Развитие отечественной юридической психологии

В России психология как наука стала зарождаться в XVIII веке.

Однако какого-либо влияния на уголовное судопроизводство она не оказывала, поскольку в то время господствовал розыскной (инквизиционый) процесс, не нуждавшийся в применении психологических знаний. Уголовное судопроизводство было основано на тайном, письменном процессе, на стремлении получить признание обвиняемого любой ценой, в том числе с помощью самых изощренных пыток. Наряду с физическими пытками применялись психологические, основывавшиеся на использовании обыденного опыта воздействия на человека. Предпринимались попытки заставить человека под воздействием специально созданных условий и ситуации выдать свои чувства и истинное отношение к событию, которое являлось предметом расследования. Например, вводили подозреваемого или обвиняемого в слабо освещенную комнату, где лежал труп убитого, и увещевали обвиняемого сказать правду. Большое внимание при этом обращалось на поведение обвиняемого, на его жесты, интонацию, мимику.

В то же время в ряде работ, датированных XVIII веком, встречаются указания на необходимость разработки законов с учетом психологии. Так, Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790), русский историк и философ, автор «Истории российской с давних времен», одним из первых поднял вопрос об условно-досрочном освобождении от отбытия наказания, положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

В начале XIX века предпринимаются попытки обоснования отдельных уголовно-правовых положений психологическими знаниями. В 1806-1812 гг. в московском университете читался курс «Уголовной психологии».

Особое воздействие на проявление интереса к личности участников судопроизводства и в первую очередь к личности подсудимого оказала судебная реформа 1864 г. В судопроизводстве утвердились принципы независимости и несменяемости судей, состязательности судебного процесса, равноправия сторон. Стал функционировать суд присяжных. Была создана независимая от государственной власти адвокатура. В результате возникли объективные условия для более широкого применения в уголовном процессе исследований из области психологии, психиатрии.

В 1874г. в Казани публикуется первая в России монография, специально посвященная судебной психологии. Ее автор профессор психиатрии Казанского университета Август Устинович Фрезе (1826-1884) полагал, что предметом судебной психологии является «применение к юридическим вопросам сведений о нормальном и ненормальном проявлении душевной жизни».

Правовед Лев (Леон) Иосифович Петражицкий (1867-1931) попытался разработать «психологическую теорию права». Это была попытка слияния психической материи с правовой теорией. Согласно его концепции, в основе порождения правовой нормы лежат психологические механизмы, эмоции. Как писал Л. Петражицкий, «право есть психический фактор общественной жизни. Его действие состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям (моти-вационное и импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, в воспитании народной психики в соответствующем содержанию норм направлении».

Основным поводом для критики его взглядов было преувеличение роли эмоциональной сферы психики в поведении людей, однако эта теория стимулировала развитие психологической науки.

В целом развитие судебной психологии во второй половине XIX века происходит по следующим направлениям.

Первое направление - разработка исследований в области криминальной психологии, которая на начальном этапе своего развития испытала влияние теории Ч. Ломброзо. В работах некоторых русских ученых конца XIX века личность преступника рассматривалась как психопатология, как состояние, близкое к психическому заболеванию. Об этом свидетельствуют работы Владимира Петровича Сербского (1858-1917) «Преподавание психиатрии для юристов» (1893); «Судебная психопатология» (1900); Павла Ивановича Ковалевского (1850-1923) «Судебно-психиатрические анализы» (1881), «Судебная психиатрия» (1902).

В дальнейшем данный подход был преодолен научными исследованиями ряда ученых.

Одним из таких ученых являлся невропатолог, психиатр, психолог и физиолог Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927).

Так, в 1907г. по его инициативе в Санкт-Петербурге был создан Научно-учебный психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса «Судебная психология».

В работе «Об экспериментальном психологическом исследовании преступников» (1902) В.М. Бехтерев классифицировал преступников на группы по психологическим признакам:

  1. преступники страсти (порывистые и импульсивные);
  2. преступники с недостатком чувствительной, нравственной сферы, совершающие преступления хладнокровно, преднамеренно;
  3. преступники с недостатком интеллекта;
  4. преступники с ослабленной волей (лень, алкоголизм и т.д.).

