Психологическое воздействие цвета

Психологическое воздействие цвета двояко. Во-первых, первич-ное, благодаря которому мы воспринимаем среду или предмет и получаем какое-то впечатление (легкость, тяжесть, тепло, влажность и др.). Во-вторых, вторичное, подсознательное, воздействующее через ассоциации. Последнее более индивидуально и накапливается в процессе приобретения жизненного опыта.

Существует ряд объективных ассоциаций, которые пришли из глубины веков, прочно закрепились в бессознательном человека и передаются генетически из поколения в поколение. Речь идет о связи оранжево-желтых цветов с солнцем, теплом и энергией, сине-голубых — с морем, небом, покоем. Это наложило отпечаток даже на культуру (в основном культура Европы, Северной и Южной Америки). Мы плохо представляем себе что-то спокойное красного цвета, сухое — сине-зеленого, а легкое, «воздушное» — коричневого.

Цвет плохо определяется в тех состояниях, когда сознание человека становится неустойчивым: например, при сильном страхе, тревоге, возбуждении, в полутьме или при ослепляющем свете. Именно поэтому свидетели разных происшествий или преступлений часто затрудняются в описании цвета одежды людей, предметов или обстановки.

Человек за многие тысячи лет своего существования научился бояться темноты, из которой на него обрушивались разные неприятности (враги, дикие звери и пр.). С темнотой связывались черный и темно-синий цвета. Эта ассоциативная связь вошла генетически в коллективное бессознательное людей, и поэтому данные цвета вызывают у них чувства страха, неуверенности и угнетенности. Яркие и светлые тона, наоборот, либо веселят (особенно близкие к солнечному свету оранжевый и желтый), либо успокаивают (как природные зеленый и голубой).

Человечество веками обретало четкое знание: день — время максимальной безопасности и действия, поэтому и цвета спектра, связанные с ним, вызывают возбуждение, прилив сил и радость. Вечер, сумерки и особенно ночная темнота — время опасное, поэтому цвета, ассоциирующиеся с ним, вызывают ощущения тревоги, неуверенности и загадочности. Привычка к восприятию светлых тонов сверху, а темных — снизу тоже идет от природы: в ней всегда выше располагаются «легкие» голубой и желтый цвета, а темные — черный, коричневый, зеленый и красный — располагаются внизу.

Даже чисто физиологически глаз человека видит цвета при сильном и слабом освещении неодинаково (так называемый эффект Пуркилье): при сильном освещении в зрительном акте участвуют в основном колбочки глаза, которые максимально чувствительны к желтому цвету (день); при слабом освещении ведущую роль играют палочки глаза, максимально чувствительные к сине-зеленому цвету (ночь). Поэтому восприятие цвета в полутьме другое: красный цвет кажется очень темным, а голубой и зелено-голубой — очень светлыми.

Различают три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптическое и эмоциональное (психологическое).

Сначала рассмотрим воздействие ахроматических цветов.

Серый цвет нейтрален. Он вносит скромность и отгораживает от внешнего мира. Светлый и легкий вносит оттенок интеллигентности, ума. Его выбор предполагает готовность к контактам. Темный воздействует более полно и тяжело.

Белый цвет чистый, холодный. В зависимости от обстоятельств это — пустота или чистый лист. Его выбирают, если жизненный опыт приводит к разочарованию и скепсису или если есть желание освободиться от неприятностей. Белый — это растворение и отражение.

Черный цвет — сгущение и поглощение. Он всегда — вызов, протест, скорлупа, за которой человек скрывается от внешнего мира. Характерный для экстремального поведения, он всегда значительный и таинственный. Физиологическое действие: угнетающее, давящее, тормозящее. Усиливает свойства любых цветов, находящихся рядом. Если белый создает дистанцию, то черный — барьер. Он наименее дружелюбен и коммуникабелен.

При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, времени воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности.

Красный цвет с примесью желтого, который придает ему оранжевый оттенок, возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Этот цвет является выражением жизненной силы, нервной и гуморальной деятельности, поэтому он имеет значение желания и всех форм потребностей и стремлений. Ни один цвет не имеет столько полярных значений, как красный. Он повышает вегетативные функции: учащает дыхание и пульс, повышает давление. Соответствует быстро возбудимому темпераменту, категории современности. Его предпочтение говорит о стремлении и способности к активному действию, лидерству, борьбе либо о том, что человек просто не может сейчас позволить себе покой.

