Психологические идеи древней Греции

Время расцвета античной культуры ознаменовало существенный скачок в развитии знаний о психике человека. В результате философских поисков древнегреческих мыслителей был создан фундамент, необходимый для дальнейшего развития психологического знания.

Фалес (624-547 гг. до н.э.) полагал, что первоосновой мироздания является вода, так как именно из воды Бог сотворил мир. Фалес наделял душой все предметы, считая, что душа - это особое состояние воды. Фалес предполагал, что главной характеристикой души является её способность придавать движение телу. Милетский мудрец считал, что душевные способности обусловлены состоянием организма (здоровое тело обладает большими душевными возможностями).

Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.) преодолел влияние идей своего учителя Фалеса и пришёл к выводу о том, что первоосновой мироздания является апейрон — особое состояние материи, не имеющее качественной определённости. По мнению Анаксимандра, душа является одним из состояний апейрона. Им были высказаны идеи эволюционного развития живых существ: из влаги под влиянием солнечного света появились растения, из растений животные, а человек произошёл от рыб.

Гераклит Эфесский (530-470 гг. до н.э.), первоосновой всех вещей считал огонь. Гераклит ввёл в научный обиход понятие атома - мельчайшей, невидимой глазом частицы. Душу он представлял как материальную субстанцию, состоящую из подвижных атомов огня, которые предают активность инертному телу. Гераклит считал, что во сне ослабевает связь с внешним миром, а в момент смерти эта связь рвётся. По мнению Гераклита, человек и все окружающие его предметы подвержены изменению. Главной задачей человека является познание самого себя, своей «психеи» (души), что позволяет человеку постигнуть «Логос» (закон), дарующий ходу вещей гармонию.

Важный вклад в развитие психологического знания в античной Греции внесли известные врачи Эмпедокл и Гиппократ.

Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.) разработал оригинальное учение о «четырёх корнях», в рамках которого он развил идею о том, что первоосновой бытия являются четыре стихии природы: огонь, вода, воздух и земля, сочетание которых формирует мироздание. Немаловажную роль в процессе формирования мира играют, по мнению Эмпедокла, так называемые мирообразующие силы: Любовь и Вражда. Эмпе-докл считал, что важную для психической жизни роль играет кровь, которая выступает в качестве носителя душевных функций. Центральным органом, ответственным за циркуляцию крови, является сердце. Особенности крови (температура, густота) связаны со спецификой деятельности человека (например, у мудреца наиболее продуктивно кровью снабжается мозг, у оратора — язык).

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) пришёл к выводу о том, что причиной болезни и здоровья человека является пропорция, в которой смешаны в организме различные «соки»: кровь, слизь, жёлтая желчь и чёрная желчь. Вышеупомянутая пропорция получила название темперамента. Названия темпераментов прочно вошли в употребление и используются по настоящее время: сангвинический тип темперамента - преобладает кровь, флегматический тип темперамента - преобладает слизь, холерический - преобладает жёлтая желчь, меланхолический - чёрная желчь. Гиппократом была высказана идея о существовании связи между состоянием здоровья человека и спецификой политической системы. Гиппократ вошёл в историю психологической науки как разработчик одной из первых научных типологий.

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) получил прекрасное образование, много путешествовал и считался первым энциклопедическим умом среди греков. Демокрит считал, что целью жизни человека является спокойное расположение духа и гармония с природой. Демокрит считал, что основой мироздания являются не стихии, а микроскопические образования - атомы. Из атомов состоят предметы, тела и души, причём души состоят из круглых, наиболее подвижных атомов, которые придают активность инертному телу. Высказав идею о том, что после смерти тела атомы души рассеиваются в воздухе, Демокрит сделал вывод, что смертно не только тело, но и душа. В организме человека атомы души локализуются в области головы, печени и сердца. Движение атомов души в области головы обусловливает протекание познавательных процессов. Движение атомов души в области сердца обеспечивает соответствующий эмоциональный фон, а перемещение атомов души в область печени детерминирует потребности человека. Демокрит, разработав теорию познания, предположил, что познавательный процесс состоит из двух компонентов - ощущения и мышления. Процесс познания окружающего мира организован следующим образом: атомы души, локализующиеся в органах чувств, соприкасаются с микроскопическими копиями (эйдолами) всех окружающих предметов - происходит ощущение, а с помощью мышления человек способен понять сущность вещей. Демокрит полагал, что все поступки человека причинно обусловлены.

