Развитие отечественной психологии после 1917 года

В октябре 1917 года в России произошёл переворот, радикально изменивший весь дальнейший ход развития отечественной науки. Трансформация идеологических устоев общества кардинально повлияла на жизнь тысяч российских учёных, начавших свой путь в науке до 1917 года. С 1922 по 1923 год из Советской России были высланы более ста учёных, составлявших цвет российской науки, среди которых: С. Л. Франк, Н. А. Бердяев, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, А. И. Угримов, Л. М. Лопатин, И. А. Ильин, П. А. Сорокин и другие. В период с 1917 по 1922 год Московское психологическое общество переживало тяжелейший кризис, заседания проводились нерегулярно, после опубликования 141-й и 142-й книги журнал «Вопросы философии и психологии» прекратил свое существование. Последнее заседание Московского психологического общества состоялось 15 июня 1922 года. Официально открытый в 1914 году Психологический институт просуществовал в структуре Московского университета до 1925 года.

В 20-30-е годы в СССР бурно развивалось такое направление прикладной психологии как психотехника. Советская психотехника в силу своего влияния в научном сообществе стала широкомасштабным общественным движением. У истоков психотехники стояли немецкий психолог Вильям Штерн (1871-1938), в 1903 году предложивший использовать термин «психотехника», и немецко-американский психолог Хьюго Мюнстенберг (1863-1916), занимавшийся исследованием проблем руководства предприятием, профессионального отбора и профессиональной ориентации, рационализации труда и др.

Особенностью развития психотехники в Советском Союзе являлось активное участие в психотехническом движении наряду с психологами физиологов, гигиенистов, представителей партийной номенклатуры и педагогов, что вылилось в оформление так называемого НОТовского движения (НОТ - научная организация труда). В 1927 году регистрируется Всероссийское психотехническое общество, председателем которого становится И. Н. Шпильрейн. В 20-е годы в СССР открываются многочисленные психотехнические лаборатории, издаются журналы «Советская психотехника», «Психофизиология труда и психотехника». Широкую известность в Советском Союзе и за рубежом получили работы таких представителей отечественной психотехнической науки, как И. Н. Шпильрейн, С. Г. Геллерштейн, А. М. Мандрыка, М. Ю. Сыркин, А. И. Розенблюм и других. В начале 30-х годов начинается кампания по уничтожению советской психотехники: ликвидируются психотехнические лаборатории, репрессиям подвергаются многие учёные.

Шпильрейн Исаак Нафтульевич (1891-1937), советский психолог, основоположник советской психотехники. Образование получил в Гейдельбергском и Лейпцигском университетах. В 1922 году по инициативе И. Н. Шпильрейна на базе Московского Центрального института труда была открыта психотехническая лаборатория. В 1923 году И. Н. Шпильрейн организует лабораторию промышленной психотехники при Народном комиссариате труда СССР.

И. Н. Шпильрейн был одним из лидеров нотовского движения, осуществляя руководство Лигой «Время-НОТ», принимая активное участие в разработке методологических основ научной организации труда в СССР.

И. Н. Шпильрейн последовательно разрабатывал проблему утомляемости работника промышленного производства. Одной из наиболее важных проблем, по мнению И. Н. Шпиль-рейна, являлась проблема диагностики профессиональной пригодности и профессионального отбора (он успешно занимался профотбором на железнодорожном транспорте). В своих работах он неоднократно рассматривал вопросы рационализации условий профессиональной деятельности и вопросы, связанные с минимизацией травм на производстве. И. Н. Шпильрейн практиковал консультирование предприятий, внедряя семичасовой рабочий день. В 1930 году И. Н. Шпильрейн был избран президентом Международного общества психологов. В 1931 году на I-м съезде по психотехнике, проходившем в Ленинграде, идеи И. Н. Шпильрейна были подвергнуты жёсткой критике, и он был обвинён в «меньшевиствующем идеализме». В 1934 году в соответствии с приказом Совета Народных Комиссаров были ликвидированы все научно-исследовательские психотехнические учреждения, был прекращен выпуск журнала «Психотехника». В январе 1935 года И. Н. Шпильрейн был арестован, а в 1937 году по обвинению в контрреволюционной деятельности расстрелян. В 1957 году И. Н. Шпильрейн был полностью реабилитирован.