В 1912 г. В.М. Бехтерев издает большую работу о методике психологического изучения преступников «Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности».

Русский врач и психолог Александр Фёдорович Лазурский (1874¬1917) разработал типологию асоциальных личностей («Программа исследования личности», 1908; «Общая и экспериментальная психология», 1912; «Классификация личностей», 1924); русский юрист и психолог Сергей Викторович Познышев (1870-1942) в своих работах дает глубокую психологическую характеристику различных типов преступников («Детская преступность и меры борьбы с ней», 1910; «Очерки тюрьмоведения», 1913; «Криминальная психология. Преступные типы», 1926).

СВ. Познышев различает два основных типа преступников - эндогенные (предрасположенные к совершению преступления в силу определенного склада личности, мышления и характера; совершают преступление из-за своих особенностей а не в виду давления на них обстоятельств) и экзогенные (преобладает роль внешних факторов при совершении преступления, преступник недостаточно проявляет активность в преодолении тяжелых внешних обстоятельств непреступным путем; ослаблен «моральный тонус»).

Также он устанавливает следующие виды эндогенных преступников:

  1. Идейные преступники: у них главной целью, ради которой они совершают преступление, является служение известной общей моральной или социальной идее, которой они подчиняют свою личность и поведение.
  2. Резонеры, которые при помощи искусственных, софистических построений обосновывают свои корыстные стремления известными общими идеями.
  3. Расчетливо-рассудочные преступники, которые стремятся, нанося вред другими лицам, к достижению целей, изменяющих положение их самих или близких им лиц.
  4. Эмоциональные преступники, у которых главной целью, ради которой они совершают преступление, является приятное состояние, связанное с удовлетворением сильно развитого у них чувства.
  5. Импульсивные преступники, руководящий целевой комплекс которых сводится к получению приятных ощущений, связанных с совершением какого-либо действия.

Юрист, специалист в области уголовного и исправительно-трудового права Михаил Николаевич Гернет (1874-1953), длительное время изучавший психологию заключенных, дает в своих работах анализ их психологических особенностей («Детоубийство», 1911; «Смертная казнь», 1913; «Преступление и борьба с ним в связи с эволюцией общества», 1916; «Преступность за границей и в СССР», 1931 и других).

Второе направление развития судебной психологии в России - исследование психологии свидетельских показаний (в частности, ошибкам и достоверности свидетельских показаний). Это работы И.Н. Холчева «Мечтательная ложь» (1903), Г. Португалова «О свидетельских показаниях» (1903), Е.М. Кулишера «Психология свидетельских показаний и судебное следствие» (1904), А.И. Елистратова и А.В. Завадского «К вопросу о достоверности свидетельских показаний» (1904).

Так, российский юрист Яков Абрамович Канторович (1859-1925) в работе «Психология свидетельских показаний» (1925) раскрывает роль свидетелей в судебных делах, рассматривает отдельные вопросы психологии судейской деятельности и психологии допроса обвиняемого.

Третье направление развития судебной психологии - появление психологических экспертиз.

Одним из первых обращений к использованию психологических знаний в юридической практике относится к 1883г. и связано с расследованием изнасилования, в котором обвинялся московский нотариус Назаров, а потерпевшей была актриса Черемнова. Предметом экспертизы было психическое состояние актрисы после ее дебюта: первое выступление в спектакле привело ее к такому упадку сил, что она оказалась неспособной оказать какое-либо физическое сопротивление насильнику. При проведении данной экспертизы за получением информации о влиянии на психику переживаний, связанных с первым выступлением на сцене, обращались к известным русским актрисам (М.Н. Ермоловой, А.П. Глама-Мещерской). Использование такого рода свидетельств было направлено на установление объективных критериев оценки участников уголовного процесса.

Значительный вклад в развитие юридической психологии внес известный юрист Анатолий Федорович Кони (1844-1927), который был глубоким знатоком психологии и блестяще использовал психологические знания в судебных речах. В своих трудах «Свидетели на суде» (1909), «Память и внимание» (1922) в курсе лекций «О преступных типах» он уделял большое внимание психологии судебной деятельности, психологии свидетелей и потерпевших.