Своего наивысшего расцвета древнегреческая философия достигла в учениях Сократа, Платона и Аристотеля, идеи которых оказали огромное влияние на развития психологического знания.

Сократ (469-399 гг. до н.э.), древнегреческий философ, об учении которого известно из трудов Платона и сочинений Аристофана, так как Сократ не записывал свои рассуждения. По мнению великого афинянина, любое знание относительно («Я знаю, что я ничего не знаю»). Сократ стремился осмыслить истинное предназначение философии, каковым, по его мнению, является самопознание как путь к постижению истинного блага и счастья.

По мнению Сократа, у человека есть три основные добродетели, главной из которых является умеренность — способность обуздывать страсти. Только обуздав свои страсти, человек способен подняться над природой. Две другие добродетели - это храбрость и справедливость. Под храбростью Сократ понимал знания, необходимые для преодоления опасностей, а под справедливостью - знания, с помощью которых человек научается соблюдать законы. Сократ считал, что люди, не умеющие управлять собой, не способны управлять другими людьми.

Сократ был мастером устного общения, в ходе которого он стремился помочь своим собеседникам найти «самих себя» посредством метода «сократической» беседы. При беседе с очередным своим оппонентом Сократ подбирал вопросы, с помощью которых стремился обнажить скрытое под покровами сознания. Сначала собеседнику задавались вопросы, с помощью которых Сократ вызывал у оппонента сомнения в истинности его суждений, а затем, демонстрируя очевидность вскрытых противоречий, Сократ помогал собеседнику найти новое знание. Сократ первым начал рассматривать душу как источник нравственности, под которой подразумевал благо, совершаемое человеком.

Судьба Сократа трагична. В преклонном возрасте он был обвинён в «развращении умов» и «проповеди новых божеств» и приговорён к смерти. Будучи убеждённым в том, что выбранная цель определяет поведение человека, Сократ мужественно принял свою смерть, выпив чашу с ядом.

Платон (427-347 гг. до н.э.), древнегреческий философ. Став учеником Сократа, он всю жизнь посвятил развитию идей учителя. Платон - автор более 30 философских произведений, среди которых: трактат «Государство», диалоги «Федон», «Парменон», «Лазет», «Лисий» и др.

Платон высказал идею о том, что подлинным бытием является мир идей, а не материальный мир. Материальный мир - это небытие, проходящее и смертное. Материальный мир сотворен Богом из четырёх стихий: огня, земли, воздуха и воды. Существует также и мир чувственных вещей, который является результатом проникновения бытия в небытие. Тело человека смертно, а душа, являясь бессмертной, пребывает в нём временно. Для доказательства бессмертия души Платон использовал следующие аргументы: во-первых, трансформация живого в неживое и обратно возможно только при наличии душ, которые вселяются в рождающееся тело, то есть душа вечно существует до рождения и после смерти; во-вторых, знания человека есть результат припоминания душой того, что она знала в своих предыдущих рождениях, а если душа существует до рождения, значит, она должна существовать и после смерти; в-третьих, вне тела душа пребывает в божественном мире идей, то есть душа богоподобна и подчиняет себе всё телесное, а будучи божественной, душа вечна и бессмертна; в-четвертых, в любое тело душа привносит жизнь, а привносящее жизнь не приемлет смерти.

