Публицистический стиль

Публицистический стиль называют еще газетно-публицистическим, потому что публицистические произведения печатаются в первую очередь в газетах и журналах, адресованных массовому читателю. Кроме того, этот стиль представлен в журналистских выступлениях по радио, телевиде­нию, в речах общественно-политических деятелей на митингах, съездах, собраниях (в последнем случае — в устной форме). Публицистика полу­чила название «летописи современности», поскольку она освещает самые важные проблемы общества: политические, социальные, бытовые, фило­софские, экономические, морально-этические. Ее занимают вопросы вос­питания, культуры, искусства и т.д. Словом, тематика публицистики, как и ее жанровое разнообразие, ничем не ограничены. Живая история нашего времени отражается в разных жанрах: информационных (заметка, репор­таж, отчет, интервью, хроника, обозрение), аналитических (статья, корре­спонденция, комментарий, рецензия, обзор), художественно-публицисти­ческих (очерк, фельетон, памфлет).

В публицистическом стиле соединены две важнейшие функции языка — информационная и воздействующая. Журналист — не равнодушный реги­стратор событий, а их активный участник, самоотверженно отстаивающий свои убеждения. Публицистика призвана активно вмешиваться в происхо­дящее, создавать общественное мнение, убеждать, агитировать. Это опре­деляет такие важные стилеобразующие черты публицистического стиля, как оценочность, страстность, эмоциональность. Вопросы, которые под­нимают журналисты, волнуют миллионы людей (экономическая политика государства, этнические конфликты, права человека и др.). Писать о них книжным, сухим языком невозможно, гак как «функция воздействия, важ­нейшая для публицистического стиля, обусловливает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения. И публицистика берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности».

Информационная функция публицистического стиля обусловливает другие его стилеобразующие черты: точность, логичность, официальность, стандартизованности. В условиях срочной подготовки газетных публика­ций по следам событий, интерес к которым особенно обострен, журналисты используют хорошо известные им публицистические приемы, частотные языковые средства, устойчивые речевые обороты (клише). Это опреде­ляет стандартизацию языка газеты, а как отмечают ученые, именно стан­дартизованности речи обеспечивает быстроту в подготовке информации. Обращение к языковым стандартам не только экономит усилия репортера, помогая ему оперативно откликаться на события, но и облегчает читателям усвоение новой информации: пробегая глазами публикацию, можно легко уловить ее главный смысл, если он преподносится в простых, знакомых выражениях. Таким образом, сочетание экспрессии и стандарта — важней­шая черта публицистического стиля.

Поскольку произведения публицистического характера адресованы широкому кругу читателей, главным критерием отбора языковых средств является общедоступность. Публицисты не должны использовать непонят­ные читателям узкоспециальные термины, диалектные, жаргонные слова, иноязычную лексику; усложненные синтаксические конструкции; отвле­ченную образность. В то же время публицистический стиль — это не зам­кнутая, а открытая система языковых средств, что позволяет журналистам обращаться к элементам других функциональных стилей и в зависимости от содержания публикации употреблять разнообразную лексику, включая внелитературные слова и выражения, необходимые для достоверного изо­бражения событий и их героев.

Большое значение в публицистических произведениях имеет автор­ский стиль — свойственная тому или иному журналисту манера письма. В газетно-публицистическом стиле повествование всегда ведется от пер­вого лица; для публицистики характерно совпадение автора и рассказчика, который непосредственно обращается к читателю со своими мыслями, чув­ствами, оценками. В этом сила воздействия публицистики.

В то же время в каждом конкретном произведении журналист создает образ автора, через который выражает свое отношение к действительно­сти. Как композиционно-речевая категория образ автора может изменять свои черты применительно к жанру. Так, в обозрении журналист выступает от имени коллектива, организации, партии, конструируя коллективный образ рассказчика; в очерке образ автора обретает индивидуальные черты; в фельетоне, памфлете предстает как условный ироничный, непримири­мый, критически настроенный повествователь. Но независимо от жанра авторская позиция совпадает со взглядами и оценками реального журналиста, представляющего читателям добытый им материал.

