Развитие, условия воспитания и нарушения воли

Первые признаки проявления волевых действий наблюдаются в возрасте 2-4 лет. Процесс формирования волевых действий до этого возраста происходит внешне незаметно. Считают, что воля развивается поэтапно:

  • формирование произвольных психических процессов путем преобразования рефлекторных и инстинктивных (непроизвольных) актов;
  • формирование навыков самоконтроля за своими действиями и поведением;
  • возникновение явлений борьбы мотивов;
  • формирование собственно волевых качеств личности.

Все эти процессы осуществляются при тесном взаимодействии ребенка со взрослыми и продолжаются вплоть до юношеского возраста. Тем юношам, у которых волевые качества оказались достаточно развитыми, проще даются процессы самоактуализации. В возрасте 25-30 лет волевое развитие человека практически прекращается.

Очевидно, что условия воспитания воли разноплановы и специфичны для данной ситуации и конкретного человека. Вместе с тем можно указать на наиболее общие из них.

Первое условие сильной воли - наличие цели в жизни. Человек, не знающий, куда и зачем идти, всегда будет зависеть от жизненной стихии.

Второе условие - необходимость быть режиссером, хозяином своей жизни. Это значит осознанно признавать свою личную ответственность за все, что происходит с тобой и вокруг тебя.

Третье условие - бесстрашно идти навстречу повседневным и более отдаленным во времени жизненным барьерам. Практически невозможно добиться чего-то в жизни и не выстрадать своего успеха. Великий Микеланджело, работая над фресками в Сикстинской капелле, стал калекой (он не мог опустить без дикой боли голову, что было вызвано постоянной необходимостью смотреть вверх). Но воля победила боль - шедевр был завершен. Трудно представить, каких волевых усилий стоило народному артисту СССР И. Смоктуновскому утвердиться в артистической среде после бюрократической записи в его трудовой книжке: «Не подходит к артистической работе по причине профессиональной непригодности».

Воистину, в плане личностных достижений успех стоит определять не столько тем, чего человек достиг, сколько тем, что ему пришлось преодолеть на пути к успеху. Трудности, неудачи, неприятности -это неизбежная часть жизни каждого человека. Все неприятности следует воспринимать как испытания для закалки духа, а в преодолении следует искать радость победы, прежде всего над собой. «Тот не человек, кто не боролся с жизнью и не оставил в ее логове клочьев своей шерсти» - так об этом сказал Р. Роллан. Воля может развиться только тогда, когда ее применяют. Она, как мускулы, крепнет в активности. Только ум и талант зреют в тиши, а воле необходимы жизненные бури.

Четвертое условие сильной воли - осознанная замена «надо» на «хочу» (вопреки житейскому правилу воспитания воли, рекомендующему игнорировать желание в пользу необходимости). Каждый из нас ежедневно решает массу текущих задач, которые чаще всего порождаются или внешней ситуацией, или другими людьми.

Рассмотрим ситуацию «надо идти на работу». Здесь задачу ставит сама работа: так принято в обществе - ежедневно ходить на работу, трудиться. Когда человек руководствуется принципом «надо», им управляет внешняя ситуация - работа, люди и т.д. Его же участие в этом процессе сводится к простому исполнению чего-либо. Задача как бы навязывается человеку извне («никуда от нее не денешься, от этой работы, надо...»). Если же человек строит свое отношение к возникшей задаче, руководствуясь словом «хочу», он сам делает эту задачу объектом собственного выбора. Такой выбор оставляет совершенно иной психологический след: появляются соответствующие потребность, цель, мотив, средства и удовлетворение от выполнения самой задачи, а не от того, что ее удалось поскорее закончить, отделаться от нее.

Здесь возникает и другая задача: значит ли, что волевой человек должен всегда и во всем себя ограничивать? Истину когда-то высказал В. Гете: «Кто хочет достичь многого, тот должен уметь себя ограничивать». Воля, конечно же, предполагает самоограничение. Но в этом вопросе лучше руководствоваться следующими правилами.

  • Ограничению подлежит лишь то, что мешает достижению цели.
  • Воля может ограничивать чувства, но не умерщвлять их. Все великое, что сделано на планете, сделано при участии чувств. Конечно, могут сложиться обстоятельства, когда человек вынужден быть аскетом, жертвовать собой. Но нормальное состояние человека - это стремление испытывать радость, удовольствие и счастье, наслаждаясь трудом, поэзией и хорошим бифштексом.

Следует избегать крайних форм волевого регулирования:

  • с одной стороны, полного безволия, несостоятельности личности, когда человек не может принимать твердые решения, защитить свои позиции и в итоге становится подобным кораблю без компаса и руля, гонимому ветром;
  • с другой стороны, волюнтаризма, который идеализирует волю, ставит ее выше мышления, противопоставляет ее интеллекту. Воля как самоцель негуманна по отношению к человеку. Воля не тупое движение к случайно подвернувшейся цели. Цель должна быть социально значимой, полезной для общества и самой личности.

Где же кратчайшая тропинка, которая ведет к сильной воле? Существует «психологический минимум», который обеспечит движение в сторону успешного воспитания воли. Опыт показывает, что для этого требуется:

  • честно признаться себе в своих слабых сторонах;
  • осознать, чего ты хочешь добиться в жизни;
  • наметить основные вехи движения к цели;
  • доводить любые начатые дела до конца;
  • уметь себя ограничивать, не хвататься за многие дела одновременно;
  • любое дело, коль оно начато, выполнять старательно;
  • научиться радоваться завершенной работе;
  • иметь перед собой образы почитаемых волевых людей.

Волевые качества личности могут патологически нарушаться. Это связано с поражением отдельных участков коры головного мозга. Так, поражение префронтальных участков лобных долей коры приводит к нарушению способности человека удерживать цель своих произвольных действий (апраксия). Внешне это проявляется в последовательности хаотических прерываний уже начатых действий.

Из-за чрезмерно сильного торможения коры подавляются побуждения к деятельности (абулия). При этом человек осознает необходимость действовать, но это не вызывает у него никаких волевых усилий.

Патология воли может наблюдаться и в связи с нарушением материальной основы волевых движений - гигантских пирамидных клеток Беца, расположенных в области передней центральной извилины головного мозга. Эти клетки ответственны за движения различных частей тела. Поражение какой-либо совокупности их приводит к отказу двигательной способности соответствующих этой совокупности частей тела (мышц ног, рук, рта и др.), хотя человек при этом испытывает намерение производить соответствующие движения.

Ключевые слова: Воля
Материалы по теме
Физиологические механизмы воли
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Развитие и воспитание воли у детей
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Патология на уровне реализации волевого усилия
...
Индивидуальные особенности воли
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Воля и принятие решений в неопределенной ситуации
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Психология воли: понятие, низшие и высшие мотивы деятельности, волевые качества
...
Формирование воли
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Психопатология воли
А. А. Дроздов, М. В. Дроздова., «Полный справочник психотерапевта»: Эксмо; Москва; 2007 ISBN...
Оставить комментарий