Платон, разрабатывая проблему души, обратил внимание на конфликтную сущность функционирования человека, о чём красноречиво свидетельствует миф Платона о вознице, который управляет колесницей, запряжённой двумя конями: чёрным, символизирующим вожделеющую часть души, непокорным и нуждающимся в постоянном контроле, и белым, символизирующим страстную часть души, благородным и послушным. Сам возница символизирует разумную часть души, он управляет колесницей, ищет правильный путь. Разумная часть души локализуется в голове, страстная - в груди, а вожделеющая - в брюшной полости.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был сыном придворного македонского врача. Воспитывал Александра Великого (Македонского). Несмотря на тот факт, что Аристотель прошёл школу Платона, он сумел преодолеть взгляды Платона на природу души. Впервые в античности Аристотелем была проведена граница между неодушевлёнными и одушевлёнными телами. По мнению Аристотеля, душа - это способ организации живого тела. Для определения сущности души Аристотель использовал термин «энтелехия», под которым подразумевал функциональный аспект существования тела. Аристотель выделял три уровня развития души: растительный (вегетативный), животный (чувственный) и человеческий (разумный). Третий уровень развития души присущ только человеку, что позволяет человеку размышлять. Веществом — носителем души по Аристотелю является пневма, которая вырабатывается в крови, а центральным органом души является сердце. Разрабатывая проблему души, Аристотель пришёл к выводу, что отделить душу от тела нельзя. Тем самым он отверг получившую в то время признание идею о жизни души до рождения и после смерти.

Разрабатывая проблему темперамента, Аристотель высказал идею о том, что активность человека детерминирована свойствами крови: сангвиники — носители лёгкой крови, холерики — носители тёплой крови, флегматики - жидкой, а меланхолики являются носителями тяжёлой крови.

Аристотель полагал, что наиболее важным ощущением у человека является осязание, которое необходимо для жизни, остальные ощущения необходимы человеку для удовольствия. Познание окружающего мира осуществляется с помощью органов чувств, центральным из которых является «общее чувствилище», обеспечивающее синтез ощущений. Давая толкование сущности процесса памяти, Аристотель предположил, что воспоминание - это результат связей между настоящим и прошлым (фактически речь идет об ассоциации). Познание по Аристотелю - это развивающийся процесс, в котором он выделял четыре этапа: 1) ощущение, 2) представление, 3) опыт и 4) наука.

Аристотелем была детально разработана проблема аффектов, под которыми он подразумевал состояние человека, вызванное страданием вследствие какого-либо воздействия. К аффектам он относил влечения, страх и гнев, полагая, что именно аффекты обуславливают особенности поведения человека.

Научная система стоицизма (IV век до н.э. - 529 г. н.э.) возникла и успешно развивалась под влиянием наследия Аристотеля, просуществовав до 529 года н.э., когда император Юстиниан наложил запрет на функционирование философских школ. Основоположником школы стоиков был Зенон (336-264 гг. до н. э.). Наиболее известные представители системы стоицизма — Клеанф, Хризипп, Персей, Аристон, Диоген.

Стоики постулировали идею «пневмы» («творческого огня») как активной мирообразующей силы. В мире всё возникает в результате столкновения активного и пассивного начал. Активность пневмы реализуется на четырёх уровнях Космоса:

  1. уровень неживой природы - активность пневмы минимальна;
  2. растительный уровень - пневма более активна, что позволяет обеспечить рост растений;
  3. животный уровень - активность пневмы существенно возрастает, что обусловливает проявление чувственности и побуждений;
  4. человеческий уровень - максимальное проявление пневмы, воплощающееся в человеческой душе.

Стоиками выделялось восемь способностей души, среди которых:

  1. способность к размножению;
  2. способность речи;
  3. способность видеть;
  4. способность слышать;
  5. способность ощущать вкус;
  6. способность осязать;
  7. способность обонять;
  8. гегемоникон - ведущая способность души, связанная с переработкой впечатлений и производством понятий.

Механизмом, с помощью которого гегемониконом производятся общие понятия, является механизм ассоциации.

Стоики активно разрабатывали учение об аффектах, полагая, что аффекты противостоят человеческому разуму, принося ему лишь вред («порчу разума»). Ими выделялось четыре основных вида аффектов: 1) печаль; 2) страх; 3) вожделение и 4) удовольствие. По мнению стоиков, человек является рабом своих аффектов (страстей), а смыслом жизни каждого человека должна стать победа над своими страстями.

Ключевые слова: Античность, История
Источник: Константинов В.В., История психологии
Материалы по теме
Психологические идеи Древнего Рима
Константинов В.В., История психологии
Психологические идеи арабского востока
Константинов В.В., История психологии
Социальные учения Античности
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Предмет и история социологии, её структура, функции и методы
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Партисипаторная концепция демократии
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Государства Древней Греции
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
История детской и педагогической психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Классическая социология
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Оставить комментарий