Признаки и особенности антикризисного управления

В широком смысле предметом управления всегда выступает деятельность человека. Антикризисное управление имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия.

Сущность антикризисного менеджмента определяют следующие характеристики:

  • кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
  • кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
  • к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать;
  • управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний;
  • кризисами можно управлять;
  • управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

В зависимости от разновидности кризиса будет различаться и механизм управления им.

Но система антикризисного управления должна соответствовать следующим характеристикам: гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления; склонность к усилению неформального управления; диверсификация управления; децентрализация управления; повышение интеграции.

Особенности процессов и технологий антикризисного менеджмента можно выразить в следующем: мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ; использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений; ускорение процесса реализации антикризисных мер; повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.

Приоритетными средствами антикризисного управления должны являться:

  • мотивирование, ориентированное на антикризисные меры;
  • поддержание оптимизма и уверенности у персонала, предотвращение конфликтов;
  • интеграции по ценностям профессионализма;
  • развитие инициативы в решении проблем развития;
  • корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций.

Стиль антикризисного управления должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.

Важным элементом системы антикризисного управления являются его функции.

  1. Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисного управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса. Можно выделить шесть функций: предкризисное управление; управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.
  2. Важнейшей чертой антикризисного менеджмента является интеграция неформального и формального управления.
  3. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие:

  • предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;
  • ожидание зрелости кризиса для его преодоления;
  • противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов;
  • стабилизация ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
  • рассчитанный риск;
  • последовательный вывод из кризиса;
  • предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.
Ключевые слова: Кризис, Управление
Источник: «Антикризисное управление. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008
Материалы по теме
Групповая готовность управленческой команды к деятельности в кризисных ситуациях
...
Антикризисный менеджмент
Корпоративный менеджмент
Общая схема механизма управления в кризисной ситуации
«Антикризисное управление. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008
Управление кризисом
Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Принципы антикризисного управления персоналом
Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Понятие и научный аппарат психологии управления
Психология управления. Модульный курс [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов...
Правило Парето
Управление временем. Йорг Кноблаух. Хольгер Вёльте
Персонал как объект управления
Кошелев А.Н. — «Управление персоналом. Шпаргалка»
Оставить комментарий