Геллерштейн Соломон Григорьевич (1896-1967), советский психолог, участник психотехнического движения. Получил образование на Высших научно-педагогических курсах при втором МГУ и в Харьковском технологическом институте. С 1923 по 1925 год С. Г. Геллерштейн был сотрудником Лаборатории промышленной психотехники Народного Комиссариата Труда СССР. С 1929 по 1935 год С. Г. Гел-лерштейн руководил лабораторией психологии труда в Московском институте Охраны Труда Народного Комиссариата Труда СССР. С 1931 по 1934 год С. Г. Геллерштейн заведовал кафедрой психотехники в Ленинградском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена.

В 1931 году была опубликована книга С. Г. Геллерштей-на «Проблемы психологии профессий в системе советской психотехники», на страницах которой им был обобщён опыт психотехнической науки того периода времени. С. Г. Геллер-штейн активно занимался разработкой проблемы тренировки профессионально-важных качеств у представителей различных профессий (водителей автотранспорта, сталеваров, военных лётчиков, парашютистов и др.).

В годы Великой Отечественной войны С. Г. Геллерштейн был научным руководителем нейрохирургического военного госпиталя в городе Кисегаче, где начал интенсивно разрабатывать проблему трудовой терапии. Именно результаты исследования возможностей восстановительной трудотерапии были положены в основу защищённой С. Г. Геллерштейном в 1945 году диссертации на соискание учёной степени доктора биологических наук.

После Великой Отечественной войны С. Г. Геллерштейн преподавал в различных учебных и научно-исследовательских заведениях (МГУ им. М. В. Ломоносова, Центральном институте усовершенствования врачей, Московском институте физической культуры).

В конце 40-х - начале 50-х годов в СССР была развёрнута кампания борьбы с космополитизмом, жертвой которой в 1950 году стал С. Г. Геллерштейн, которому пришлось в течение шести лет заниматься переводами иностранной литературы, оставив научно-исследовательскую работу и преподавательскую деятельность. Возвращение С. Г. Геллерштейна к активной профессиональной деятельности состоялось лишь в середине 50-х годов. Последние годы жизни С. Г. Геллерш-тейн занимался возрождением психологии труда.

В 20-30-е годы XX века в Советском Союзе бурно развивалось такое направление, как педология. У истоков педологии стояли немецкий педагог и психолог Эрнст Мейман (18621915), который призывал исследовать на только возрастную специфику ребёнка, но и индивидуальные траектории развития, а также американский психолог Стенли Холл (1844-1924), который генерировал идею о необходимости создания комплексной науки о ребёнке - педологии. До 1917 года в России разработкой педологической проблематики занимались такие учёные, как Г. И. Россолимо, А. Ф. Лазурский, А. П. Нечаев, И. А. Сикорский и др.

В 20-е годы в СССР активизировался интерес к целостному изучению ребёнка с опорой на принципы гуманности и заботы. В этот период в советскую педологию приходят талантливые учёные, такие как Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, П. П. Блонс-кий, С. С. Моложавый, А. С. Залужный и др. В 20-е годы в Советском Союзе осуществлялась подготовка педологов на базе следующих высших учебных заведений: Высшие педологические курсы, Московский педагогический институт детской дефективности, Академия социального воспитания, Московский Центральный институт организаторов народного образования, а также на базе девяти московских педагогических техникумов. Подготовка кадров педологов осуществлялась в специализированных педологических учреждениях Орла, Рязани, Сарапула, Ташкента и других городов. При Народном комиссариате просвещения действовала Межведомственная педологическая комиссия, издавался журнал «Педология». В 1932 году журнал «Педология» был закрыт, а 4 июля 1936 года в газете «Правда» было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», в котором педология была объявлена лженаукой, наносящей вред советскому государству и издевательски относящейся к детям. Следствием этого постановления ЦК ВКП(б) стали репрессии в отношении советских педологов и фактическое уничтожение отечественной педологии.

