Принципы системы воспитания

Воспитательная деятельность хозяйственного руководителя (менеджера) организуется на основе вполне определенных педагогических принципов. Слово «принцип» происходит от латинского (начало, основа) — исходное положение какой-либо теории, учения, науки. В данном случае мы имеем дело с принципами, разрабатываемыми педагогической наукой.

Принципы отражают и закрепляют в правилах какую-нибудь сторону или закономерность воспитательного процесса. Творческая педагогика не сводит принципы к сумме правил. В принципах она видит прежде всего общий подход, позицию руководителя по отношению к процессу воспитания подчиненных. Вместе с тем в принципах раскрывается деятельность руководителя по формированию вполне определенных качеств подчиненных.

Естественно, принципы не могут декларироваться произвольно, они имеют своей объективной основой закономерные связи и отношения воспитательного процесса, что отражается в цельной системе:

  1. Воспитание тружеников производства в процессе деятельности.
  2. Воспитание в коллективе и через коллектив.
  3. Индивидуальный подход к воспитуемым.
  4. Сочетание высокой требовательности к людям с уважением их личного достоинства и заботой о них.
  5. Опора на положительное в процессе воспитания.

Педагогика исходит из того важного и определяющего положения, что качества людей формируются и развиваются в процессе практической деятельности. Особенно большое влияние на формирование характера человека оказывает труд. Однако следует помнить, что труд воспитывает не сам по себе, а лишь сочетаемый с общечеловеческой моралью. Каковы же конкретные условия, обеспечивающие это условие? Вот важнейшие из них:

Во-первых, необходимо, чтобы работники понимали целесообразность выполняемых ими действий и операций. Труд сам по себе, как простая, непроизводительная трата мускульных сил, не воспитывает. Воспитательное значение труд приобретает в связи с теми социальными целями, во имя которых он совершается. Во-вторых, воспитательный эффект труда повышается, когда он разумно организован, то есть если обеспечивается определенный порядок, дисциплина, определяется объем работ, сроки их выполнения, устанавливается персональная ответственность за порученное дело, осуществляется систематический контроль за количеством и качеством труда. В результате такой организации труда дисциплина перестает быть внешней, она становится внутренней потребностью тружеников. В-третьих, воспитательный эффект труда повышается путем вовлечения работников в цивилизованную конкуренцию. Дух конкуренции стимулирует трудовое рвение работников. При этом следует иметь в виду, что индивидуалистическое рвение в конкуренции мало приносит пользы, оно даже вредно, так как порождает у работников эгоистические наклонности.

Принцип воспитания в процессе деятельности можно правильно понять и осуществить, если рассматривать его требования в тесной связи с реализацией требований других принципов, как органическую часть всего процесса воспитания. Полезно всегда помнить высказывание А.С.Макаренко о том, что труд без идущего рядом образования не приносит воспитательной пользы, оказываемой нейтральным процессом.

Известно, что только в коллективе в сложных и многообразных отношениях его членов возможно подлинное всестороннее развитие личности, ее дарований и способностей, нравственных качеств, физических сил. Научная педагогика обосновывает роль коллектива в воспитании людей. Она рассматривает коллектив не только как цель, но и как важнейшее средство и условие воспитания. Коллектив, следовательно, является не только объектом, но и субъектом воспитания. Он сам оказывает воспитывающее влияние на своих членов.

Коллектив отвечает за действия всех членов, защищает их права и предъявляет к каждому из них определенные требования. Общественное мнение, выражающееся в товарищеской критике непримиримости к нарушителям порядков, правил и норм человеческой морали, оказывает огромное воспитательное воздействие. Сила влияния коллектива находится в зависимости от продолжительности нахождения работника в составе коллектива. Коллектив при кратковременном пребывании работника в его составе не имеет возможности как следует с ним ознакомиться, узнать положительные качества, чтобы опереться на них в воспитании. Поэтому создание постоянных коллективов — важнейшая задача руководства.

Принцип системы воспитания в коллективе и через коллектив предполагает воспитательное воздействие силой коллектива на всех его членов. Чтобы коллектив мог оказывать благотворное влияние на своих членов и выполнять функции коллектива-воспитателя, необходимо правильно его организовать, сплотить, привить всем членам чувство ответственности за общие интересы подразделения, развить у них принципиальность в отношениях друг с другом, не допускающую ложного товарищества и элементов круговой поруки.

Воспитание, рассчитывающее на успех, требует постоянного учета индиврздуальных особенностей подчиненных. Индивидуальный подход к процессу воспитания, как и к обучению, состоит в том, чтобы на основе знания ршдивродуальных особенностей личности работника и специфики их проявления в той или иной конкретной обстановке применять такие средства общественного и индивидуального воздействия на него, которые дают наибольший воспитательный эффект.  

Процесс формирования у работников высоких профессиональных качеств может успешно проходить при условии высокой требовательности воспитателей к воспитуемым.

«Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой формуле определить сущность моего педагогического опыта, — говорил А.С Макаренко, — я бы ответил: «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Требовательность к человеку и уважение его — это две стороны единого процесса. Тот, кто не уважает человека, не может предъявлять к нему высоких требований. Уважение человека связано с верой в его возможности, его силы и способности».

В процессе воспитания, особенно в преодолении отрицательных черт характера, большое значение имеет опора на положительные качества работников. Умение найти в человеке положительное и опереться на него в воспитании дает, как правило, хорошие результаты.

Принцип опоры на положительное в воспитании обязывает руководителей:

  • хорошо знать положительные и отрицательные стороны в жизни коллектива и отдельных работников;
  • подвергать разумной критике отрицательные явления и всячески поддерживать положительное, своевременно одобрять и поощрять усердие людей;
  • рекламировать положительные примеры и на этой основе формировать у работников высокие профессиональные качества.

Успех воспитания часто во многом зависит от того, насколько. В коллективе осуществляется единство воспитательных воздействий со стороны всех руководителей смежных подразделений. Если допускаются противоречия, непоследовательность в требованиях, приказах, распоряжениях, то это ведет к подрыву авторитета руководителей, мешает установлению человеческих взаимоотношений в коллективе, тормозит весь процесс воспитания. Единство и согласованность воспитательных воздействий достигаются путем формирования у всех руководителей единых взглядов по вопросам воспитания, дисциплинарной практики, организации взаимоотношений.

Ключевые слова: Воспитание
Источник: Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Материалы по теме
Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Половое воспитание
Андреева Т.В. - Семейная психология
Воспитание и социализация
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Ценности воспитания
Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Методы воспитания патриотизма
...
Философско-мировоззренческая подготовка школьников
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Технология организации развивающих видов деятельности школьников
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Меры наказания детей
Флоренская Т.А., Диалог в практической психологии
Оставить комментарий