Психология творческого кризиса

Творчество — это преобразующая конструктивная активность, т. е. деятельность, результатом которой является создание новых ценностей (материальных и духовных) (Лебедева Е. И., Ежов Д. И., 2004). Существуют два критерия творчества, реализуемые одновременно: новизна и конструктивность. Ведь новизна может быть разрушительной, а конструктивность стандартной. Следствием реализации принципов новизны и конструктивности является личностность творчества. Это не значит, что влияние окружающих и окружающего исключено (оно существенно!), но решающим является индивидуальный, личностный вклад. Быть творческим — значит обладать особым «строем личности» (Богоявленская Д. Б., 2002). Именно глубокая личностная вовлеченность человека в творчество, интимность процесса созидания создают условия для возникновения кризисных переживаний.

Процесс творчества очень неоднороден, прерывист, содержит взлеты и падения, моменты восторга и мучительные переживания, усиленные особенностями творческого человека. Быть творческим, творить — вызывает амбивалентные переживания у человека. С одной стороны, это требование времени («в мире постоянны лишь перемены»). Творчество — как вариант адаптации в постоянно меняющемся мире. Меняется мир, и человек, если он не хочет отстать от своего времени, должен стать постоянно обновляющимся. Кроме необходимости быть творческим, есть преимущество и огромное удовольствие быть творческим. Это часть не только профессионального, но и личного успеха.

  • Во-первых, творческие люди — творцы собственной жизни, они не идут дорогой, проторенной другими, а сами выбирают свой путь. Именно у них есть реальная возможность быть независимыми. Личностью можно стать, только делая осознанный выбор и отвечая за него, а не воспроизводя уже известное и пройденное другими людьми.
  • Во-вторых, это результативная жизнь, жизнь, полная воплощенных идей и проектов. Люди помнят друг друга по сделанным делам.
  • В-третьих, создавая что-то новое, человеку открывается его собственный внутренний мир, он лучше начинает понимать самого себя, свои ценности и стремления.
  • В-четвертых, творческие натуры никогда не повторяются, их жизнь — это постоянное обновление, узнавание, отсутствие скуки. Ставя перед собой все новые и новые задачи, решение которых неизвестно, мы развиваемся, растем.

Творческие люди интересны и привлекательны для других.

С другой стороны, существуют причины вынуждающие человека отказаться от принятия творческих решений.

Ролло Мэй описывает причины страха творчества (Мэй Р., 2001б):

  • творчество прерывает привычное течение жизни, что требует новых затрат для адаптации;
  • творческие люди, меняя привычное, создают для окружающих неприятную ситуацию неопределенности, а следовательно, тревоги. Люди не любят непредсказуемости, стремятся избегать ее. За нежелание быть отвергнутым мы расплачиваемся отказом от оригинальности, самобытности, независимости, наконец;
  • создавая новое, творческие люди могут стать мишенью оценки и даже критики;
  • за предложение нового нужно нести ответственность, что многих пугает.

Столкновение таких разнонаправленных побуждений, страха творить и стремления к творчеству, может привести к возникновению кризиса в жизни творческого человека. Сам процесс творчества обладает внутренней конфликтностью. Это первая причина творческих кризисов.

Творческий кризис — состояние невозможности (бессмысленности) продолжать творческий поиск. Творческий кризис проявляется, как и другие варианты кризисных ситуаций, на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях.

Эмоционально творческий кризис сопровождается потерей вдохновения, утратой веры в себя, опустошенностью, апатией. Когнитивная составляющая кризиса творчества — это отсутствие свежих идей и стратегии поиска решений, потеря способности реалистично оценивать результаты своего поиска, что можно назвать ситуацией мыслительного ступора.

Оказавшись в ситуации творческого кризиса, люди находят причины своих неудач в окружающем мире или объясняют их тем, что случилось раньше. Итак, три «объективных» источника творческого тупика. История, которая сделала мир таким негармоничным и несправедливым. Окружающая действительность с ее жестокой реальностью и несправедливыми порядками. И, конечно, другие люди, такие глупые (вариант: ленивые, жадные и пр.), консервативные (вариант: безответственные), такие индивидуалисты (вариант: коллективисты). Список можно продолжить. Если принять эти три идеи как постулат, то не стоит тратить сил на выход из творческого кризиса.

Поведенческие проявления творческого кризиса могут выражаться в суетливости или, наоборот, в оцепенении, уходе в другие виды деятельности, иногда в проявлениях раздражения.

Вторая причина возникновения творческих кризисов связана с особенностями творческих людей: перфекционизм, высокая сензитивность к противоречиям и несовершенствам, эмоциональная чувствительность. Эти особенности часто способствуют возникновению кризисных состояний.

Третья причина возникновения кризисов творчества кроется в самой логике творческого процесса, его этапах. Классификации фаз творческого процесса, предлагаемые различными авторами, отличаются друг от друга, но в то же время у них есть много общего.

Первая попытка принадлежит П. К. Энгельмейру (см.: Пономарев Я. А., 1976), который описал три фазы креативного процесса: желание (происхождение замысла); знание (выработка схемы решения); умение (конструктивное воплощение). П. М. Якобсон подразделил этот процесс на семь стадий (период интеллектуальной готовности; усмотрение проблемы; зарождение идеи и формулировка задачи; поиск решения; выработка принципа решения; превращение принципа в схему решения; оформление).

