ПТСР у детей (F43.1)

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — комплекс психических нарушений, возникающих в связи с экстремальными, опасными для жизни ситуациями.

Этиология
Природные бедствия — ураганы, смерчи, наводнения. Техногенные катастрофы, вызванные действиями человека, взрывы, пожары, транспортные происшествия, биохимические, химические и ядерные аварии. Умышленные бедствия — террористические акты, мятежи, социальные волнения, войны. Акты агрессии, насилия.

История
Первоначально ПТСР называлось железнодорожной психической травмой или травматическим неврозом. Только в конце ХХ в. было описано посттравматическое стрессовое расстройство (Horowitz M. J., 1980).

Диагноз
Для установления диагноза ПТСР помимо описания событий и наблюдений за больными используются также методики: Impact of Event Scale (Zilberg N. J. [et al.], 1982); Structured clinical Interview for DSM-III-R (Spitzer R. L. [et al.], 1987); Symptom Checklist—90; Life Events Questionnaire (Horowitz M. J. [et al.], 1977); Experience of Stress Scale (Horowitz M. J. [et al.], 1979) и др.

Распространенность
Среди лиц, переживших экстремальные ситуации, до 95 % страдают ПТСР; среди свидетелей — 10 %. В мирное время распространенность ПТСР среди мужчин — 0,5 %, среди женщин — 1,2 %. Менее выраженные расстройства обнаруживаются в 1,1—2,6 на 1000 населения. На территории России может быть до 250— 300 тыс. человек, нуждающихся в помощи. 3—5 % пострадавших людей требуется длительная помощь.

Клинические проявления
Острая реакция: растерянность, страх, психомоторное возбуждение или ступор, паника, сужение сознания, мнестические нарушения, а также симптомы, отражающие характер экстремального воздействия. ПТСР возникает в отдаленные сроки, после выхода из стрессовой ситуации. Продолжительность — от нескольких недель до нескольких месяцев. Позже наблюдаются наплывы переживаний с аффективными реакциями и избегающее поведение (Kinzie J. D., 1989), психопатоподобные расстройства. Таким образом, симптомы ПТСР — сочетание психопатоподобных (асоциальных, эксплозивных, истерических) расстройств поведения, усугубляемых алкоголизацией, наркотизацией и тяжелой неврозоподобной симптоматикой. Через 12—14 месяцев могут появиться нарушения сна, отчаяние, безысходность, пессимизм, суицидальные мысли, утрата трудоспособности. В дальнейшем могут сохраняться редуцированные проявления. ПТСР нередко сочетается с алкоголизмом, психосоматическими расстройствами, черепно-мозговыми травмами, ранениями, истощением, сосудистыми нарушениями и др.

Лечение
Назначаются психофармакологические средства: транквилизаторы, антидепрессанты, гипнотики, стабилизаторы настроения, анксиолитики, антиконвульсанты. Применяются психокоррекционные меры: поддержка адаптивных навыков «Я» (положительное отношение к терапии); формирование позитивного отношения к симптомам (воспринимать свои симптомы как нормальные для пережитой ситуации); уменьшение реакций избегания (так как мешает переработать опыт травмы); изменение атрибуции смысла (изменить смысл пережитой травмы — контроль над травмой). Осуществление реабилитационных мероприятий.

Прогноз
Течение ПТСР волнообразное. Может быть затяжное течение с нарастающей психопатизацией, антисоциальным поведением, алкоголизацией, наркотизацией. Продолжительность расстройств от 1 недели до 30 лет и более. Полное выздоровление в 30 % случаев. В 40 % остаются стертые симптомы, в 20 % сохраняются расстройства средней тяжести, в 10 % с течением времени наступает ухудшение состояния. Положительные прогностические признаки: острое развитие симптоматики, небольшая продолжительность расстройств (менее 6 месяцев), отсутствие психической патологии в преморбиде, отсутствие психологических, соматических трудностей в течение расстройства, квалифицированная и социальная поддержка.

Особенности ПТСР у детей

Тревожность, проявлявшаяся как дома, так и за его пределами и сохранявшаяся длительное время; раздражительность, вспыльчивость и нетерпеливость; диссомния в виде чуткого, беспокойного сна со страшными сновидениями и частыми пробуждениями; расстройство способности к устойчивой концентрации внимания; эмоциональная опустошенность, отчужденность; моторное беспокойство и расторможенность. Реже встречались агрессивность, невыраженная депрессия, дереализация, регрессивное поведение, эмоциональная неустойчивость, страхи покидания дома, школы и др. Спустя несколько месяцев оставались ежедневные воспоминания о криках, стрельбе и взрывах, мечущейся толпе, гибели близких людей, фигурах в камуфляжной форме с бородами. Заметное улучшение к этому времени наступило менее чем у трети детей (Демьянов Ю. Г., Шипицына Л. М., 2006).

Психопатологическая симптоматика у детей и подростков, переживших стихийные бедствия и катастрофы, отличается тяжестью, массивностью, остротой и вместе с тем продолжительностью действия, особенно среди детей, эвакуированных из районов бедствия, подвергшихся тяжелым травматическим повреждениям. Подавляющее большинство детей переносят крайне острые эмоциональные потрясения не только в первые, но и в последующие дни и недели после катастрофы. Взаимное индуцирование тяжелыми переживаниями в стационарах, в местах массового скопления людей в период эвакуации является мощным дополнительным психотравмирующим фактором для формирования у детей и подростков непреходящего состояния тревоги, ожидания повторения происшедшего.