Залкинд Арон Борисович (1886-1936), российский психолог и врач. Получил медицинское образование в МГУ. В студенческие годы заинтересовался психоанализом и активно способствовал продвижению психоаналитической теории в СССР в начале 20-х годов. В это время А. Б. Залкиндом был описан так называемый комплекс «парттриады», сущность которого заключалась в наличии невротических симптомов, гипертонии и вялого обмена веществ у 90% представителей партийной номенклатуры (партактива ВКП (б)), что в свою очередь интерпретировалось им как следствие профнепригодности, нервных перегрузок и нарушений гигиенических норм.

С 1917 по 1920 год А. Б. Залкинд руководил Петроградским психотерапевтическим институтом. В 1925 году А. Б. Залкинд разорвал свои отношения с психоанализом, публично покаявшись. В 1928 году А. Б. Залкинд был назначен председателем Межведомственной плановой педологической комиссии, а в 1930 году он стал директором Института психологии, который был переименован в Институт психологии, педологии и психотехники Российской Ассоциации научных институтов марксистской педагогики.

А. Б. Залкинд считал, что половое воспитание детей очень важно для полноценного развития личности ребёнка. А. Б. Залкинд активно ратовал за внедрение в широкую педологическую практику методов коррекции психического развития, благодаря которым можно было достигнуть преодоления трудностей в сфере коммуникативного взаимодействия детей и преодолеть феномен «отверженности».

В 1931 году А. Б. Залкинд был снят с должности редактора журнала «Педология», через год было прекращено издание журнала. В 1932 году А. Б. Залкинд был уволен с поста директора Института психологии, педологии и психотехники.

Выготский Лев Семенович (1896-1934), российский психолог. Окончил юридический факультет Московского университета и историко-философский факультет Народного университета им. А. Л. Шанявского. Преподавал в учебных заведениях Гомеля. С 1924 года Л. С. Выготский работал в Институте психологии МГУ. С 1928 по 1930 год Л. С. Выготский трудился в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской.

В 1931 году Л. С. Выготский пишет работу «Развитие высших психических функций», в которой представлены основные идеи культурно-исторической теории развития психики. По мнению Л. С. Выготского, психика человека формируется в процессе использования особых средств регуляции психической деятельности, которыми являются культурные знаки. В процессе интериоризации происходит переход «натуральных», данных природой психических функций в «культурные» функции высшего уровня развития (например, импульсивное действие преобразуется в действие произвольное, механическая память преобразуется в память логическую и т.п.).

Л. С. Выготский считал, что знаки языка являются орудиями, используя которые, субъект создаёт свой внутренний мир. Единицами внутреннего мира человека являются значения и смыслы. Л. С. Выготский высказал идею о «зоне ближайшего развития», в соответствии с которой эффективность обучения возрастает в том случае, если оно опережает развитие ребенка.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) советская психологическая наука встала на службу обороны Родины. В военных действиях участвовали такие известные психологи, как М. В. Гамезо, П. И. Зинченко, А. Г. Ковалёв, Н. И. Крылов, Е. С. Кузьмин, Г. Д. Луков, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Е. Н. Соколов, Б. С. Смирнов, Д. Б. Эльконин и другие. Пережили блокаду осажденного фашистами Ленинграда психологи: А. А. Бодалев, Л. М. Веккер, А. Ц. Пуни, Г. С. Рогинский, С. Л. Рубинштейн и другие.

В годы Великой Отечественной войны интенсифицировались военно-психологические исследования. Так, в Тбилиси Д. Н. Узнадзе основал патопсихологический кабинет при эвакогоспитале, в котором осуществлял работу по восстановлению нарушенных психических функций раненых бойцов.

В 1943 году А. С. Прангишвили публикует книгу «Психология», один из разделов которой был посвящён проблеме социальной психологии паники. Развивая тезис о том, что причиной паники являются понижение уровня мотивации поведения людей и ослабление социально-психологической устойчивости коллектива, а не психическое заражение и внушаемость, А. С. Прангишвили сделал вывод о том, что предотвратить панику можно с помощью крепкой дисциплины и твёрдого, целеустремленного руководства коллективом.

