Рациональное познание

Рациональное начало с нарастающим итогом движется по всем ступенькам познавательной лестницы. Вначале оно невелико и вклад его малозаметен, но постепенно его объем и значение расширяются.

Ощущения — лишь исходная клеточка познавательного процесса. Более сложной и высокой формой чувственного отражения является восприятие — целостный чувственный образ объекта. Здесь уже, как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект. Наконец, высшей формой чувственного отражения является представление — образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти. В представлении уже вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали.

Главным отличием человека от животных, по мнению большинства ученых, являются интеллект и наличие творческих способностей. А последние, похоже, являются следствием не социальных процессов, как предполагалось до сих пор, а сугубо биологических. В 2003 г. Ричард Клайн из Стэнфордского университета установил, что творческие способности человека—это генетические мутации.

Многократно воспринимая предмет, человек закрепляет восприятие в памяти. Он может даже припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета — так возникает представление. Добавив к нашим представлениям немного аналитических способностей, поиграв интеллектуальными мышцами, мы легко перейдем от представления к пониманию предмета. А это уже скачок на совершенно иной и более высокий уровень познания — рациональное познание.

Уже на уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания, имеющая громадное значение в процессе творчества, какой является воображение — способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности. Представление стоит как бы на рубеже, на перепутье между чувственным отражением и абстрактным мышлением. Оно еще идет непосредственно от чувственного материала и строится на нем, но в представлении уже присутствует и абстрагирование от всего второстепенного.

Так выстраивается лестница человеческого познания, взбираясь по которой, мы последовательно переходим со ступеньки ощущений на ступеньку восприятия, перешагнув его, ступаем на площадку представления. А сделав еще одно усилие, оказываемся на следующей ступеньке — рациональном познании, с которой открывается безбрежный вид на высшие человеческие способности.

Что же мы видим с такой высоты? Перед нами открываются просторы эмпирического и теоретического мышления, небольшие делянки продуктивного и репродуктивного мышления, средства рационального познания (действие, образы, логика), культура мышления и речевая деятельность, вечный двигатель науки — индукция и дедукция, о роли которых в познании не смолкают споры вот уже 2 тыс. лет, недалеко пристроились хозяйственные постройки формальной логики (силлогизмы, умозаключения, выводы и т.д.), конечно же, верификация и фальсификация, наконец, самое главное — методология научного исследования — самый интересный и для вас незнакомый континент. Совершим небольшое путешествие.

Главным достоинством рационального познания считается проникновение в суть вещей, обнаружение того, что скрыто от поверхностного взгляда. Даже не новизна информации, не открытие нового, к чему пригодно и чувственное познание, а именно раскрытие сущности вещей и явлений. Для этого человечеству пришлось разработать мощнейшие средства и аппараты, которых не было даровано ему природой. Можно выразиться точнее: рациональное познание — это целиком выдуманный или искусственный мир. Высшей точкой развития этого мира выступают наука и техника. Те самые, которые подняли человечество до высот цивилизации и вместе с тем придвинули его к краю пропасти — техногенной катастрофе.

Переход чувственного отражения к абстрактному мышлению для многих ученых представляет такую же загадку, какую представляет скачок от примитивных гоминид к современному человеку. Антропологи убеждают нас в том, что у обезьянолюдей не было ничего такого, даже в потенции, что могло привести нас к созданию науки, культуры, общества.

Люди! Кто знает ссылки по теме «Публицистика П. Сорокина», подскажите пожалуйста. Заранее спасибо

Переход от чувственного познания к рациональному и сегодня кажется не постепенной эволюцией, а неожиданным скачком.

В известной мере следы экстраординарного скачка сохранились по сию пору в раздвоенности человеческой личности. Никому из нас не удалось соединить в гармоническое целое мир чувств и логику разума. Когда говорит одно начало в человеке, другое молчит или отступает. Чувства действуют вопреки и во вред нашему рассудку, побуждая к таким поступкам, которые при здравом разуме мы никогда бы ни совершили.

Два противоположных начала сосуществуют в человеке по принципу дополнительности: каждое будет тянуть личность в свою сторону, но без них ей не жить. Возможно, что чувства и разум, чувственное и рациональное познание — не две стороны одного целого, а два параллельных мира, два разных измерения человеческого существа. Вот почему человек, в отличие от животного, внутренне противоречив, непоследователен и часто губителен для самого себя.

Ключевые слова: Познание
Источник: Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Материалы по теме
Познавательные психические процессы
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Чувственное познание
Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012...
Научное и ненаучное знание. Критерии научности
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Познавательное развитие подростка
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Проблема познаваемости мира
Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012...
Формы научного познания: проблема, факт, гипотеза, теория
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Общая характеристика психических познавательных процессов
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Основы познавательных процессов
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Оставить комментарий