Психологическая мысль Нового времени

Появление новых подходов к построению науки в XV-XVI вв., связанных со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии.

Психология в этот период, также как и на первых этапах развития античной науки, укрепила свою связь с философией. Однако уточнялся предмет психологии, она становилась наукой о сознании.

Анализ становления предмета психологии дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически психология ограничивалась вопросами сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания приводило к фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования ведущих психологов того времени.

В XVII в. утвердился новый взгляд на Вселенную, природу в целом как гигантский механизм. Аналогичный подход развивался и в учениях о человеческом теле, которое виделось своеобразной машиной-автоматом, функционирующей по принципу любого механизма по строгим законам физики. Этот новый объяснительный принцип, получивший название механистический детерминизм, именно в этот период господствовал в психологии.

Первые теории
Френсис Бэкон (1561-1626 гг.) положил начало новому направлению, которое получило название эмпиризм. Утверждал, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте. Задачу науки ученый видел в покорении природы и в усовершенствовании человека. «Учение об идолах» было одной из важнейших частей его методологии. Он выделял 4 вида идолов: идолы рода, пещеры, рынка, театра. Свой новый метод - индуктивную логику - Бэкон понимал как орудие познания, органон. Приверженец теории «двойственности истины», он признавал две истины - божественную и научную, философскую. Согласно его воззрениям, существуют душа боговдохновленная (разумная или рациональная) и душа чувственная (созданная). Боговдохновленную душу Бэкон оставил для изучения богословию, этиологии, а чувственная душа стала предметом исследования философии и психологии. Предметом науки Бэкон считал способности души, такие, как разум, воображение, память, воля, влечение, аффекты.

Рене Декарт(1596- 1650гг.). С его именем связаны многие выдающиеся открытия в различных областях науки - в математике, физике, анатомии, биологии, астрономии. Методологический принцип Декарта - сомневаться во всем. Исследуя психологические основы самосознания, Декарт открыл, что утверждение «я мыслю, следовательно, я существую» является единственным неоспоримым и достоверным. Декарт считал, что существуют две независимые самостоятельные субстанции - душа и тело. Основным свойством души является мышление, свойством тела - протяжение, или распространенность. Под мышлением понимал не только мыслительные процессы, но и ощущения, представления, чувства, т.е. все, что осознается человеком. Декарт ввел понятие рациональной интуиции, метод дедукции. Заслугой Декарта стало открытие рефлекса. С учением Декарта в психологии утвердился новый вид детерминизма - механистический детерминизм. Исследование страстей было предметом последней работы Декарта «Страсти души». В ней он пришел к выводу о том, что существуют два вида страстей: активные и страдательные.

Рационализм в психологии
Бенедикт Спиноза (1632 1677 гг.). Создал философское произведение «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье»; в нем содержались основные положения его учения, которые впоследствии получили развитие в главном труде Спинозы «Этика». Спиноза стремился построить объективную, достоверную науку, основу которой он видел в математике. Преодолевая дуализм Декарата, Спиноза утверждал существование единой, неделимой и вечной субстанции, Бога, или Природы, которая является единственной реальностью. Сделал вывод о единстве и целостности человека, сущностями которого являются душа и тело. Сущность человеческой души состоит именно в познавательной деятельности. Большой вклад внес Спиноза в изучение проблем свободы воли и природы человеческих чувств. Идеалом для него был мудрец, свободный человек, который достигает душевного удовлетворения в бесконечном познании себя, природы и вещей. Этот путь достижения мудрости труден, поэтому доступен только избранным. М концепции Спинозы можно выделить три основных положения - это понятие единой субстанции, свойствами которой являются протяжение и мышление; рационалистическая вера в силу человеческого духа, его возможность познать истину; распространение механистических принципов на духовные явления и страсти и отрицание свободы воли. Эти положения, его теория познания и этика повлияли па взгляды других психологов.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.). Он говорил о сущестновании множества субстанций, названных им монадами. Известна его работа «Монадология». Основными свойствами монады являются восприятие (перцепция) и стремление. Душа в теории Лейбница - это тоже монада, которая отличается более отчетливым восприятием н памятью. Разделяя содержание души по степени осознанности знания, Лейбниц выделил в душе-монаде три области - ясного, отчетливого знания, смутного знания и бессознательного. Воззрения Лейбница стали важной вехой в разработке многих проблем психологии. В них постулировалась активная природа психического, непрерывно развивающегося от одного уровня к другому; было показано сложное соотношение между сознанием и бессознательным в динамике психической жизни; поставлена проблема соотношения интеллектуального и сенсорного в человеческом опыте, зависимости этого опыта от предваряющих его задатков и перспектив их реализации в реальных обстоятельствах, с которыми сталкивает человека жизнь.

Сенсуализм в психологии
Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Противопоставляет свою теорию концепциям рационализма. Основные положения эмпирической психологии Гоббса представлены в его главных трудах «Левиафан», «О гражданине», «О теле», «О человеке». Согласно его воззрениям, в мире существуют лишь материальные тела, которые движутся по законам механики. Гоббс является одним из родоначальников ассоциативной психологии.

Джон Локк (1632-1704 гг.). Он считал, что психика, сознание человека при рождении это чистая доска, которую жизнь заполняет собственными письменами. Считал, что ощущения - не только начальный этап познания, но и единственный путь приобретения знаний о внешнем мире, единственный канал, связывающий с ним человека. Если чувства - источник знаний, то разум - его руководитель, судья, систематизирующий данные чувства. Локк ввел в психологию термин ассоциация.

Психология в XVIII веке
Развитие психологии в XVIII в., в отличие от предыдущего столетия, связано в большей степени не с рационализмом, а с сенсуализмом.

Теории этого времени (X. Вольф, Д. Вико, Ш. Монтескье, И. Гердер и др.) впервые выводили законы психики из внешней, социальной или природной ситуации развития человека, связывая содержание сознания с новыми факторами. Это позволяло изучать сознание, опираясь не только на интроспекцию, а в дальнейшем разрабатывать и новые методы объективного исследования, и новые направления психологии - этнопсихологию, социальную и дифференциальную психологию.

И. Кант (1724-1804 гг.). Известны его труды «Критика чистого разума», «Метафизика морали». Все познаваемое ученый разделял на «явления» и «вещи в себе». Явления можно познать, а вещи в себе непознаваемы при помощи ощущений и, следовательно, недоступны для познания вообще, так как другого пути, кроме опытного, Кант, как и все сенсуалисты, не признавал. Он пришел к выводу, что психология, хотя и является самостоятельной наукой, не может быть наукой точной и достоверной. Предназначение психологии - описание проявлений психической жизни, но не их объяснение. Главный этический принцип - человека нельзя рассматривать как средство для достижения цели, он сам есть цель.

Смотрите также: Философия Нового времени. Проблема метода и субстанции в философских воззрениях Ф. Бэкона и Р. Декарта

Ключевые слова: История, Наука
Источник: Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Материалы по теме
Этапы развития детской психиатрии в России
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Социальная и культурно-историческая психология
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака
Монина Г.Б., Психология семьи
Предмет и методы истории психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
История психологии как науки: задачи, принципы, методы
Абдурахманов Р.А., История психологии
Естественнонаучные предпосылки возникновения психологии как самостоятельной науки
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Развитие педологии как науки
Петровский А.В., Психология в России. XX век
Для чего и как изучают историю
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Оставить комментарий