И первый и второй варианты описания стадий творческого процесса не содержат такого важного шага нового открытия, как интуитивный, подсознательный поиск решения и связанные с ним кризисные переживания. По нашему мнению, этот процесс проходит следующие стадии:

  • осознание и формулировка проблемы: осознание, что ситуация перестала быть удовлетворяющей;
  • подготовка (первый инсайт): первая догадка, предчувствие близости решения, часто ложное;
  • перебор вариантов: характеризуется анализом ситуации и попыткой подобрать подходящее решение. Часто сводится к перебору однотипных, «лежащих на поверхности» вариантов;
  • фрустрация: происходит в момент, когда все сознательно найденные варианты не дают решения проблемы. Желание найти решение сохраняется, но пути его обнаружения для человека не очевидны. Мотив сталкивается с препятствием. Человек ощущает себя в тупике. Переживается как напряжение, разочарование, раздражение, обескураженность, скука, усталость, апатия. Реакции на фрустрацию: отрицание, рационализация, принятие стагнации, новый рост;
  • инкубация: прекращение сознательного поиска решения проблемы при сохранении желания добиться результата. Временно переключение на другую деятельность. В этот момент поиск не прекращается, а переходит на другой уровень, подключается потенциал и энергия подсознания;
  • инсайт: момент обнаружения решения. Часто без ясного осознания, почему именно данное решение правильное. Переживается как восторг, эйфория, бурная радость;
  • разработка: проверка полученного решения логическими средствами. Приведение его в форму, доступную пониманию других людей.

Можно посмотреть на процесс выработки творческого решения как на сочетание сознательной и бессознательной работы мысли. Однако нельзя ставить знак равенства между этапом фрустрации как естественным элементом творческого поиска и творческим кризисом. Они отличаются и глубиной, и масштабом, и следствиями. Фрустрация связана с невозможностью обнаружить наилучший путь решения или найти точную форму представления результата. Чувства и в том и в другом случае могут оказаться схожими, но творческая фрустрация не приводит к личностным изменениям.

Творческий кризис, как и другие варианты личностных кризисов, ставит человека перед необходимостью существенных внутренних перемен, побуждает переосмыслить отношения с миром, с другими людьми. Это поворотный пункт в судьбе творческого человека. Перемены могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Бабаева Ю. Д., Варваричева Я. И., Кононенко А. Ю. (2011) выделяют следующие позитивные функции творческих кризисов:

  • сигнальная функция. Творческий кризис как сигнал о внутреннем неблагополучии, о риске потерять свое я, свое предназначение;
  • диагностическая функция. Проверка себя на жизнестойкость, обнаружение у себя необходимых качеств для решения творческих задач;
  • стимулирующая функция. Кризис как стимул к развитию, формированию качеств творческой личностью;
  • охранная функция. Кризис как естественная остановка, возможность сконцентрироваться для нового шага;
  • творческая функция. Кризис помогает оценить ранее сделанное и точнее наметить новые пути. Это момент соотнесения со своими ценностями, валидизация целей.

Творческий кризис переживают не только писатели, ученые, музыканты. Творческий кризис — атрибут жизни многих людей. Отличие в масштабе созидаемого, в значимости его для мира. Однако внутренние пружины и сложности похожи.

Способствует преодолению кризисов понимание творческого кризиса как естественного этапа развития творческой личности. Умение отнестись к этому моменту, как к предвестнику нового этапа развития помогает творческому человеку избежать излишнего погружения в негативные переживания, зацикливания на состоянии безысходности и бессмысленности.

Мощным механизмом преодоления творческого ступора является настойчивость. Мы знаем много примеров огромного трудолюбия великих творцов.

П. И. Чайковскому приписывают слова «Вдохновение — это такой гость, который не всегда является на первый зов, но между тем работать надо всегда...». Томас Эдисон формулировал аналогичную идею: «Гений — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота». Состояние волшебного творческого полета является следствием настойчивого поиска и веры в результат.

Весьма популярной, особенно в среде бизнеса, где творческие решения тоже очень важны, стала идея продуктивности «состояния потока» Михая Чиксентмихайи (2011). Его идея признана необыкновенно продуктивной, а книга, в которой она изложена, входит в перечень «100 лучших бизнес-книг». Автор исследовал стратегию творческого поиска и обнаружил, что наиболее продуктивным является состояние полного погружения в свое дело, поглощенность им на 100 %. Это состояние он определил как «аутолитическое переживание», или «состояние потока». Такое состояние не только не приводит к истощению или эмоциональному выгоранию, а наоборот, способствует приливу энергии поиска.

И целеустремленность, и полное погружение в свою работу, и принятие сложностей и неоднозначности творческого процесса не дают состоянию фрустрации и безвыходности лишить нас веры в свой успех. Даже если он не дается сразу.

«В истории человечества никогда не наблюдалось движения от худшего к лучшему. Но если бы не было надежд на улучшение, не было бы самой жизни». Альфред Шнитке.

Необходимым ресурсом конструктивного преодоления творческих кризисов являются поддержка и понимание окружающих: как коллег-профессионалов, так и ближнего круга — друзей и семьи.

Ключевые слова: Кризис, Творчество
Источник: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. — 748 с.
Материалы по теме
Одаренность и творчество
Богоявленская Д.Б., Психология одаренности
Кризис середины жизни
Коучинг: успех после успеха
Виды творчества
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Кризис 6-7 лет
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Связь одаренности со склонностью к определенному виду творческой деятельности
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Как пережить кризис середины жизни
Титаренко Т.М., Испытание кризисом
Климакс как возрастной психофизиологический кризис
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Синдром профессионального выгорания у специалистов экстремального профиля
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Оставить комментарий