В 1943 году Б. М. Теплов публикует труд «Ум и воля военачальника», в котором были представлены результаты анализа особенностей личности и деятельности великих полководцев, таких, как Наполеон I, А. В. Суворов и М. И. Кутузов. С работой Б. М. Теплова «Ум и воля военачальника» в годы войны познакомились многие тысячи командиров и политработников Красной Армии.

Советскими психологами К. К. Платоновым, Г. Г. Голубевым, Е. В. Гурьяновым, Л. М. Шварц успешно проводились военно-психологические исследования особенностей навыков в процессе подготовки лётчиков на специальном тренажёре (кабина Линка). Полученные данные внедрялись в практику работ военных училищ. Советские психологи активно занимались научно-пропагандистской работой, критикуя расистские теории и фашистскую идеологию.

В 1941 году в Московском университете была возобновлена подготовка философов, а в 1942 году на базе философского факультета была создана кафедра психологии. В 1943 году в МГУ им. М. В. Ломоносова было организовано отделение психологии и осуществлён набор студентов — будущих психологов.

В послевоенный период динамика развития отечественной психологической науки определялась интенсивностью идеологического прессинга со стороны советского режима. В 1950 году в разгар борьбы с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом Отделом науки ЦК ВКП(б) было инициировано проведение объединённой сессии Академии Наук СССР и Академии Медицинских Наук СССР, которая вошла в историю отечественной науки как «Павловская сессия». С основным критическим докладом выступил академик К. М. Быков, который подверг резкой критике труды Л. А. Орбели, И. С. Бе-риташвили, П. К. Анохина, Г. В. Гершуни, А. Г. Гинецинского, Л. С. Штерн и др. Основной критический пафос состоял в обвинении Л. А. Орбели, И. С. Бериташвили, П. К. Анохина и других учёных в том, что они лишь на словах поддерживали учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, а на самом деле занимались разработкой идей, которые противоречили идеям покойного академика. Итогом работы Павловской сессии стали репрессии в отношении ведущих физиологов. Так, Л. А. Ор-бели и И. С. Бериташвили были освобождены от занимаемых должностей. Большинство физиологов, подвергшихся критике на сессии, были вынуждены прекратить активную исследовательскую деятельность, а негласный запрет критики учения И. П. Павлова просуществовал в СССР до середины 60-х годов.

В 50-70-е годы XX века наблюдалась устойчивая тенденция, связанная с привлечением потенциала отечественной психологической науки к решению практических задач, следствием чего стало интенсивное развитие таких направлений в науке, как психология труда, эргономика, социальная психология, психогенетика и др.

В 1966 году в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова и в Ленинградском государственном университете им. А. А. Жданова были открыты факультеты психологии.

В 1970 году в Ярославле на базе государственного университета им. П. Г. Демидова был создан первый факультет психологии в провинции. В 70-е годы были организованы отделения психологии в Ростовском государственном университете, Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского и ещё в нескольких вузах.

В 90-е годы в Российской Федерации начинается подготовка психологических кадров на базе различных высших учебных заведений Волгограда, Иркутска, Казани, Костромы, Самары, Пензы, Челябинска и др.
Не умаляя вклада многих известных отечественных психологов в развитие психологической науки в 40-80-е годы, отметим значимость научной деятельности таких психологов как: Д. Н. Узнадзе, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, Б. Г. Ананьев.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950), грузинский психолог, один из создателей грузинской психологии. Получил образование в Лейпцигском и Харьковском университетах. Д. Н. Узнадзе был инициатором открытия в 1918 году в Тбилисском университете кафедры психологии и психологической лаборатории. В 1927 году Д. Н. Узнадзе инициирует создание и возглавляет Общество психологов Грузии. В 1943 году на базе сектора психологии Академии наук Грузинской ССР был создан Институт психологии, директором которого стал Д. Н. Узнадзе.

В 1925 году Д. Н. Узнадзе публикует книгу «Основы экспериментальной психологии», на страницах которой им были представлены некоторые принципы общепсихологической теории установки. По мнению Д. Н. Узнадзе, установка - это реальное психическое состояние человека, выражающее его готовность к определённому поведению и являющееся основой единства сознания и объективной действительности. Условием существования личности, по Д. Н. Узнадзе, является сознание, которое возникает в результате функционирования механизма объективации. Объективация есть процедура высвобождения от готовности (субъективности) человека к реализации установки. Факторами, определяющими активность личности, являются ценности. По мнению Д. Н. Узнадзе, одной из важнейших характеристик личности является ответственность.

