Психологические особенности подростковых девиаций

Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека современного общества (11-16 лет). Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя взрослым - центральное новообразование подросткового возраста. Это период полового созревания.

Психологические особенности подростков в определенной мере обусловлены спецификой психических процессов, которые отличаются от психических процессов как детей, так и взрослых. Так, в подростковом возрасте конкретно-образное мышление, характерное для детей, все больше уступает место абстрактному. Мышление становится более самостоятельным, активным, творческим. Характерные черты подростков - пытливость ума и жадное стремление к познанию, широта интересов, которые сочетаются с разбросанностью, бессистемностью в приобретении знаний.

Свои новые умственные качества подростки обычно направляют на те сферы деятельности, которые их больше интересуют. Последнее особенно важно учитывать при анализе умственных способностей девиантных подростков. Уровень интеллекта, определенный обычными методами, у юных правонарушителей обычно ниже среднего. В то же время при решении практических жизненных задач в среде подобных им сверстников они нередко проявляют незаурядную смекалку и находчивость. Поэтому суждение об интеллекте девиантного подростка, основанное только на средних показателях, без учета его специфической жизненной ситуации и интересов, может оказаться ошибочным.

Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Бурные аффективные реакции, особенно часто возникающие в ответ на замечание о «недостатках» внешности подростка или при попытке «ущемить» его самостоятельность, подчас, с точки зрения взрослых, кажутся неадекватными.

Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на 11-13 лет, у девочек на 13-15 лет. В старшем подростковом возрасте фон настроения становится более устойчивым, эмоциональные реакции - более дифференцированы. Бурные аффективные вспышки нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует возникновению депрессивных состояний.

Подростки по сравнению с детьми более целеустремленны, настойчивы, но эти качества часто проявляются односторонне. Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики:

  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью;
  • повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе;
  • потребность в общении - желанием уединиться;
  • развязность соседствует с застенчивостью;
  • романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью;
  • искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью (Г.Е. Сухарева, 1974; А.Е. Личко, 1983, 1999 и др.)

Главная потребность подростка - найти свое место в обществе, быть «значимым» - реализуется в компаниях сверстников. Ведущая деятельность этого возраста — интимно-личностное общение со сверстниками, в процессе которого формируется самосознание - как основное новообразование возраста.

Проблемы подросткового возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей (А.Г. Лидере):

  • физических потребностей, запускающих физическую и сексуальную активность;
  • потребности в безопасности, которая обеспечивается принадлежностью к группе;
  • потребности в независимости и эмансипации от семьи;
  • потребности в привязанности:
  • потребности в успехе и проверке своих возможностей;
  • потребности в самореализации и развитии собственного «Я».

Провоцирующими факторами отклоняющегося поведения считаются нервно-психическая и нравственная неустойчивость, акцентуации характера, поведенческие реакции и другие особенности подросткового возраста (А.Е. Личко, В.А. Жмуров, Р.В. Овчарова). Автономная мораль и нравственность - по данным Л. Колберга - появляются к 16 годам и только у 10 процентов подростков.

Характерные поведенческие реакции подростков:

  1. Реакция оппозиции вызывается завышенными требованиями, ограничениями, непониманием со стороны взрослых. В пассивной форме - отказ от еды, прогулы занятий, побег из дома; в активной форме - грубость, агрессивность, демонстративные попытки самоубийства и т.д.
  2. Реакция имитации (подражание).
  3. Реакция компенсации - восполнением неудач в одной области подчеркнутым успехом в другой (неудача в учебе - но смелое поведение).
  4. Реакция гиперкомпенсации - настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности (чувствительный застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта - каратэ, бокс).
  5. Реакция эмансипации - стремление освободиться от навязчивой опеки старших.
  6. Реакция группировки - объединение в группы сверстников.
  7. Реакции, обусловленные формированием сексуальных влечений: онанизм, ранняя половая жизнь.
  8. Реакция увлечения (поп-музыка, мотоцикл, мода и т.д.).
Ключевые слова: Девиантность, Подростки
Источник: Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Материалы по теме
Психологические особенности подростков с девиантным поведением
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Девиантная виктимность подростка
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Типы трудных подростков, причины проблемы
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Определения и классификации отклоняющегося поведения подростков
Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты
Факторы девиантного поведения подростков
Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты
Профилактика, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения подростков: психолого-педагогический подход
Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты
Причины конфликтов с подростком в семье
Волков Б.С., Психология подростка: учебное пособие. — М.: Академический проект, 2017. —240 с...
Острая истерическая реакция у подростков (F44.8)
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Оставить комментарий