствует привитию навыков и умений.

Психодиагностическая. Состоит в определении личностных свойств, состояний и психических процессов индивида по параметрам речевого процесса.

Психотерапевтическая. Выражается в речевой поддержке индивидуально нуждающегося в психологической помощи. Как гласит народная поговорка: «Слово лечит, слово - калечит».

К речи предъявляется ряд требований:

  • хорошо поставленный голос;
  • сбапансированность по темпу;
  • богатый словарный запас;
  • сбалансированность длины предложений;
  • уровень синтаксической сложности речи;
  • насыщенность речи абстрактными выражениями, иностранными и специальными терминами;
  • правильное употребление слов (переставьте слова в выражении «кровь с молоком»);
  • словарный состав речи (должен соответствовать знаниям слушаней и социальным установкам);
  • язык выступающего должен быть в известной мере близок языку аудитории;
  • относительная простота языка;
  • разумное применение штампов и стереотипов;
  • краткость речи, длинная фраза плохо воздействует на слух аудитории и дыхание оратора. «Величайшее достоинство оратора не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно» (Цицерон);
  • точность выражений;
  • образность речи;
  • конкретность речи;
  • поэтичность речи;
  • прямое обращение, использование личных местоимений.
Ключевые слова: Речь, Познание
Источник: Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Характеристика речи
Евтихов О.В., Управление персоналом организации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 297 с...
Основные механизмы и уровни речеобразования
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Речь, или вербальные средства общения
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Развитие речи в дошкольном возрасте
Урунтаева Г.А., Детская психология
Человек как объект познания
Бодалев А.А., Личность и общение
Афазии
Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии
Познавательная функция языка
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Причины общего недоразвития речи
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Логопедия
Оставить комментарий