Когда же красный цвет отвергается, причиной может быть физическое и нервное истощение. Люди чувствительные к возбуждению, например, подростки или обитатели монастырей, воспринимающие свои сексуальные потребности как мучительный позыв, отрицают красный цвет. Причиной подобного отношения могут быть и неудачи в любви или перенесенный страх, угроза жизни. Красный цвет уменьшает дистанцию, объем, ускоряет время, повышает сексуальную активность (у мужчин), способствует появлению аппетита. Пища и напитки в присутствии красного кажутся слаще. Один красный цвет действует негативно.

В одежде красный цвет отражает импульсивность, готовность к действию, энергетический потенциал, авторитетность. Положительно воздействует, если составляет более 50 % всего внешнего облика. Выделяет лидера.

Предпочтение этого цвета говорит о том, что человек хочет, чтобы его деятельность приносила ему весь спектр переживаний и ощущений полноты бытия. Отвергаемый красный — в данных обстоятельствах этот цвет выступает для человека не в своем особом значении силы и могущества, но как нечто, представляющее угрозу. Поэтому отвергаемый красный означает поиск защиты от всего, что могло бы впоследствии взволновать, ухудшить положение или ослабить.

Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Символизирует полное спокойствие. Кровяное давление, пульс и частота дыхания снижаются, в то время как защитные механизмы работают, чтобы снова подзарядить организм. Предпочтение этого цвета говорит о том, что у человека есть потребность либо в эмоциональном спокойствии, покое, гармонии или удовлетворенности, либо существуют физиологические потребности в отдыхе, разрядке и возможности восстановления сил. Это может означать также покой в душе, спокойное поведение и заботу о том, чтобы делом жизни заниматься честно, не нарушая моральных норм. Отвержение этого цвета — неудовлетворенная потребность в эмоциональном наполнении.

Синий цвет — противоположность красного, он символизирует женское начало, горизонталь, левую сторону, спокойное течение. Цвет созерцания и медитации. В противоположность красному синий значительно снижает давление, частоту дыхания, снимает мышечное напряжение и хорошо действует на глаза. Снимает тревогу и возбуждение, уменьшает аппетит. Передозировка синего вызывает ощущение холода и рациональности, разворачивает человека вглубь себя, гипнотизирует, усиливает депрессию. Оптически он расширяет пространство; синие предметы кажутся более удаленными и тяжелее по весу.

Явное предпочтение синего цвета говорит о физическом или психическом переутомлении. Если его отвергают, значит потребность в покое и доверительных отношениях не удовлетворена и тревога, порождаемая этим фактом, не дает человеку расслабиться.

Желтый цвет — это нечто веселое и жизнерадостное. Основными чертами этого цвета являются его яркость, лучезарность и необоснованная жизнерадостность. Выражает несдержанную экспансивность, расслабленность или разрядку (от бремени, проблем, беспокойства или ограничений). Символически соответствует приему солнечного тепла, возвышенному сиянию Грааля, духу жизнерадостности и счастью. Выбор этого цвета говорит о желании освободиться и надежде на большее счастье. Желтый нацелен вперед, к новому, современному, развивающемуся и еще несформированному. Отвержение желтого цвета говорит о разбитых надеждах, о том, что человек столкнулся с пустотой, чувствует себя изолированным от других. Разочарование и отсутствие уверенности в возможности реализовать надежды выливаются в смятение. Если желтый не приемлем, значит существует разочарование и ощущение пустоты и отгороженности. Он улучшает зрение, ускоряет восприятие, повышает аппетит, усиливает перистальтику. Миролюбие желтого уменьшает конфликтность, влечет к контактам, повышает интерес к внешнему миру. Много желтого цвета утомляет.

Фиолетовый цвет представляет собой смесь красного и синего. Объединяет импульсивность завоеваний красного и тихую капитуляцию синего, становясь образцом идентификации. Эта идентификация является чем-то вроде мистического союза, все, о чем человек думает и чего желает, должно стать реальностью. Предпочтение этого цвета может означать либо детскую незрелость, привнесенную во взрослую жизнь, либо нарушения функционирования щитовидной железы, либо потребность в чутком понимании со стороны партнера. А может быть просто желание человека, который ищет одобрения и признания своего обаяния и очарования или других замечательных свойств. Отвержение этого цвета говорит о том, что было подавлено желание мистической близости с другим человеком вследствие явной неосуществимости или неподходящих для этого условий. Проявляется умение понимать прекрасное, способность к независимым оценкам, склонность к научным занятиям. Хорошо действует на сердце и сосуды, улучшает сон. Занимающиеся простым трудом, находят этот цвет более симпатичным, чем интеллектуалы и люди искусства. Нормальным воспринимается интерес к фиолетовому у детей, пожилых людей, эстетов, будущих матерей, гомосексуалистов. Это цвет задавленной сексуальности. Предпочтение фиолетового цвета говорит о стремлении очаровывать, о чувственности, некоторой инфантильности и внушаемости. И чем рациональнее культура и сильнее страх потерять свою независимость, тем реже упоминается фиолетовый. Длительное воздействие вызывает состояние тоски.

