Противодействие манипуляциям


В некоторых случаях мы можем утратить контроль над ситуацией и принять непродуктивное решение, которое может создать для нас эмоциональные неудобства или трудности в будущем.

Причины, приводящие к этому, могут быть различны.
Иногда они связаны с некоторыми нашими собственными внутренними установками:
- стилем мышления, нагоняющим на нас страх, тревожностью («А что, если...»);
- склонностью к самообвинению, завышенными требованиями к себе («Я должен был...»);
- отрицанием важности происходящего («Какая разница...»); и др.

В других случаях причиной наших неудачных решений может быть то, что мы поддались давлению на нас со стороны оппонента.

Каждый из нас, наверное, когда-либо во время общения подпадал под влияние своего собеседника, а потом искренне удивлялся, как мог согласиться с ним или сделать то, что он хотел. Особенно легко поддаются давлению зависимые, нерешительные, тревожные, социально незащищенные люди, с повышенной чувствительностью, ощущением своей неполноценности и недостаточно уверенные в себе.

Иммунитет против влияний — важная составляющая искусства ведения переговоров. Именно то, насколько надежно участник переговоров иммунизирован от внешнего давления, определяет разницу между средним и хорошим уровнем мастерства в ведении переговоров. Это качество вполне поддается развитию, и, кроме того, непосредственно зависит от тактики нашего поведения в ходе переговоров.

Можно подкрепить убежденность в правильности своего мнения, если приводить не только аргументы в его пользу, но и аргументы, опровергающие мнение своего оппонента. Наименее успешно выработка иммунитета происходит, если человек рассматривает лишь аргументы «за» свою точку зрения, не учитывая мнения оппонента вообще. Как известно, иммунитет вырабатывается только в ответ на попадание чужеродных агентов. Игнорируя мнение другого и его аргументы, т. е., не делая прививку, мы упускаем такую возможность.

Иммунитет к внешнему влиянию может проявляться не сразу, а через некоторое время после влияния, иногда через несколько дней. Необходимо время, чтобы усвоить и переварить аргументы, не подпасть под их гипноз. Поэтому в случае необходимости важно взять «тайм-аут», переболеть подхваченной «инфекцией», отделить действительно разумные аспекты от «плевел».

Давление может оказываться как в открытой, так и в скрытой, неявной, замаскированной форме. В последнем случае оно приобретает характер манипуляции.

Чтобы не попасться на удочку манипулятору, необходимо отслеживать и «обезвреживать» манипулятивные приемы оппонента. К подобным приемам относятся, например, эмоциональные манипуляции партнера, задевающие нас за живое, или софистические уловки. Наиболее часто приходится встречаться с такими манипулятивными приемами:
■   ссылка на авторитет;
■   изоляция, выдергивание отдельных фраз из контекста, искажающее смысл;
■   изменение направления разговора, увод от неудобных тем;
■   оттягивание решения;
■   использование вопросов-капканов (например, неоднократное повторение вопроса, незаметно переходящего в утверждение, или формулировка вопроса, требующего выбора из двух альтернатив — «или-или», тогда как на самом деле есть и другие возможности);
■   лесть;
■   «выведение из себя»;
■   шутки-высмеивание, переход « на личности»;
■  предсказание ужасных последствий вашего несогласия.

Ключевые слова: Манипуляция
Источник: Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина
Материалы по теме
Конфликт и манипуляция
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина
Защита от манипуляции
Бубличенко М.М. - Гипнотические приемы в общении
Способы психологического воздействия на людей
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Манипуляция в деловом общении
Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий
Манипулирование массами. Характер манипулирования
Зелинский С.А., Манипуляции массами и психоанализ
Способы и методы манипуляций
Зелинский С.А., Манипуляции массами и психоанализ
Группа, толпа, масса. Механизмы воздействия
Зелинский С.А., Манипуляции массами и психоанализ
Манипуляции в рекламе
Психология рекламы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лебедева. — М.:...
Оставить комментарий