В 1949 году Д.Н. Узнадзе опубликовал фундаментальную монографию «Экспериментальные основы психологии установки», которая в 1966 году была опубликована в США на английском языке под названием «Психология установки».

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960), отечественный психолог. Образование получил в Марбургском и Фрайбургском университетах. С 1919 по 1922 год преподавал в Новороссийском университете в Одессе. С 1922 по 1930 год С. Л. Рубинштейн возглавлял Одесскую научную библиотеку. С 1932 по 1942 год С. Л. Рубинштейн возглавлял кафедру психологии Ленинградского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В 1942 году С. Л. Рубинштейн переезжает в Москву, где он выступил с инициативой создания кафедры психологии, а затем и отделения психологии на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1945 году С. Л. Рубинштейн организовал и стал руководителем сектора психологии в Институте философии АН СССР.

С. Л. Рубинштейн одним из первых в советской психологии разрабатывал проблему направленности, трактуя направленность как совокупность сознательных устремлений и способов их выражения субъектом. С. Л. Рубинштейн считал, что каждый поступок человека закрепляется в его характере с помощью механизма обобщения.

В 20-30-е годы С. Л. Рубинштейном был сформулирован принцип единства сознания и деятельности, который стал одним из основных методологических принципов отечественной психологической науки. Суть данного методологического принципа заключается в том, что психика человека формируется и проявляется в практической деятельности.

В 1935 году С. Л. Рубинштейном была опубликована монография «Основы психологии», за которую в 1937 году ему была присуждена учёная степень доктора педагогических наук (по психологии).

В 1942 году был опубликован учебник С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии», являющийся одним из самых востребованных учебников до настоящего времени. За этот труд С. Л. Рубинштейн награждён Сталинской премией.

Когда в конце 40-х годов в СССР была развернута кампания борьбы с космополитизмом, одной из жертв этой кампании стал С. Л. Рубинштейн. В 1947 году он был смещён со всех руководящих постов, и лишь в 1953 году с С. Л. Рубинштейна были сняты обвинения.

Мясищев Владимир Николаевич (1893-1973), отечественный психолог, психоневролог и психотерапевт. Получил медицинское образование в Петроградском психоневрологическом институте. С 1919 по 1921 год В. Н. Мясищев работал в лаборатории труда Института по изучению мозга и психической деятельности. С 1922 года до конца жизни трудовая деятельность В. Н. Мясищева была связана с Ленинградским психоневрологическим институтом им. В. М. Бехтерева.

В 30-е годы В. Н. Мясищевым была сформулирована клинико-патогенетическая концепция неврозов, в рамках которой невроз рассматривался как следствие патогенного противоречия в условиях неадекватно разрешаемой ситуации.

В. Н. Мясищев разработал концепцию личности как совокупности отношений. По мнению В. Н. Мясищева, каждый человек от своего рождения и до смерти включён в систему объективных социальных отношений, что в свою очередь детерминирует субъективные отношения человека ко всем сторонам действительности. В. Н. Мясищев трактовал понятие «отношение» как форму отражения человеком действительности. В. Н. Мясищев полагал, что все психические процессы человека опосредованы отношениями к миру. Трансформация субъективной картины мира неизбежна в условиях изменяющейся реальности, в которой живёт человек, так как у человека неизбежно изменяется его роль и положение в мире.

В 1960 году вышла в свет монография В. Н. Мясищева «Личность и неврозы», в которой им была высказана идея о необходимости организации целенаправленной работы с личностью в контексте толкования целостной личности как совокупности (ансамбля) отношений. В. Н. Мясищев считал, что патологии личности обусловлены определёнными нарушениями в системе отношений, в свою очередь мешающих достижению значимых для человека целей. По В. Н. Мясищеву, эффективная психотерапия неврозов возможна в случае изменения системы отношений человека в целом.