Зеленый цвет — это цвет физиологического условия «гибкого напряжения». Психологически выражает себя как волевой акт в работе, как упорство и настойчивость. Указывает на постоянство воззрений, на константность самосознания и ставит высокую оценку «Я» во всех формах самоутверждения. Человек, выбирающий этот цвет, хочет, чтобы во всем торжествовали его собственные взгляды. В результате он возводит себя на пьедестал и приобретает склонность морализировать и поучать других. Он статичен, но не пассивен, представляет собой скорее потенциальную энергию, чем кинетическую. Чем больше доля синего в зеленом, тем напряженнее, «холоднее», строже и устойчивее психологическое воздействие цвета. Чем более в нем желтого, тем легче, «теплее», расслабленнее и гармоничнее действует зеленый. Отношение к зеленому выражает отношение к себе.

Жесткий сине-зеленый предпочитают люди, предъявляющие к себе жесткие требования, обладающие сильной волей и последовательностью.

Чистый зеленый цвет абсолютно консервативен; его стремление — самоутверждение, уверенные манеры и признание окружающих. Такие люди обладают настойчивостью и выдержкой. Выбор зеленого — это стремление к доминированию своих взглядов и убеждений, чтению морали, признанию. Тот, кто не любит зеленый цвет, хочет того же, но уставший от непризнания, освобождается от напряжения, вызываемого этим цветом. Зеленый цвет хорошо действует на нервную систему, глаза, обладает болеутоляющим и гипнотическим свойствами, повышает работоспособность, но ненадолго.

Предпочтение зеленого — желание произвести впечатление. Для человека важно, чтобы его признавали, важно сохранять свой образ действия и поступать по-своему, вопреки возможному сопротивлению. Отвержение этого цвета говорит о том, что человеку дали понять, что его достоинства не так велики, что приводит к возникновению напряжения и причиняет страдания. Появляется тревога, возникающая вследствие стремления освободиться от напряжения, вызванного непризнанием

Коричневый цвет получен смешением оранжевого и черного, и отношение к нему информирует об отношении к собственному здоровью, о значении семейного очага. Среди его приверженцев есть два типа людей: очень простые, послушные, сосредоточенные на телесных ощущениях и излишне эмоциональные, чувствительные, творческие. Коричневый как будто приземляет их, улучшая контакт с окружающими. Тот, кто отвергает его, игнорирует состояние своего тела. Длительное пренебрежение приводит к истощению.

Голубой цвет очень комфортен, он успокаивает и утешает. Голубой вызывает ощущение благополучия. Он ассоциируется с постоянством и задумчивостью, верностью, надежностью и честью. Голубой является холодным цветом, что отвлекает от него внимание, в отличие от теплых красных и желтых цветов, мгновенно привлекающих всеобщие взгляды.

Темно-синий цвет считается деловым, профессиональным и авторитетным. Но этот же цвет может оказаться совершенно неформальным. Яркий кобальт—сочетание синего и красного — считается глубоким, интригующим и возбуждающим. Голубое небо кажется нам восхитительным, синее море — успокаивающим и радующим глаз.

Бирюзовый и сапфировый цвета считаются смелыми. Однако синий и голубой не так безопасны, как может показаться на первый взгляд. Голубой цвет довольно пассивен. Он часто воспринимается как скучный или меланхоличный, подавляющий или депрессивный.

Красный, желтый, оранжевый цвета являются цветами экстраверсии, т. е. импульса, обращенного наружу. Синий, фиолетовый, зеленый цвета, напротив, для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь. Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, вызывают кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют «кричащими». Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т. е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов. Желто-коричневый цвет кажется сухим, зеленоватосиний — влажным, розовый — слащавым, красный — теплым, фиолетовый — тяжелым, желтый — легким. Это действие цвета нельзя объяснить ассоциациями. Оно вызвано синестезией, т. е. возбуждением одного органа чувств при раздражении другого.

