Проблема мышления в античной эпохе

Демокрит (460-370 до н.э.), древнегреческий Философ античной эпохи, высказал предположение, что мышление вторично относительно ощущения восприятия. Эти чувственные представители познания способны дать лишь поверхностную картину внешнего мира. Мышление же позволяет человеку проникнуть вглубь этого мира.

Сократ (469-399 до н.э.) и его ученик Платон (427-347 до н.э.) утверждали, что способность мыслить заложена в идеальном, а не материальном - в душе человека, вселенной в него Богом. В основе мышления лежат не ощущение и восприятие, принадлежащие внешнему миру, а понимание, состоящее в припоминании знаний, изначально заложенных в душе. Поэтому мышление должно быть направлено не вовне, а внутрь себя. Платоновский механизм мышления состоял в поиске и оживлении врожденных идей.

Аристотель (384-324 до н.э.) вернул ощущению и восприятию статус "первооткрывателей" внешнего материального мира, предсказанный Демокритом. По его мнению, отдельные виды ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых и др.) обрабатываются в "общем чувствилище" и создают базу для мышления. Таким образом, мысль объединяет множество чувственных форм. Что же касается самой природы мышления, то она заключена в верховном разуме, абсолютно не связанном ни с телом, ни с его "индивидуальным мышлением".

Эпикур (341-270 до н.э.) и Лукреций (99-45 до н.э.) представляли мышление как процесс сравнения между собой образов памяти, непрерывного сопоставления их со вновь поступающими образами восприятия и отбора из них тех, которые адекватны реальности. Последние формируются на основе восприятия предметов реального мира. Таким образом, мышление, ощущение и восприятие едины и имеют своим источником внешний мир.

Сенека (4 до н. э. - 65 н. э.) и Эпиктет (ок. 50140), представители римского стоицизма, видели сущность мышления в образовании всеобщих представлений через переработку чувственных ассоциативных впечатлений в главенствующей (материальной и неделимой) части души.

Гален (129-199), древнеримский врач, полагал, что носителем разума является мозг. Именно здесь производится и хранится пневма - материальный носитель жизни и психики в целом.

Ключевые слова: Проблема мышления
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Материалы по теме
Проблема мышления в немецкой психологической школе XVIII-XIX веков
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Проблема мышления в русской психологической школе XVIII-XIX веков
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Проблема мышления в новом времени (XVII век)
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Проблема мышления в английской психологической школе XVIII-XIX веков
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Проблема мышления в средневековье и эпохе Возрождения
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Оставить комментарий