Публичная речь

Публичная речь может быть самостоятельным жанром деловой коммуникации, а может быть включена в какие-то формы, например совещания, конференции, презентации, митинги, праздники. Любая речь должна обладать качествами хорошего собеседования, ориентирована на слушателей, направлена на достижение прагматичной цели.


Как и в любой форме делового общения у речи должна быть продумана внутренняя структура, поэтому она должна содержать вступление, основную часть и заключение.

Античный риторический канон выделял пять этапов подготовки и произнесения публичной речи:

  • инвенция, или «нахождение», «изобретение». На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал;
  • диспозиция, или «расположение». Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии и иллюстрации к материалу;
  • элокуция, или «словесное оформление мысли». В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование вступления и заключения, окончательная редакция текста;
  • меморио, или «запоминание». На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть, даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, т.е. выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля;
  • произнесение.

Эффективное публичное выступление с речью зависит от ее предназначения и вида. Различают публичные речи: информационные, убеждающие, призывающие к действию, по специальному поводу (протокольная, траурная, торжественная, речь на юбилее и пр.).

Как уже было отмечено, речь необходимо тщательно готовить. Тема должна быть не только интересной, важной и понятной для слушателей. Она должна отражать следующие факторы:

  • основные и групповые интересы аудитории;
  • злободневные интересы;
  • конкретные интересы отдельных слушателей;
  • новизну;
  • заложенные в теме полярные мнения.

Кроме того, тема должна соответствовать познаниям и личным интересам оратора, должна быть уместна в конкретной ситуации и соответствовать аудитории.

Важными элементами публичной речи являются ее введение и заключение. Манера, в которой оратор представляет начало речи, очень сильно влияет на первое впечатление слушателей и интерес к оратору. Обычно у введения две цели: установить контакт со слушателями и привлечь внимание аудитории. Эффективные приемы, обычно используемые во введении:

  • поразительное заявление;
  • адресное обращение к аудитории;
  • описание ситуации;
  • цитирование известной личности;
  • постановка риторического вопроса;
  • использование уместного юмора.

В заключении, поскольку оно остается в памяти, оратору следует снова коснуться центральной идеи. Хорошее заключение показывает слушателям, что тема полностью раскрыта. Вот несколько самых распространенных способов того, как оратор может завершить свою речь:

  • подытожить основные пункты;
  • предложить решение;
  • процитировать известную личность;
  • побудить слушателей достичь каких-то конкретных целей;
  • обрисовать будущее в случаях, когда ваше предложение будет принято или не принято.

Способность грамотно организовать и представить публично свои мысли является важнейшим фактором, определяющим личный и профессиональный успех человека, его конкурентоспособность. Ситуация, когда оратор говорит, а другие слушают и адекватно реагируют или отвечают на комментарии, — это эффективная возможность увидеть себя со стороны и понять, как оценивают тебя другие.

Сообщение будет воспринято благоприятно тем вероятнее, чем больший кредит доверия, авторитет у аудитории имеет оратор. В любом случае оратору следует постоянно контролировать ситуацию и уметь вовремя, в зависимости от реакции аудитории, перестраиваться, менять стратегию и действовать из лучших побуждений.

Для успеха любой речи необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • излагать мысли таким образом, чтобы слушатели отождествляли получаемую информацию со своими проблемами и размышлениями;
  • включать в основную часть речи центральную идею, основные мысли и подтверждающие материалы: цитаты, примеры, аналогии, статистику;
  • затрагивать личные мотивы слушателей, их интересы;
  • выражать мысли кратко, образно и эмоционально;
  • ориентировать аудиторию на конкретные прагматические действия;
  • пользоваться логически безупречной аргументацией, учитывая при этом эмоциональную культуру слушателей, их сенсорные каналы и убеждения;
  • последовательность основных мыслей оратора должна соответствовать следующим схемам: хронологическая, тематическая, пространственная, логическая.

Специалисты предлагают несколько правил, нарушение которых может оттолкнуть аудиторию, утомить слушателей и способствовать потере контакта, а значит, привести к деструктивному (конфликтному) взаимодействию. Чтобы не допустить такой ситуации, оратору целесообразно соблюдать следующее:

  • не демонстрировать собственную значимость. Для этого вместо местоимения «я» лучше использовать так называемый «выподход», т.е. «вам будет интересно», «вы узнаете»;
  • не начинать речь с извинений (например: «Извините за то, что я занимаю ваше время»). Если нужно в чем-то извиниться, то лучше пусть это сделает тот, кто представляет выступающего;
  • не злоупотреблять фактами и цифрами, произносимыми к тому же в устной форме. Целесообразнее представлять необходимый фактический материал в визуальной форме;
  • избегать нелитературных слов, сложных профессиональных терминов, примитивных словечек. Следует использовать стандартные выражения для конкретной аудитории, на понятном ей языке;
  • не рассказывать неуместных, в том числе «грязных», шуток, анекдотов и историй. В то же время правильная шутка, своевременно рассказанная на профессиональном уровне, может быть не только хорошо воспринята, но и весьма полезна;
  • не делать язвительных замечаний по поводу особенностей участников взаимодействия, тем более их религиозной, расовой, возрастной, тендерной (половой) принадлежности. Если все же необходимо что-то критическое сказать, то лучше сохранять корректность.
Ключевые слова: Речь
Материалы по теме
Порождение речевого высказывания
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психологический справочник учителя
Цель речи
Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. - Риторика (Учебники, учебные пособия)- 2004
Культура речи
Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:...
Объективные методы исследования многомерных значений слова
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Классическая педагогика и риторика о речи учителя
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Овладение речью
...
Расстройство рецептивной речи
Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия
Речь письменная
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психологический справочник учителя
Оставить комментарий