Факторы, влияющие на воздействие цвета

Изучая воздействие цвета, необходимо учитывать тот важный факт, что цвет воздействует не сам по себе, а в зависимости от конкретного характера и места его применения. Факторами, влияющими на воздействие цвета, являются:

  • освещенность;
  • отражение соседних цветов;
  • противопоставление цветов;
  • положение цвета в пространстве;
  • относительные величины;
  • форма;
  • цвет фона.

Освещенность меняет интенсивность цвета и, следовательно, потенциал его психологического воздействия. Так, увеличение освещенности голубой стены усиливает ощущение спокойствия. При изменении освещения интенсивность цвета также меняется, поэтому цветная картина при дневном свете выглядит несколько иначе, чем при искусственном и особенно при люминесцентном освещении.

Отражение соседних цветов также меняет данный цвет. Результат, которого ждут от определенного цвета, может не проявиться, так как его цветовой тон способен полностью измениться от воздействия отражения. Нужно предвидеть подобные неизбежные и иногда непоправимые явления. К примеру, эта проблема может возникнуть, когда стены одной комнаты красятся в разные цвета.

Противопоставление цветов — старая и хорошо известная проблема. Следует изучить нервные реакции при одновременном восприятии двух или нескольких цветов. Узнать, например, будут ли красный и голубой одинаковой интенсивности нейтрализоваться для человека, который воспринимает их противоположное воздействие, или один из них будет доминировать и, следовательно, гасить другой. Здесь в дело вступает темперамент, так как нервный человек может страдать от красного, а сангвиник будет чувствовать приятное воздействие голубого.

Положение цвета в пространстве имеет большое значение, так как тон может приобретать различный психологический смысл в зависимости от того, где он употреблен: около потолка или пола, широкими или узкими полосами, на горизонтальных или вертикальных плоскостях. Светло-желтый пол вызывает мысль о хрупкости и беспокойстве, тогда как тот же тон на верху стен вызывает мысли о свете, о большом пространстве.

Относительные величины плоскостей разного цвета также играют большую роль. Подбор цветов для ансамбля без учета этого обстоятельства может привести к результатам, диаметрально противоположным тем, на которые рассчитывали. Достаточно подумать о красной вазе, вырисовывающейся на фоне белой стены, или, наоборот, о белой вазе на фоне красной стены. Яркий тон в малых количествах подобен соли в пище: соль в большом количестве портит вкус блюда, а цвет нарушает гармонию.

Форма окрашенной поверхности (цветового пятна) также играет известную роль. Один и тот же цвет оказывает разное воздействие в зависимости от того, каковы его контуры — мягкие или резкие, и это независимо от впечатления, связанного с формой.

Цвет фона также является важным фактором в психологическом восприятии цвета. Сущность этого явления состоит в том, что при снижении яркости ахроматического цвета на хроматическом фоне приобретает окраску дополнительного хроматического тона.

Таким образом, цвет оказывает определенное психофизиологическое влияние на человека, проявляющееся в его тонизирующем (или угнетающем), информационном и регулирующем воздействии. Поэтому при проектировании рабочей и бытовой среды следует учитывать рассмотренные влияния цвета на человека. Так, например, чтобы улучшить вид длинного, но узкого помещения, можно окрасить его торцовые стены в иные цвета, нежели боковые. Окраска дальней стены помещения в один из отступающих цветов (зеленый, синий, голубой) создает ощущение его удлинения. Для создания иллюзии сокращения длинного помещения дальнюю стену окрашивают в один из выступающих цветов (красный, оранжевый, желтый). Аналогичным образом может быть достигнут психологический эффект «снижения» или, наоборот, «подъема» потолка помещения. При повышенной температуре помещения рекомендуется использовать цвета холодных тонов, а при пониженной — цвета теплых тонов.

Ключевые слова: Восприятие
Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме
Восприятие речи
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Сложные формы восприятия
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Восприятие болезни
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Развитие восприятия и наблюдательности у детей
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Восприятие (перцепция) и его свойства
Психология : учебное пособие : в 2 т. Т. 1 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск :...
Восприятие по индивидуальным различиям
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Формирование первого впечатления о человеке
Бодалев А.А., Личность и общение
Восприятие как форма отражения
Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р., Психология восприятия
Оставить комментарий