Защитная идентификация имеет ряд разновидностей, каждая из которых должна стать предметом отдельного исследования. Вот эти разновидности:
- идентификация с любимым объектом: в этом случае личность моделирует себя согласно качествам любимого человека, что ослабляет тревогу разлуки и напряжение, возникающее ан основе враждебности (если чувства амбивалентны).
- Идентификация с потерянным объектом. Эта разновидность фактически совпадает с интроекцией. Личность берет себе характеристики потерянного объекта и ослабляет свое чувство сожаления.
- Идентификация с агрессором: после такой успешной идентификации создается впечатление, будто агрессивность исходит от самой идентифицируемой личности.
- Идентификация из-за чувства вины. Эта разновидность также имеет сходства с интроекцией. Это самонаказывающая идентификация, которая возникает на основе враждебности и амбивалентного отношения к любимому объекту. Примерами, свидетельствующими о существовании такой идентификации, являются компульсивные реакции, когда пациент не только наказывает себя, но и злорадствует по этому случаю.
Идентификация с потерянным объектом
В настоящем параграфе речь пойдет главным образом об идентификации с умершими близкими людьми.
Смерть родителей и других близких людей - это один из самых тяжелых экзистенциальных фрустраторов в жизни большинства людей. Для того, чтобы после такой потери продолжать жить более или менее нормальной жизнью, необходимо иметь соответствующие ресурсы и механизмы психологической самозащиты. Одним из таких механизмов является идентификация с покойниками, с объектами любви, которых человек лишился.
Мы видели, что сущность психической идентификации состоит в сознательном и( или) подсознательном стремлении субъекта быть таким, как объект; мыслить, чувствовать и действовать, как он, иметь его силу, авторитет и влияние. Мы знаем, что данное явление отчетливо наблюдается во взаимоотношениях детей и родителей. Кроме того, как показали психоаналитические исследования, одним из самых эффективных способов освобождения от Эдипова комплекса является идентификация с родителями, присвоение (интроецирование) их интересов, установок, личностных черт и характерных форм поведения. Подобная идентификация участвует в формировании Я-концепции ребенка, его Сверх-Я, высших блоков самосознания.
Идентификация ребенка с родителем, согласно психоанализу, является также частным случаем явления идентификации с агрессором. Идентифицируясь с более сильным агрессором, ребенок как бы приобретает его силу и начинает чувствовать себя в безопасности. Общеизвестны те примеры идентификации с агрессором, которые приводит Анна Фрейд:
- ребенок боится своего учителя и подсознательно подражает выражению его лица, уподобляется ему;
- маленькая девочка боится темноты, думая что в темной комнате появляются призраки, но находит выход (защитное средство): она советует братишке вообразить себе, что сам являешься признаком. И тогда страх действительно смягчается.
Однако параллельно с механизмом идентификации с агрессором (и в процессе преодоления комплекса Эдипа) имеет место идентификация с «потерянным объектом». В данном случае таковым является родитель противоположного пола. В процессе преодоления Эдипова комплекса ребенок отказывается от родителя противоположного пола, однако некоторая степень идентификации с ним смягчает фрустрацию, возникшую от такой потери, поскольку сохраняет некоторые его идеалы. Именно данный механизм психологической идентификации с родителем противоположного пола закрепляется в психике личности в качестве защитного механизма. Она начинает действовать в случае потери родителя. Это защита против той экзистенциальной фрустрации, которая возникает при потере близкого человека.
При обсуждении данного вопроса мы уже вторгаемся в область психологической танатологии. Одним из разделов этой науки должна стать психология самозащиты личности перед лицом смерти других людей, а также в ожидании собственной неминуемой смерти. Как мы видим, учет теории психологической идентификации совершенно необходим для развития этой области науки.
Особый интерес представляет случай действительной потери близкого человека в результате его смерти. Какие особенности имеет идентификация с покойником, и к каким последствиям она приводит? Для того, чтобы смягчить горе от потери любимого человека, люди идентифицируются с ним. Данный вопрос обычно обсуждается в литературе в связи с психоаналитической теорией траура (mourning).
Эта идея позволяет выделить еще три разновидности идентификации, о существовании которых мы фактически уже говорили, когда давали общую психоаналитическую характеристику этого явления. Речь идет о следующих разновидностях:
- идентификация с таким объектом, которым человек реально обладает;
- идентификация с таким объектом, которым человек хотел бы обладать;
- идентификация с таким объектом, которого человек лишился.
Последняя разновидность идентификации вступает в действие в ходе и после переживания фрустрации. Причем и здесь возможны различные случаи, например следующие:
- индивид А имел идентификацию с В еще до того, как потерять его, когда обладал им;
- индивид А до потери В не имел более или менее заметной идентификации с В; процесс идентификации по-настоящему у него начался после потери объекта В.
Еще одна проблема возникает в связи с этими дифференциацями, а именно: каким образом идентификация с объектом, которым обладаешь, преобразуется в такую разновидность идентификации, которая имеет место после потери объекта? Что меняет потеря объекта В индивидом А в его идентификации с этим объектом?
Отметим также, что поскольку смерть близкого человека, неудачная любовь и ожидание собственной неминуемой смерти являются глубокими экзистенциальными фрустраторами, то против них можно защищаться только с помощью защитных комплексов. Поэтому идентификация в отдельности недостаточна. Следует выяснить, в состав каких защитных комплексов она обычно входит. Следует иметь в виду, что многим так и не удается организовать достаточно эффективную психическую защиту от таких фрустраций, и они приобретают неврозы или психозы, т. е. патологические адаптивные комплексы . Почему так происходит, что такое сила «Я», как это связано с возрастом, с перспективами, притязаниями, возможностью иными средствами осмыслить свою жизнь и т. п.? Перед нами комплекс проблем, которые предстоит исследовать средствами современной научной психологии