Принципы организации и функционирования политической власти

Суверенитет и легитимность политической власти. Сила любой власти зависит от степени ее организованности. Политическая власть осуществляется специфическими методами и с помощью особых механизмов, она организована и функционирует на основе определенных принципов. В основе функционирования политической власти лежат общепризнанные правила — принцип суверенитета и принцип легитимности.

Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти — главного звена власти политической. Ее верховенство выражается в исключительном праве государства устанавливать в обществе единый правопорядок, определять статус государственных органов, наделять правами и обязанностями граждан, использовать насилие. Сосредоточение политической власти у государства означают его верховенство (в обществе в целом и в политической сфере особенно) по сравнению с другими политическими институтами: политическими партиями, движениями и т.д. Независимость государственной власти предусматривает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами и равноправие с ними.

Суверенитет и независимость государственной власти вовсе не означают ее бесконтрольности перед обществом. Развитие гражданского общества потребовало ограничить суверенитет рамками закона, чтобы власть не была выше закона. Поэтому принцип суверенитета предполагает наличие сильной государственной власти, действующей строго в рамках закона.

Однако власть двойственна. По своей природе властные отношения основываются на взаимосвязи принуждения и согласия.

Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Когда-то образно проблему легитимности бывший президент США Р. Рейган определил формулой: «Танго танцуем вдвоем». Он имел в виду, что демократическая власть предполагает согласие правящих действовать в рамках закона, учитывать интересы граждан, а со стороны населения — обязанность добровольно подчиняться решениям власти.

Термин «легитимность» (legitimite) имел несколько значений. Он появился в начале XIX в. во Франции и практически отождествлялся с термином «legaite» (законность). Его использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно узурпированной. Однако термин «легитимность» не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, являющейся юридическим обоснованием власти, ее норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан.

Легитимность — это символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан. Оно проистекает из убеждения, что власть в стране наделена правом принимать решения, которые ее граждане должны выполнять.

Подобное объяснение вытекает из теории легитимности М. Вебера, включавшего в нее два момента:

  1. признание власти правителей;
  2. обязанности управляемых подчиняться ей.

Следовательно, принцип легитимности власти обеспечивает добровольное согласие граждан подчиняться ее решениям и правомочность применения властью принуждения. Поэтому легитимность — важнейший признак демократической власти, признания ее правомерности как гражданами, так и мировым сообществом. В свою очередь, это оказывается возможным тогда, когда власть опирается но ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества. Даже авторитарные режимы стремятся обеспечить себе некоторые признаки легитимности (например, выборность, народное представительство и др.). Авторитарные лидеры понимают, что власть не может долго опираться на насилие ввиду ограниченности ресурса принуждения, поэтому они стремятся заручиться поддержкой населения.

Современный американский политолог С. Липсет (р. 1922) определил легитимность как способность власти «создавать и поддерживать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими», но не следует полагать, что подобное убеждение разделяют все граждане.

В обществе, естественно, всегда есть социальные группы, не разделяющие политического курса режима и не принимающие его. Однако отражая ценности и предпочтения большинства общества, власть признается наилучшей и ей следует подчиняться, даже несмотря на ее промахи и недостатки.

Следовательно, введение принципа легитимности власти явилось отражением растущей цивилизованности общества. Этот принцип позволяет отличать законно установленную власть (на основе выборов или престолонаследия) от узурпированной, т.е. насильственно захваченной в результате переворота, бунта и т.д. Кроме того, принцип легитимности определяет границы правомерности использования властью насильственных мер. Наконец, международный аспект принципа легитимности состоит в признании неправомерности международным сообществом насильственного изменения государственных границ (захват чужой территории) и соблюдения режимом конкретной страны норм международного права.

Типы легитимности

Убежденность населения в правомерности и справедливости существующих институтов власти, согласие подчиняться их решениям могут достигаться различными способами.

Исходя из того что различные типы властвования добиваются авторитета, используя разные ресурсы, М. Вебер выделил три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический, рационально-легальный. В основу своей классификации он положил мотив подчинения.

Исторически первым типом легитимности власти был традиционный. Это, как заметил М. Вебер, власти    авторитет «вечно вчерашнего», т.е. «авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение». На привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, монархов, царей. Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени, хотя заметно трансформировался. Так, традиционная легитимность королевской власти характерна для ряда стран — Непала, Саудовской Аравии, Омана, Иордании, Кувейта и некоторых других.

По мере того как религия теряла свое значение, а всеобщее избирательное право становилось реальностью, божественное право единоличного правления было заменено достаточно разветвленной системой бюрократии и политических партий. Сдержать рост бюрократизации общественной жизни мог, по мнению М. Вебера, харизматический лидер. «Харизма» в переводе с греческого означает «божественный дар, благодать». Харизматический тип легитимности основывается на вере населения в исключительные качества политического деятеля. Часто образ такого лидера формируется сознательно, при этом используются те образы, настроения и желания, которые преобладают у большей части населения.

М. Вебер распространял харизматический тип легитимности на власть религиозных деятелей (Моисей, Давид, Магомет, Будда), сегодня же его приписывают и светским политическим лидерам. Харизматический тип власти преобладает в переходное время, в периоды реформ. В современных условиях харизматическая легитимность власти сохраняется в большинстве стран Африки, где харизма является формой организованного политического поклонения, т.е. своеобразной политической религией, обожествляющей личность вождя.

Рационально-легальная легитимность   
Рационально-легальная легитимность основана на вере участников политической жизни в справедливость тех правил, на основе которых формируется власть. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотив подчинения населения власти — рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера. М. Вебер отметил одну важную особенность данного типа легитимности, а именно:

господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления... и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами.

Смешанный тип легитимности. В чистом виде названные идеальные типы легитимности на практике не существуют. Они перемешаны, взаимодополняют друг друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности. Так, если взять Великобританию, то в ней доминирует рационально-легальная легитимность, поскольку власть формируется на выборах, а мотивом подчинения власти выступают интерес и вера в справедливость демократических процедур, норм, законов. Но рационально-легальная легитимность дополняется элементами традиционного господства, в частности сохраняющимся институтом монархии.

Идеологическая легитимность. Существуют и другие типы легитимности, например идеологическая легитимность. Ее значение заметно возросло в связи с активным включением в политику многих слоев общества вследствие расширения их избирательных прав, образования партий, а также с развитием средств массовой коммуникации (телевидение, радио, газеты, журналы и т.д.). Идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету (образ, характер, способ группового мышления) народа. Возможности власти заметно возрастают, если она использует господствующие в обществе идеалы.

Ключевые слова: Политика, Власть, Легитимность
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Материалы по теме
Источники легитимности политической власти
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Типы легитимности политической власти
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Основные концепции распределения политической власти в современном обществе
Политология - под ред. Буренко В.И., Журавлева В.В. - 2004
Легитимность политической власти в современной России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Политическая власть в современном обществе
Пусько В.С. (ред.) - Политология. Учебное пособие - 2014
Понятие, структура и функции политической власти
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Легитимность государственной власти
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Политика и власть
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Оставить комментарий