В. Н. Мясищев полагал, что деятельность (игра, труд и т. д.) играет важную роль в развитии личности, однако процесс формирования нравственного ядра личности может оказаться нейтральным процессом, если между участниками деятельности не организованы отношения, требующие сотрудничества и взаимопомощи, стимулирующие нравственные поступки.

В. Н. Мясищев был убеждён в том, что человек, не имеющий серьёзной теоретической и профессиональной психологической подготовки, человек, не имеющий знаний о личности, индивиде и индивидуальности, не имеет права заниматься экспериментально-психологическим обследованием личности. В этой связи В. Н. Мясищев призывал исследователей корректно использовать методы общей психологии для исследования лиц с психической патологией.

Теп лов Борис Михайлович (1896-1965), отечественный психолог, основоположник отечественной дифференциальной психофизиологии. Получил образование в Московском университете на историко-филологическом факультете. В 20-е годы XX века работал в военных научно-исследовательских учреждениях. В 1929 году Б. М. Теплов начал профессиональную деятельность в Институте психологии, где прошёл путь от заведующего лабораторией до заместителя директора по научной работе.

В 1940 году Б. М. Теплов защитил докторскую диссертацию на тему «Психология музыкальных способностей». В 1947 году вышла в свет монография Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей», на страницах которой, была представлена оригинальная модель структуры музыкальных способностей. Данная модель состояла из следующих компонентов: 1) ритмическое и ладовое чувство и 2) способность к произвольному оперированию музыкальными слуховыми представлениями. Б. М. Теплов трактовал феномен музыкальности как единство музыкальных способностей и эмоциональной отзывчивости на музыку. Данная монография была издана за рубежом и неоднократно переиздавалась в СССР.

Занимаясь разработкой проблемы индивидуальности, Б. М. Теплов собрал интереснейшие материалы о судьбах и творчестве русских композиторов. Осуществленный анализ позволил Б. М. Теплову оценить специфику музыкальных способностей, рассмотреть музыкальные способности того или иного композитора в контексте их связи с задатками и с общей одарённостью.

В 1957 году Б. М. Теплову было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР. В период с 1958 по 1965 год Б. М. Теплов являлся главным редактором журнала «Вопросы психологии».

Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979), отечественный психолог и педагог. Получил образование на факультете общественных наук Московского университета. С 1924 по 1927 годы А. Н. Леонтьев занимался научно-исследовательской и преподавательской работой в Институте психологии, а в 1927 он перешёл на работу в Академию Комму нистичес-кого Воспитания им. Н. К. Крупской, где он проработал до 1931 года. В этот период А. Н. Леонтьев, сотрудничая с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия, активно участвовал в разработке культурно-исторической теории развития психики. С 1927 по 1929 год А. Н. Леонтьев трудился также в Медико-педагогической станции Г. И. Россолимо, начав в качестве ассистента пройдя путь до заведующего педологической лаборатории.

В 1931 году А. Н. Леонтьев принял приглашение Народного комиссара здравоохранения Украинской ССР С. И. Конторовича и переехал в Харьков, где возглавил отдел экспериментальной психологии в Украинском психоневрологическом институте (с 1932 года - Всеукраинской психоневрологической академии). Вокруг А. Н. Леонтьева группируются харьковские психологи В. И. Аснин, Ф. В. Бассин, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Г. Д. Луков, А. Н. Розенблюм и др. В этот период Харьковской группой были продуктивно исследованы дискурсивное мышление дошкольника, овладение понятием в процессе учения, процесс забывания. После возвращения в Москву А. Н. Леонтьев работал в Высшем коммунистическом институте просвещения, который просуществовал до 1937 года. В 1937 году А. Н. Леонтьев перешел на работу в Институт психологии.

В 1941 году А. Н. Леонтьевым была защищена докторская диссертация в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена. В декабре 1941 года А. Н. Леонтьев был эвакуирован в Ашхабад, затем в 1942 году в Свердловск, где возглавил опытный восстановительный госпиталь. Итогом научного руководства госпиталем стала монография «Восстановление движения: Исследование восстановления функций руки после ранения», написанная в соавторстве с А. В. Запорожцем и опубликованная в 1945 году.

