Профессиональная культура и этика

Профессиональная культура - это личностный аспект культуры труда, связанный со степенью овладения человеком достижениями научнотехнического и социального прогресса. Основными элементами профессиональной культуры являются: образование, квалификация, профессиональный опыт, овладение второй, смежной профессией или специальностью, качественный рост, наставничество. Повышение уровня профессиональной культуры помогает работнику превратиться в профессионала. Профессиональные знания и навыки реализуются тем активнее, чем полнее человек постигает значение культурной деятельности (как деятельности, соответствующей прогрессивным социально-экономическим, технико-организационным и социальнопсихологическим нормативам) и организует свои собственные силы. Участие человека в развитии культуры труда - это важнейший критерий приобщения личности к миру духовного и профессионального богатства общества, показатель индивидуальной развитости работника.

Профессиональная культура тесно связана с профессиональной этикой.

Под профессиональной этикой подразумевается набор нравственных норм, являющихся основанием для поведения в той или иной профессии или профессиональной ситуации. В профессиональную деятельность человек входит с собственным набором ценностных ориентиров, чувств, стремлений, оценок. Среди многообразия нравственных ситуаций в профессиональной деятельности выделяются наиболее типичные, часто повторяемые, которые обуславливает специфику поступков людей, своеобразие их норм поведения. Возникают такие понятия как профессиональные честь и достоинство, определяющие поведение лучших представителей той или иной профессии.

Профессиональная деятельность приводит к множеству этических вопросов, которые не рассматриваются или не могут быть разрешены средствами общей, универсальной этики. Профессиональная этика изучает особенности профессиональной морали, т.е. морали определенной профессии, например, врача, юриста, предпринимателя, руководителя, с точки зрения выделения и конкретизации общих нравственных принципов и норм, применительно к данной профессиональной деятельности.

Поскольку профессиональная этика формируется на основе характерных задач и обязанностей данной профессии, то большинство ученых важнейшей функцией профессиональной этики считают содействие успешному решению задач профессии. Однако авторы книги «Этика профессии: миссия, кодекс, поступок» В.И Бакштановский., Ю.В.Согомонов считают важнейшей функцией профессиональной этики и «самокритику» профессии, в смысле постоянного соотнесения ее с ценностями общества (медиакритика в журналистике, содержанием которой является этическая критика деятельности журналистов). Кроме того, по мнению данных авторов, профессиональная этика призвана «оправдывать власть профессионала в сфере его деятельности» (без этого его задачи невыполнимы) и одновременно «ограничивать полноту власти, которой располагает воспитатель над воспитанником, ученый - над человечеством, политик - над гражданами, врач - над больным, журналист - над получателем информации, менеджер - над подчиненным, предприниматель над наемным работником. Тем самым, профессиональная этика вносит существенные изменения в конфигурацию властных отношений современного общества и предназначена для уменьшения зависимости одного лица от друго-го...»(Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок, с. 17-18).

Профессиональная этика является одним из видов прикладной (практической) этики, новой отрасли этического знания, которая долгое время критиковалась и не признавалась этическим сообществом. Прикладная этика активно развивается в последние десятилетия и наиболее бурно в западных странах. Она рассматривает в большинстве «открытые» моральные проблемы, т.е. те по которым нет единого мнения в общественном моральном сознании (смертная казнь, эвтаназия, аборты, трансплантация органов, терроризм, продажа оружия и т.п.). В современной России дискутируются этические проблемы гражданского общества, демократического общества, этики права и другие. Открытым остается вопрос о достойном моральном решении данных проблем. Современная прикладная этика связана с биоэтикой, экологической, социальной, компьютерной и космической этиками.

Первыми формами прикладной этики были правила поведения в обществе, этикет, как нравственная практика, форма нормативной регуляции деятельности человека. Исторической формой прикладной этики является и профессиональная этика.

Таким образом, предметом прикладной этики являются: а) моральные проблемы, имеющие практический, пограничный и открытый характер: б) собственно профессиональная этика, связанная с нравственными особенностями конкретной профессии.

Проблемы прикладной этики являются фундаментальными, затрагивают жизнь многих людей, общества в целом, а также всего человеческого сообщества. Проблемы прикладной этики возникают в публичных сферах жизни, требующих одновременно нравственного, административного, юридического и профессионального регулирования (например, проблема смертной казни). Для решения этических прикладных проблем необходим высокий профессионализм (например, проблема трансплантации органов требует не только высокой нравственной порядочности врача, как человека, но и выполнения им кодекса профессиональной врачебной этики) Возникающие этико-прикладные вопросы уникальны, единичны и требуют уникального и единичного решения, которое может быть неприменимо в другом случае. Формированию прикладной этики в современном мире способствует необычайный прогресс техники и развитие уникальных и дорогостоящих технологий, которые позволяют переделывать пол личности, кардинально изменять внешность, продлять жизнь, получать ребенка из пробирки, создавать клон умершего близкого родственника и т.п.

В самых общих чертах в структуре прикладной этики выделяют экологическую этику, которая рассматривает нормы поведения человека по отношению к окружающей среде; гражданскую этику, которая рассматривает нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу; ситуативную этику, которая вырабатывает практические нравственные рекомендации, применительно к разнообразным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности и общения.