В первые годы после революции резко возрос интерес к юридической психологии, стали изучаться психологические предпосылки преступности, психологические аспекты ее предупреждения.

В 1925 г. впервые в мире организуется Государственный институт по изучению преступности и преступника, где ведутся различные исследования, в том числе в области юридической психологии (по проблемам судебной психологии, психологии свидетельских показаний, психологической экспертизе). В эти годы издается ряд работ по судебной психологии.

Например, Познышев стремился с помощью психологической науки объяснять причины совершения различных преступлений. Он полагал, что преступления совершаются под влиянием, с одной стороны, «окружающих личность внешних, и прежде всего, социальных условий, а с другой, того, что организм данного субъекта получил в наследство от предков».

Значительный интерес представляет в этом отношении лаборатория экспериментальной психологии, созданная в 1927г. при Московской губернской прокуратуре. В этой лаборатории психолог Александр Романович Лурия проводил исследования с целью выяснения причастности обвиняемого к совершению преступления. Взяв за основу разработанный западными психологами и криминалистами ассоциативный метод, А.Р. Лурия модифицировал его: кроме регистрации времени реакции - ответа на слово-стимул - специальный прибор одновременно регистрировал и мышечные усилия - тремор руки испытуемого. Разработки А.Р. Лурия значительно приблизили криминалистов и психологов к созданию лай-детектора (полиграфа), т.е. можно сделать вывод, что методы психологии постепенно совершенствовались.

В 1930 году состоялся Первый Всесоюзный съезд по изучению психологии, на котором была создана секция по судебной психологии. Участники съезда пришли к выводу о необходимости дальнейшего развития трех основных направлений судебной психологии - криминальной (психология преступления и личности преступника), пенитенциарной (поведение лиц, отбывающих уголовное наказание), процессуальной (изучение деятельности участников уголовного судопроизводства).

Но круг исследуемых тем не ограничивался вышеизложенными вопросами. Изучение проблем повышения производительности труда привели к активизации исследований по психологии труда («психотехнике»). Начались психологические исследования различных профессий с целью установления психологической пригодности, профориентации при выборе профессии. Подобные работы стали проводить и по изучению психологических особенностей деятельности следователя, разработке профессиограммы следователя. Появившееся, таким образом, новое направление в судебной психологии (психология следственной деятельности) получит впоследствии мощное развитие в 60-70 гг.

Для начала XX века также характерно изучение психологии лиц, отбывающих наказание, что нашло отражение в трудах и зарубежных (И.Б. Горинг, В. Хилее), и отечественных (М.Н. Гернет, СП. Познышев) ученых.

Таким образом, благодаря высокому уровню научных исследований отечественных ученых судебная психология в нашей стране к началу 30-х гг. представляла собой обширную область науки, имеющую предметом изучения психологические предпосылки преступления, быт и психологию различных групп преступников, психологию свидетельских показаний и судебно-психологическую экспертизу, психологию заключенного. Однако в начале 30-х гг., а затем в 40-50-х гг. XX столетия по отечественной психологии ударила первая волна репрессий, которая затронула и многих видных ученых.

Как пишет А.Р. Ратинов, в этот период исследование проблем судебной психологии, таких, как мотивация поведения обвиняемого в процессе расследования, влияние общественной атмосферы на формирование показаний неизбежно опровергло бы известный тезис об особом доказательном значении признания обвиняемого в делах о государственных преступлениях.

Поэтому представители психологической науки были вынуждены отойти в сторону либо попросту оказались изолированы от вопросов следственной и судебной практики.

Возрождение судебной психологии в стране началось в 60-е годы. С 1964 гола во всех юридических вузах вводится преподавание судебной психологии. Характерной особенностью этого периода стало то, что знания из области психологии стали привносить в правовую науку, как правило, ученые-юристы, хорошо знающие особенности правоохранительной деятельности (А.Н. Васильев, Л.М. Карнеева, С.С. Ордыский, С.Я. Розенб-лит и др.). Однако далее психологического комментария отдельных юридических вопросов дело не шло, в связи с чем обнаруживалась бедность методического материала.