В подостром и отдаленном периоде (до 1 года после катастрофы) у обследованных детей и подростков преобладают тревога, фобии, разнообразные вегетативные расстройства (Ковалев В. В., Асанова Н. К., 1993).

Семейная психотерапия, как правило, включается в комплексную терапию, в которой представлены различные виды биологических, психологических и социальных воздействий. В оптимальном варианте используются и другие виды психотерапии (индивидуальная, рациональная, групповая).

Параллельно ведется психокоррекционная работа с группой родственников, главным образом родителями пациентов, воспитателями, педагогами, членами общественных организаций, принимавшими участие в уходе и наблюдении за больными.

Психотерапевтическая помощь семье ребенка или подростка с синдромом ПТСР вследствие стихийных бедствий и катастроф осуществляется в комплексе с лечением основного нервно-психического заболевания, наряду со специальными мероприятиями, направленными на семью. Семья активно вовлекается в лечебновосстановительный процесс.

Основными задачами семейной психотерапии детей и подростков, перенесших стихийные бедствия и катастрофы, являются: помощь семье в решении проблем, возникших перед ней в связи с нервно-психическими расстройствами у ребенка или подростка, содействие развитию взаимоотношений в семье по конструктивному пути; ослабление напряженности и тревоги, отвлечение пациентов от психотравмирующих переживаний.

В психокоррекционной работе с родителями и родственниками больных можно выделить два основных аспекта:

  1. психотерапевтическую работу с самими родственниками, перенесшими во время катастрофы не менее тяжелую, чем дети и подростки, психическую травму; значительную роль при этом играет рациональная психотерапия с членами семьи, в ходе которой формируется представление о генезе нервно-психических расстройств у детей, раскрываются основные пути преодоления встречающихся проблем;
  2. коррекцию отношений родителей или других близких родственников с пациентами в целях уменьшения инфантилизирующего влияния, которое легко фиксируется в данной обстановке.

Основные этапы психотерапевтической работы с семьями детей и подростков, перенесших стихийные бедствия и катастрофы, определяются динамикой психогенных переживаний, спецификой соматического состояния. Конкретные цели и задачи психотерапии на каждом этапе зависят от динамики психопатологических расстройств и соматического состояния пациентов.

Психотерапевтические проблемы, которые решаются в ходе практической работы с членами таких семей, заключаются в следующем:

  1. проработка альтернативных вариантов реального будущего пациентов за пределами больницы; создание условий для максимально конструктивной выработки личностных позиций в системе отношений больных с окружающими;
  2. помощь пациентам в нахождении личностного смысла жизни с учетом происшедших событий;
  3. помощь в осмыслении пациентами происшедших в них изменений и в выработке новых ценностных ориентаций (когнитивная психотерапия);
  4. подготовка к сообщению о смерти близких и психотерапевтическая помощь после сообщения;
  5. лечение болевого синдрома.

Во время практической работы с членами таких семей был выработан своеобразный «набор правил» для членов семьи, в необходимости соблюдения которых они убеждались в ходе семейной психотерапии. Опыт работы показывает, что использование этих приемов при рациональной психотерапии позволяет проводить лечение более направленно, организованно. Основной формой занятий в таких случаях были групповые сеансы. В ходе групповых занятий обсуждался опыт членов семьи, которые активно и успешно устанавливали сотрудничество с социальным окружением в деле психологической и психиатрической коррекции нервно-психических нарушений их ребенка или подростка.

Отмечена определенная связь между психопатологической симптоматикой, динамикой расстройств и поведением родственников, особенностями воспитания, ухода. Появление в семье атмосферы паники с подробным обсуждением всех деталей бедствия, катастрофы оказывало на детей дополнительное психотравмирующее воздействие, способствовало возникновению панических реакций, затяжному характеру переживаний.

Интенсивность фобий, состояний тревоги зависела от непосредственных психических и физических травм во время катастрофы, преморбидных характерологических черт, а также от сложившейся в условиях катастрофы семейной ситуации, в том числе от психического состояния и поведения родителей. Как правило, родители детей, сами находившиеся в тревожно-фобическом состоянии, не только не могли успокоить детей, но нередко поддерживали их страхи.

Во время кризисных ситуаций, связанных с поведением ребенка в отделении (состояния острой тревоги и страха, суицидальные высказывания, агрессивность, угроза побега), родителей привлекают к лечебному процессу, их обучают методам преодоления критических ситуаций.

Лечебная программа обязательно включает упражнения по когнитивной реабилитации (восстановление познавательных процессов), выработке практической активности. Она состоит из 5 стадий: обучение сдерживанию состояний острой тревоги, придание поведению целенаправленного характера, обучение адекватному реагированию и «чувствованию», формирование желания изменить свою жизнь вне лечебного учреждения, приведение в порядок нарушенных отношений.

Ключевые слова: Стресс, Дети
Источник: Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб. : СпецЛит, 2013. — 481 с.
Материалы по теме
Психосоматические расстройства у детей по МКБ-10: причины, виды, лечение
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Диагностика межличностных отношений дошкольников
...
Кусание ногтей у детей
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Детская проституция и сексуальная эксплуатация: феноменология и профилактика
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Виды игр детей
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Если ребенок не хочет ложиться спать
Чернова Т.Л., Советы детского психолога. Подсказки для родителей
Стадии стресса
...
Основные функции детской субкультуры
Абраменкова В.В., Социальная психология детства
Оставить комментарий