Лексика публицистического стиля отличается тематическим многооб­разием и стилистическим богатством. Широко представлена общеупотре­бительная, нейтральная книжная и разговорная лексика и фразеология. Выбор словесного материала определяется темой. Скажем, при обсужде­нии общественно-политических проблем находят применение слова кон­венция, приватизация, маркетинг, менеджмент, биржа, бизнес, демокра­тия, популизм, политиканство и пр. При решении вопросов повседневной жизни используются другие слова: пенсия, зарплата, инфляция, потреби­тельская корзина, безработица, уровень жизни, рождаемость и т.п.

На общем нейтральном фоне обращают на себя внимание оценочные лексико-фразеологические средства. Здесь можно встретить не только разговорно-просторечные (прихватизация, тусовка, крутой, махануть, дойная корова, загребущие руки, Дядя Сэм), но и книжные слова и выраже­ния (держава, Отчизна, восторжествовать, миссия, свершить, низводить, шоковая терапия, вавилонское столпотворение, соломоново решение и др.). Публицисты часто используют термины в образном значении {эпидемия болтовни, вирус экстремизма, раунд переговоров, политический фарс, пред­выборный марафон, пародия на демократию, финишная прямая и т.п.), что, прочем, не исключает их употребления в точном значении в соответству­ющем контексте.

Публицистический стиль открыт для использования интернациональ­ной политической лексики, расширение круга которой особенно харак­терно для последнего времени {парламент, электорат, инаугурация, спи­кер, импичмент, департамент, муниципалитет, легитимный, консенсус, рейтинг, эксклюзивный, коррупция, презентация и др.). Пополняется и сло­варь научной терминологии, быстро выходящей за рамки узкоспециаль­ного употребления {Интернет, принтер, виртуальный мир, стагнация, дефолт, холдинг, инвестиция, дилер, спонсор и др.). Публицистический стиль мгновенно усваивает новые понятия и соответствующие слова и сло­восочетания, отражающие социальные и политические процессы в стране и мире {финансовое оздоровление, альтернативные выборы, экономическое пространство, двойные стандарты, баланс интересов, многополярный мир, политика диалога, гражданское общество и т.д.). Закрепляются необычные сочетания, в которых оценочные имена прилагательные характеризуют социальные и политические процессы {бархатная, оранжевая революция, гибридная война, хрупкое перемирие, партия зеленых).

Для публицистического стиля характерно соединение контрастных по стилистической окраске слов: в нем используется лексика книжная и разговорная, высокая и сниженная. Обращение к разноплановой лек­сике и фразеологии зависит от жанра и должно быть подчинено принципу эстетической целесообразности. Если, например, в фельетоне возможно употребление просторечия, смешение стилей для достижения комического звучания, то в информационных жанрах такая пестрота языковых средств не оправдана.

Особого внимания заслуживает использование в публицистическом стиле речевых стандартов, клише. К ним, в частности, относятся выра­жения, получившие устойчивый характер: незащищенные слои населения, работники бюджетной сферы, международная гуманитарная помощь, ком­мерческие структуры, силовые ведомства, ветви власти, информированные источники', словосочетания типа служба быта {занятости, питания, здоровья, отдыха и т.д.). Эти речевые единицы широко употребляются жур­налистами.

От речевых стандартов, закрепившихся в публицистическом стиле, сле­дует отличать речевые штампы — шаблонные обороты речи, имеющие кан­целярскую окраску: на данном этапе, в данный отрезок времени, на сегод­няшний день, подчеркнул со всей остротой и т.п. Как правило, они ничего не вносят в содержание высказывания, а лишь засоряют предложения. Например, в следующих газетных текстах исключение выделенных выра­жений ничего не изменит в смысле информации:

В данный отрезок времени трудное положение сложилось с ликвидаци­ей задолженности предприятиями-поставщиками; В настоящее время взята под контроль выплата заработной платы горнякам; На данном этапе икромёт у карася проходит нормально...

Словообразование в публицистическом стиле отличается большей по сравнению с другими стилями активностью словопроизводства посред­ством суффиксов иноязычного происхождения. Например, для отражения новых социально значимых процессов действительности здесь использу­ются имена существительные на -изация со значением ‘наделение теми или иными свойствами того, что обозначает базовая основа’: американи­зация, компьютеризация, автоиомизация, регионализация и др.1 В начале XXI в. продуктивными в публицистическом стиле остаются номинации, образованные посредством иноязычных суффиксов -изм, -инг: попул-изм, инфантил-изм, экстрем-изм, шовин-изм, бриф-инг, лиз-инг, рейт-инг, сёрф­инг, инжинир-инг и др.