Заметной вехой в становлении и развитии судебной психологии явилась монография одного из основоположников отечественной юридической и криминальной психологии, доктора юридических наук (1920-2007) Александра Рувимовича Ратинова «Судебная психология» (1967г.). Тема его докторской диссертации звучала следующим образом «Психологические основы расследования преступлений» (1967). Основные направления осуществляемых научных исследований - тактика расследования, изучения правосознания, личности преступника, психология следователя и следственных действий.

Большой вклад внесли в развитие современной юридической психологии следующие ученые-современники:

  • Юрий Миранович Антонян (1933 г.р.), доктор юридических наук, профессор, основные труды которого посвящены вопросам криминологии и криминальной психологии, изучении личности преступника;
  • Анатолий Иванович Папкин (1942-2010), доктор психологических наук, профессор, область научных интересов которого составляют юридическая и социальная психология, психология профессиональной безопасности сотрудников;
  • Виктор Федорович Пирожков (1927 г.р.), доктор психологических наук, профессор, основные направления исследований которого посвящены криминальной субкультуре молодежи, психологии подростковой преступности и личность осужденного;
  • Ольга Давидовна Ситковская (1949 г.р.), доктор психологических наук. Область научной деятельности составляют психология уголовной ответственности и проведение судебно-психологической экспертизы;
  • Алексей Михайлович Столяренко (1924 г.р.), доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор. Сфера научной деятельности - психология личности профессионала, психология управления, экстремальная психология;
  • Лев Борисович Филонов (1925г.р.), доктор психологических наук, профессор. Область научной работы - психология девиантного поведения, отклонений в развитии личности, техника установления психологического контакта, приемы допроса обвиняемого.

Авторами современных фундаментальных публикаций являются доктор психологических наук, профессор Владислав Леонидович Васильев (1930 г.р.), доктор психологических наук, профессор Марат Исхакович Еникеев (1930-2010), Владимир Владимирович Романов (1934 г.р.).

В 2003 году в Москве под редакцией Алексея Михайловича Столяренко издана «Энциклопедия юридической психологии», где отражены все наиболее важные достижения данной научной отрасли (по состоянию на 2002 год).

В то же время, существуют такие области юридической психологии (психология гражданского судопроизводства, например), по которым научные исследования проводятся недостаточно; отсутствует система подготовки судебных психологов, недостаточно развит институт судебно-психологической экспертизы, в ряде правоохранительных органов слабо осуществляется психологическое обеспечение деятельности сотрудников и помощь им.

В связи этим важными представляются дальнейшие исследования в области юридической психологии. Реформы, происходящие в новой истории России, делают актуальными разработку таких проблем, как психология правотворчества и психологическая экспертиза законов (нормативных актов), психология гражданского судопроизводства, психотехнологии в разных прикладных направлениях правоохранительной деятельности и других вопросов.

Таким образом, история становления юридической психологии в России прошла относительно не долгий, но сложный путь развития. Огромный вклад, как и в развитие зарубежной юридической психологии, внесли не только психологи, но и представители других областей знания, прежде всего, философы, юристы, психиатры. В настоящее время юридическая психология представляет собой одну из наиболее востребованных и активно развивающихся самостоятельных отраслей науки.

Ключевые слова: Юрпсихология
Источник: Борисова С.Е., Юридическая психология
Материалы по теме
История развития юридической психологии
Косолапова Н.В., Иванова А.И., Юридическая психология
Понятие юридической психологии. Соотношение юридической психологии с другими отраслями знаний
Косолапова Н.В., Иванова А.И., Юридическая психология
Задачи, объект и предмет юридической психологии
Косолапова Н.В., Иванова А.И., Юридическая психология
Принципы и методы юридической психологии
Косолапова Н.В., Иванова А.И., Юридическая психология
Юридические конфликты
Соколов С.В., Социальная конфликтология
Понятие юридической психологии
Петруня О.Э., Юридическая психология
Место юридической психологии в системе научных дисциплин
Петруня О.Э., Юридическая психология
Развитие юридической психологии в России
Петруня О.Э., Юридическая психология
Оставить комментарий