В наши дни в связи с развитием прикладной этики проявляется эвристическая роль профессиональной этики, которая заключается в нравственной ориентации в сложном взаимодействии разных интересов разных общностей с различными поведенческими кодексами.

Профессиональная мораль возникла вместе с общественным разделением труда, когда началось обособление социальных групп, и появилась потребность регулирования отношений внутри данных групп. Первоначально это был небольшой круг профессиональных групп, но внутри каждой профессии складывались определенные специфические связи и отношения людей, возникали неповторимые ситуации, требующие морального решения. В профессиях рождались свои моральные требования, «искушения», « доблести», «потери», возникали определенные нравственные противоречия, вырабатывались особые способы их разрешения. Постепенно сформировались особые нравственные установки, соответствующие характеру труда в данной профессии. Абсолютные правила морали, например, библейские правила не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего и другие, стали приобретать конкретное звучание в рамках определенной профессии.

Уже в ранних письменных источниках есть свидетельства того, что более 4000 лет тому назад люди осознали необходимость определенных нравственных запретов в ряде профессий, и сама профессия могла формировать в человеке положительные или отрицательные нравственные качества.

Наиболее активно профессиональные кодексы стали появляться в эпоху феодализма, вместе с появлением цехов, гильдий, монахов, судей, рыцарей. Несколько позднее данные кодексы стали возникать и в среде людей свободных, творческих профессий, художников, актеров, писателей. В период средневековья выросла целая пирамида профессиональных кодексов, строго регламентировавших нравственные отношения и сословные ограничения.

Нормы внутри профессиональных кодексов морали постепенно стали делиться на нормы и принципы, определяющие отношения внутри профессии и нормы, определяющие отношение представителей профессии к остальному населению. Такое деление было вызвано как значимостью для профессионала отношений с коллегами по ремеслу, так и важностью признания, оценки его труда со стороны других людей.

Позднее стали возникать профессиональные моральные кодексы таких социальных институтов как армия, церковь, медицина. Так как деятельность людей, работающих в данных социальных институтах, уже не могла классифицироваться как профессия (например, армия делится на пехотинцев, артиллеристов, кавалеристов, моряков, подводников), появилась потребность в специальных служебных моральных кодексах. Важным фактором, повлиявшим на профессиональную этику, стал фактор увеличения специализаций не только в рамках одной профессии, а и в ее отдельных направлениях.

В настоящее время в связи с развитием цивилизации: активным развитием науки, формированием единой мировой системы хозяйства, мировых систем коммуникаций, возможностью техногенных катастроф, в профессиональной морали развиваются следующие процессы. Во-первых, усугубляется дифференциация норм нравственности в зависимости уже не просто от профессии, а от ее отдельных специализаций. Во-вторых, идет процесс объединения норм профессиональной морали, близких по функциям профессий, которые объединены работой на конечный результат.

Требования профессиональной этики становятся все более сложными. В практику профессионального этического воспитания сегодня входит:

  • создание этических ассоциаций;
  • создание разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на опасность возможных отступлений от этических принципов и норм.

Профессиональная этика содействует сочетанию нравственных задач самого человека, профессии, к которой он принадлежит, и общества. В книге Ю.Ю. Петрунина и В.К. Борисова «Этика бизнеса» (7) приводятся три категории моральных принципов, необходимых человеку, представителю определенной профессии, - это принципы персональной этики, профессиональной этики и принципы всемирной этики. Приведем данные принципы с небольшой корректировкой.

Принципы персональной этики:

  • беспокойство человека за благополучие других; уважение права другого быть самостоятельным; надежность и честность;
  • добровольное подчинение закону (за исключением гражданского неподчинения);
  • справедливость;
  • отказ от несправедливого преимущества над другими; благотворительность, возможность приносить пользу; предупреждение вредных последствий.

Принципы профессиональной этики:

  • беспристрастность, объективность;
  • прямота;
  • конфиденциальность;
  • должное старание;
  • точное исполнение профессиональных обязанностей;
  • избежание потенциальных или явных конфликтов.

Принципы всемирной этики:

  • соблюдение мирового законодательства;
  • социальная ответственность;
  • защита окружающей среды;
  • взаимозависимость и ответственность за целостность;
  • уважительное отношение.

Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, более или менее давние, что свидетельствует о преемственности нравственных норм, выработанных представителями определенной профессии на протяжении столетий или десятилетий.

Профессиональная этика не формирует новые правила, нормы или принципы морали, она соотносит уже известные понятия со специфическими профессиональными сферами деятельности человека.

Ключевые слова: Культура, Этика, Профессия
Источник: Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М. Беспалова. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2016. - с.
Материалы по теме
Профессиональная этика и мораль
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Пример инженерной этики
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Пример космической этики
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Деловая этика и деловая культура
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Культура и этика по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Основные тенденции в развитии русской культуры ХХ в.
Монина Н.П., Культурология
Культура судебной речи
Аминов И.И., Юридическая этика
Содержание начального профессионально-технического образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Оставить комментарий