Психология осмотра места происшествия

Осмотр места происшествия — процесс собирания информации о происшедшем преступном событии на месте его совершения. При осмотре следователь сталкивается с большим объемом информации, которая далеко не вся необходима для построения мысленной модели преступного события. Следственный осмотр характеризуется высокой степенью неопределенности. Как правило, к началу осмотра у следователя нет знаний о полном объеме подлежащих исследованию фактов. И здесь успех раскрытия большинства преступлений в значительной степени зависит от модели (картины) преступления посредством воображения и интуиции следователя. «Специфика следственного воображения и мышления, — подчеркивает В.Л. Васильев, — заключается в выдвижении одновременно целого ряда взаимно исключающих друг друга предположений (версий). Следственная версия, складываясь из разрозненных доказательств (фактов), представляет собой образ для проверки его в действительности. Все воображаемые версии соотносятся с реальной ситуацией и реальным результатом. Таким образом, следственное воображение постоянно регулируется пространственно-временными рамками прошлого события — преступления».

Особенно высок удельный вес воображения в творческой работе следователя над раскрытием убийств — преступлений, совершенных очень часто без очевидцев, которые могли бы дать более или менее реальную картину события. Осмотр места происшествия считается неотложным следственным действием, неотложным потому, что следы преступления могут исчезнуть, а обстановка на месте происшествия может быть нарушена. Розыск преступника начнется с запозданием. Недаром знаменитый французский криминалист Эдмон Локар любил повторять, что первые часы розыска неоценимы, ибо уходящее время — это улетучивающаяся истина.

Информация, подлежащая выявлению и отбору при осмотре, характеризуется исключительной динамичностью и вместе с тем неповторимостью, поэтому она должна быть зафиксирована с помощью научно-технических средств. Наличие огромного объема информации, отсутствие первоначального критерия, позволяющего четко определить степень ее важности, может приводить к рассеиванию внимания следователя, к отвлечению на восприятие фактов, не имеющих решающего значения для расследования дела. Чтобы избежать рассеивания и отвлечения внимания на не имеющие значения детали, следователю следует вырабатывать четкую последовательность при проведении осмотра.


Успешность осмотра места происшествия во многом зависит также и от организаторской деятельности следователя.  Она направлена, — пишет А.В. Дулов, — на:
- организацию собственной деятельности следователя;
- организацию деятельности других участников, ликвидацию вредной деятельности других лиц;
- организацию других следственных и оперативных действий (задержания, высылку групп перехвата, немедленные телеграфные сообщения в другие места и т.д.);
- скорейшую ликвидацию последствий преступных действий.

Кроме опыта и знаний залогом успешности проведения осмотра места происшествия являются и такие качества следователя, как наблюдательность, внимательность, терпеливость.

Негативные обстоятельства (противоречивые факты), полученные в ходе осмотра, имеют особую ценность при разоблачении инсценировок преступления, которые имеют место в том случае, когда лицо, заинтересованное в определенном исходе следствия, искусственно создает обстановку, не соответствующую фактически происшедшему на этом месте событию.

Преступная инсценировка — это:

  • способ введения в заблуждение;
  • демонстрация ложной очевидности;
  • рефлексивная игра со следователем;
  • иллюзия, сформированная для следователя;
  • форма преступного риска;
  • система порождения негативных обстоятельств, сопровождающих инсценированное действие;
  • изваянная в следах ложь;
  • навязываемая следователю версия преступника; преобразование следов происшествия; психологическая ловушка для следователя;
  • аффект в следах (если инсценированное действие не подготовлено заранее).

Инсценировка может помочь преступнику:

  • скрыть факт совершения преступления (например, для скрытия хищения устраивается пожар);
  • скрыть одно преступление, продемонстрировав другое (например, скрывается убийство, а демонстрируется дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом);
  • подготовить преступление инсценировкой (например, сжечь старый, но застрахованный автомобиль, чтобы получить страховку);
  • представить непреступное действие преступным (например, женщина наносит себе повреждения, чтобы инсценировать изнасилование и сопряженное с ним физическое насилие над ней, царапая тело снизу вверх, хотя при реальном изнасиловании следы-царапины располагаются сверху вниз);
  • фальсифицировать отдельные доказательства и пустить следствие по ложному пути (например, подбросить на место происшествия справку на имя человека, на которого преступник хочет бросить тень подозрения).

Инсценировку места происшествия можно распознать по следующим общим чертам:

  • демонстративный характер признаков события на месте происшествия;
  • наличие признаков различных преступлений;
  • сокрытие отдельных признаков на месте происшествия;
  • несоответствие признаков на месте происшествия механизму подлинного происшествия;
  • противоречия в обстоятельствах происшествия;
  • негативные обстоятельства.

Обстановка места происшествия всегда служит средством для изучения психологии лиц, принимавших участие в происшедшем событии. Одной из задач осмотра места происшествия является получение сведений о личности потерпевшего и, в первую очередь, преступника.

Оставленные на месте преступления следы позволяют следователю с высокой степенью вероятности определить пол преступника. На пол указывают «мужские» преступления: изнасилование, грабежи с применением насилия. Убийство новорожденных совершают, как правило, женщины. С определенной степенью вероятности о половой принадлежности преступника может свидетельствовать характер наносимых жертве повреждений. Известный чешский криминалист Э. Кноблох отмечает, что «...интересным явлением при убийствах, совершенных женщинами, является то обстоятельство, что при них бывает большее число повреждений, чем нужно для того, чтобы убить человека. При убийстве тупым оружием женщина наносит большее количество ран в голову, причем значительная часть этих повреждений наносится тогда, когда жертва уже мертва».

Представление о возрасте преступника можно составить по способу совершения преступления, по предмету посягательства (сладости, радиозаписывающая аппаратура, кино- и фототовары и т.д.). Взрослые используют профессиональные навыки и специальные инструменты, а подростки — примитивные бытовые навыки и предметы повседневного обихода. По способу совершения преступления можно судить о профессиональном уровне преступника.

Оставленные на месте происшествия следы содержат информацию о потребностях и привычках преступника (курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, половые извращения и др.). По ним можно судить и о его психическом состоянии. Например, множественные, беспорядочные ножевые ранения на потерпевшем свидетельствуют о наличии физиологического аффекта.

Выбор преступником места и времени совершения преступления свидетельствует о том, насколько оно было подготовлено. Иногда совершение преступления в многолюдном месте свидетельствует об изощренности преступника (расчет на то, что в толпе легче скрыться) или его дерзости, уверенности в себе.

Ключевые слова: Юрпсихология
Источник: Сорочан В.В., Юридическая психология
Материалы по теме
Развитие юридической психологии в России
Петруня О.Э., Юридическая психология
Понятие личности в юридической психологии
Петруня О.Э., Юридическая психология
Предмет, содержание, задачи юридической психологии
Юридическая психология, Романов В.В., Учебник 1998
Предмет юридической психологии
Аминов И.И., Юридическая психология
Задачи юридической психологии
Аминов И.И., Юридическая психология
Структура и принципы юридической психологии
Аминов И.И., Юридическая психология
Специфика юридической деятельности
Аминов И.И., Юридическая психология
Развитие отечественной юридической психологии
Борисова С.Е., Юридическая психология
Оставить комментарий