В 1951 году А. Н. Леонтьев стал заведующим кафедрой психологии МГУ им М. В. Ломоносова. В 60-70 годы А. Н. Леонтьев разрабатывал теорию деятельности, положения которой были интегрированы в исследования восприятия, мышления, памяти и других форм психического отражения.

В 1975 году была опубликована фундаментальная монография А. Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность», на страницах которой в качестве основного критерия деятельности была рассмотрена её предметность.

С 1966 по 1979 год А. Н. Леонтьев был деканом факультета психологии МГУ им М. В. Ломоносова.
Платонов Константин Константинович (1906-1984), отечественный психолог. Окончил Харьковский медицинский институт и биологический факультет Харьковского института народного образования. В 20-е годы К. К. Платонов преподавал в Харьковском институте распространения естествознания. В конце 20-х годов, увлекшись психотехникой, К. К. Платонов руководил работой психотехнических лабораторий на крупных промышленных предприятиях в Горьком (ныне Нижний Новгород) и Челябинске. К. К. Платонов участвовал в Великой Отечественной войне, был награждён орденами и медалями. В послевоенный период занимался исследованием психологии лётной деятельности, что нашло своё выражение в многочисленных публикациях, наибольшую известность получила его фундаментальная работа «Авиационная психология», опубликованная в 1963 году. В 50-е годы К. К. Платонов читал курс лекций по «Психологии труда» студентам-психологам Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. К. К. Платонов был доктором психологических наук и доктором медицинских наук. В 1960 году К. К. Платонов стал сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР, а с 1972 года до своей смерти он работал в Институте психологии АН СССР.

Занимаясь исследованием личности, К. К. Платонов описал модель структуры личности, которая включала в себя следующие подструктуры: 1) социально обусловленная подструктура (направленность, отношения, моральные качества); 2) опыт (знания, навыки, умение и привычки); 3) индивидуальные особенности отдельных психических процессов; 4) биопсихическая подструктура (темперамент и органические патологические особенности). К. К. Платонов последовательно разрабатывал проблему коллектива, как наиболее значимого условия развития и воспитания личности, что нашло отражение на страницах его работы «Коллектив и личность», опубликованной в 1975 году.

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972), отечественный психолог, один из основоположников Ленинградской психологической школы. Получил образование на общественно-экономическом факультете Горского педагогического института во Владикавказе.

С 1929 года Б. Г. Ананьев работал в Институте мозга им. В. М. Бехтерева. В 1939 году защитил докторскую диссертацию по педагогике на тему «Формирование психологической науки в СССР».
Во время Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Тбилиси, Б. Г. Ананьев руководил психологическим кабинетом в эвакогоспитале. В 1944 году Б. Г. Ананьев стал руководителем отделения психологии Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова.

Б. Г. Ананьевым была разработана система человекоз-нания, в рамках которой он интегрировал информацию о человеке как индивиде, личности и индивидуальности, полученную в разных отраслях научного знания. С 1966 года Б. Г. Ананьев организовал проведение комплексного исследования развития целостной личности-индивидуальности, в ходе которого были выявлены связи между психологическими, биологическими и социальными компонентами структуры индивидуальности. Б. Г. Ананьев считал, что основными системами свойств человека являются индивид и личность, интеграция которых формирует структуру субъекта и его индивидуальности. Индивидуальность трактуется Б. Г. Ананьевым как система сознательной саморегуляции и способность к жизнетворчеству.

С 1967 по 1972 год Б. Г. Ананьев был деканом факультета психологии Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова. При участии Б. Г. Ананьева в Ленинграде были открыты Научно-исследовательский институт педагогики Академии педагогических наук РСФСР и Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований. В 1968 года Б. Г. Ананьев стал действительным членом Академии педагогических наук СССР.

Ключевые слова: История, Наука
Источник: Константинов В.В., История психологии
Материалы по теме
Краткая история развития психологии
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Развитие дифференциальной психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Период открытого кризиса в психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
История изучения психиатрии как науки
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Формирование зарубежной детской психиатрии
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Развитие психологии в конце XIX - начале XX века
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Этапы развития детской психиатрии в России
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Предмет и методы истории психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Оставить комментарий