Психические функции в экстремальных состояниях

Изменения состояния людей, их активности в экстремальных ситуациях могут быть как позитивными, так и негативными (табл. 3.1).



Можно отметить, что наиболее важные негативные изменения, которые происходят в психофизиологической сфере,— это тремор, озноб, истощение, непроизвольное напряжение мышц, утрата координации движений, головокружение, тошнота, рвота, обморок, непроизвольное или учащенное мочеиспускание или испражнение.

Для психомоторной сферы характерны тремор (дрожание) рук, ног, озноб, изменение речи (срыв голоса, заикание, визгливость), ухудшение координации движений, появление скованности, замедленности двигательных реакций, суетливость, слабость в ногах, чувство бессилия. Появляются ошибки и неточности даже в хорошо отработанных действиях, навыках и умениях, которые с ростом перенапряженности появляются все чаще и делаются ощутимее. Эффективность деятельности при высоких значениях перенапряженности может снижаться до 50 % и более.

Позитивные изменения могут выражаться в быстроте адаптационных перестроек в организме (биологический эустресс), высоком уровень работоспособности и более длительном, чем обычно, сохранении его, повышенной выносливости к дискомфортным условиям, повышении устойчивости к заболеваниям, снижении болевой чувствительности, повышенной толерантности к психогенным факторам.

В эмоциональной сфере негативные изменения связаны с боязливостью, страхом, испугом, ужасом; наблюдаются негативные эмоции и чувства (повышенная озабоченность, чрезмерное волнение, раздражительность, сочувствие, сострадание, сопереживание, брезгливость, неприязнь, нелюбовь, нежелание, неуверенность, недоверие, подозрительность, беспокойство, тоска, тревога, опасение неудачи, чувства слабости, бессилия, бесперспективности, обреченности, подавленности, безнадежности, отчаяния, притупление чувств, безразличие, апатия, заторможенность, разочарование, недовольство, возмущение, злость, переживание неудач, потерь, чувства вины, раскаяния, стыда, угрызений совести, чувство утраты, горе, аффективные реакции — от глубокой депрессии до ярких проявлений гнева и агрессии).

При этом можно отметить положительные изменения: эмоциональный подъем, чувства радости, восторга при достижении успеха, обострение высших чувств — патриотизма, долга, ответственности, коллективизма и пр.

В когнитивной (познавательной) сфере негативные изменения проявляются:

  • в восприятии — появление иллюзии восприятия, искаженное восприятие времени;
  • во внимании — сужение внимания, неспособность сосредоточиться, ухудшение наблюдательности, внимательности;
  • в памяти — «провалы» памяти, хаотичность воспоминаний, порой амнезия;
  • в мышлении — ослабление способности к пониманию специфики ситуации, ведущее к шаблонной ее оценке; снижение скорости умственной переработки информации; повышенная вера в дурные приметы; потеря мысли; поведенческие последствия (паника, агрессия, апатия).

Положительные изменения — снижение порогов чувствительности органов чувств, повышение внимательности, активизация мышления, большая четкость и ясность мысли, скорость мышления, выраженное стремление к поиску наилучших решений, повышение доли быстрых, интуитивных решений, активизация прогностичности мышления.

Специфические изменения характерны для процессов памяти, особенно кратковременной и оперативной. Типичной здесь является избирательность этих изменений. Улучшается запоминание лишь того материала, который имеет семантическую значимость для человека.

В мотивационно-волевых функциях негативные изменения в первую очередь связаны с ослаблением мотивации достижения, возникновением борьбы мотивов, приобретением активности иной направленности (усиление мотивации и самосохранения), снижением волевой активности и целеустремленности в действиях и пр. Позитивные изменения могут выражаться в внутренней готовности к встрече с трудностями, неожиданностями и к их преодолению, в повышении бдительности, проявлении стойкости, мужества, готовности к самопожертвованию и др.

При изучении психологических функций в экстремальных состояниях обнаруживается характерная диссоциация, проявляющаяся в повышении наиболее важных для данной ситуации показателей и снижении остальных.

Ключевые слова: Психика, Экстремальные ситуации
Источник: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. — 748 с.
Материалы по теме
Принципы психофармакотерапии в детской и подростковой психиатрии
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Психические процессы
Косолапова Н.В., Иванова А.И., Юридическая психология
Определение функционального состояния
...
Поведение человека в трудных ситуациях
Анцупов А.Я., Конфликтология
Психика и высшая нервная деятельность
Максименко С.Д., Общая психология
Условия психического развития личности
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Дети и подростки в экстремальных и кризисных ситуациях
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Саморегуляция психической деятельности
Судакова К.В., Системные аспекты психической деятельности
Оставить комментарий