Что касается употребления префиксальных (либо префиксоидных) производных, то в современной публицистике актуальными являются словообразовательные модели с приставками и префиксоидами анти-, квази-, контр-, лже-, меж-, недо-, псевдо-, например: антиконституцион­ный, антирыночный, антисоциальный, квазиавторитет, квазиспециалист, контрмарш, контрконцепция, лжепредприиимателъ, лжеакадемизм, меж­национальный, межфракционный, недоиспользование, иедорыиок, недовершепиость, псевдодемократия, псевдопарламентаризм, псевдопатриотизм, псевдоцентрист.

В качестве производящих основ в публицистике часто используются имена лиц (например, политических деятелей, бизнесменов): ельцинизм, ельцинский, путинский, пропутинский, зюгаиовец, жириновец, жирииовство, чубайсовский — античубайсовский и др.

Морфологический строй публицистической речи также имеет свою специфику. Отдавая предпочтение книжным вариантам словоизменения, журналисты нередко используют и разговорные окончания, добиваясь непринужденного, доверительного звучания речи. Особенно это харак­терно для художественно-публицистических жанров, где разговорные окончания (в цеху, трактора) могут способствовать индивидуализации речи героев очерков.

В аналитических жанрах обращает на себя внимание частое употреб­ление наиболее отвлеченных и обобщенных языковых единиц. Имена существительные в единственном числе здесь обычно получают соби­рательное значение (читатель, студент, пенсионер, избиратель). Редко используются личные местоимения я, mow, вместо них употребляются мы, наш в обобщенном значении. Для глагола показательно предпочтение форм настоящего времени (Боевики проходят обучение за границей-, Похи­щают даже грудных детей). В художественно-публицистических жанрах, напротив, увеличивается употребление наиболее конкретных по значению языковых единиц, в том числе местоимений и глаголов в форме 1-го лица единственного числа (Я спросил-, Мой собеседник отвечает сразу, Никогда не забуду эти глаза). Здесь глаголы реализуют все свое многообразие видовременных форм и значений.

Синтаксис публицистических произведений отличается правильностью и четкостью построения предложений, простотой и ясностью конструк­ций. Используются монологическая речь (преимущественно в аналити­ческих жанрах), диалог (например, в интервью), прямая речь. Журнали­сты мастерски применяют различные синтаксические приемы экспрессии: необычный порядок слов (инверсия), риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения. В публицистическом стиле представлены все виды односоставных предложений: номинативные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безлич­ные (Весна-, Провинция-, Бездорожье-, Спешу поздравить-, Нам сообщают-, Простишь, когда поймешь-, В заметке говорится).

Важную стилеобразующую функцию выполняют необычные по синтак­сическому оформлению заголовки и зачины текстов, получающие также и рекламную функцию: от них во многом зависит, прочтет ли читатель публикацию или не обратит на нее внимания. В заголовках и зачинах акти­визируется новизна выражения. В частности, в них используются те разно­видности словосочетаний и синтаксических конструкций, которые не упо­требительны в других стилях, ср.: Изыскать резервы\; Студент-, какой он?; За какую парту садится ученик?; Учить дисциплине! (заголовки); Кавказ! Кто, заслышав это слово, не пытался представить...?; Можно ли планиро­вать прошлое?., (зачины).
 
Как видим, своеобразие публицистического стиля наиболее ярко и мно­гогранно выражается именно в экспрессивных средствах всех уровней языковой системы.

Ключевые слова: Стиль речи
Источник: Стилистика русского языка и культура речи : учебник для академического бакалавриата / И. Б. Голуб, С. 11. Стародубец. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 455 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
Материалы по теме
Общие понятия о стиле речи в риторике
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Качества стиля (слога) как требования к речи
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Стилистический синтаксис. Построение фразы и фигуры речи
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Стиль произношения
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Стиль речи преподавателя
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Логические нормы речи
Стилистика русского языка и культура речи : учебник для академического бакалавриата / И. Б....
Характеристика основных стилей современной русской речи
Жилина О.А., Романова Н.Н. - Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи - 2008...
Лексическое наполнение разных стилей речи
Жилина О.А., Романова Н.Н. - Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи - 2008...
Оставить комментарий