Принципы изучения способностей

Принцип психофизического единства. Одним из основных принципов изучения способностей является принцип психофизического единства. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, «первая связь психики и ее субстрата раскрывается как отношение строения и функции: она, как будет видно дальше, определяется положением о единстве и взаимосвязи строения и функции. Вторая связь - это связь сознания как отражения, как знания с объектом, который в нем отражается. Она определяется положением о единстве объективного и субъективного, в котором внешнее, объективное, опосредует и определяет внутреннее, субъективное». В изучении способностей данный принцип предполагает, что способности как функцию психики необходимо изучать в единстве с функциональными системами, свойством которых они являются. Одновременно способности как объективное качество субъекта не тождественны рефлексии своих способностей субъектом. В сознании субъекта его способности выступают как субъективное отражение объективных способностей. Эта связь объективного и субъективного в способностях подлежит специальному изучению.

Принцип единства способностей и деятельности. Вторым важным принципом является принцип единства способностей и деятельности. Этот принцип раскрывает отношения способностей и деятельности. Согласно данному принципу, деятельность реализуется через способности субъекта, а способности развиваются в деятельности. Деятельность начинает реализовываться на основе имеющихся у субъекта способностей, а в дальнейшем, если требования деятельности превышают наличный уровень развития способностей, деятельность приводит в движение процесс развития способностей.

Внимательный читатель заметит, что в нашей редакции принцип единства способности и деятельности отличается от общеизвестного. Традиционно принцип единства психики и деятельности провозглашает, что способности, «формируясь в деятельности, психике, сознании, в деятельности, в поведении и проявляются». Здесь подчеркивается приоритет внешнего воздействия. Мы же отмечаем, что первичны способности, на основе которых реализуется деятельность. При этом мы соглашаемся с утверждением, что именно в деятельности способности и развиваются. При этом важно подчеркнуть, что развитие идет в соответствии с требованиями, которые деятельность предъявляет к субъекту деятельности, к его способностям. Разные виды и стороны деятельности развивают разные качества субъекта и реализуются с опорой на разные способности человека.

Как отмечает Т.И. Артемьева, развитие способностей человека «происходит в системе общественного разделения труда». В данном утверждении раскрываются общественный характер способностей и общественный механизм их развития и существования. Осваивая деятельность, человек распредмечивает способности, которые заложены в ней, в процессе общественного разделения труда. Процессы опредмечивания и распредмечивания являются существенными элементами предметной деятельности. Под опредмечиванием в философии понимается превращение и переход человеческих деятельностных сил и способностей из формы движения в форму предмета. Под распредмечиванием - переход объективного предмета из его собственной формы в форму деятельностных сил и способностей.

Что стоит за терминами «опредмечивание» и «распредмечивание» в психологическом понимании? Для раскрытия этих понятий обратимся к предметной деятельности. Реализуя цель деятельности, ее субъект осуществляет воздействие на предмет и осуществляет целесообразные превращения. Эффективность этих действий прежде всего будет определяться способностями субъекта деятельности. Можно с полным основанием утверждать, что в результате (предметном) деятельности найдут отражение способности субъекта. Эти способности в процессе деятельности переходят в ее предмет, фиксируясь в предметном результате. Чем выше способности, чем более искусен человек, тем более совершенен результат. Но в этом результате фиксируются не только способности, но и знания субъекта, его умения, понимание задачи.

Более того, в результате фиксируются личностные качества. В качестве примера достаточно привести общеизвестный факт, что почерк человека отражает его характер. При этом следует подчеркнуть, что результат деятельности всегда имеет личностный смысл для ее субъекта. Результат деятельности по замыслу создателя должен всегда быть для чего-то предназначен, иметь конкретную практическую ценность.

То же опредмечивание характерно и для процесса получения знаний. Человек, взаимодействуя с миром, раскрывает свойства предметов этого мира. В получаемых знаниях воплощены способности субъекта, которые обеспечили успешность деятельности по получению знаний. Сам процесс получения знаний направлялся интересами субъекта, его мировидением и миропониманием, преследовал конкретные цели. В знаниях, как и в предметном результате деятельности, зафиксированы способности субъекта, его мотивация, нравственные качества. В генезисе своего происхождения знания имеют выраженный личностный смысл и практическую ценность.

В ходе распредмечивания мы должны провести обратную операцию: узнать, для чего получали эти знания, каких творческих усилий потребовал данный процесс, в каких интеллектуальных операциях он осуществлялся.

Принцип единства потенциальных и актуальных способностей. Данный принцип в определенной мере является конкретизацией принципа единства способностей и деятельности.

Потенциальные способности выступают в двух формах: как способности, «которые уже были реализованы людьми в их деятельности на предыдущих этапах общественно-исторического развития и объективированы (опредмечены) в продуктах этой деятельности»; и как способности, которые были реализованы субъектом в его предыдущих деятельностях, которые стали его качествами, сущностями.

Актуальными способностями будут те способности, которые используются субъектом в конкретной деятельности «здесь и сейчас». Актуальными способности становятся в процессе распредмечивания способностей или в процессе актуализации своих потенциальных способностей. Принцип единства актуальных и потенциальных способностей показывает, что, раз сформировавшись, способности не исчезают, а только переходят из актуальных в потенциальные, становясь содержанием внутреннего мира человека.

Принцип единства способностей и переживания. «Каждое самое простое человеческое действие - реальное физическое действие человека - является неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим, - писал С.Л. Рубинштейн. - Стоит только попытаться обособить переживания от действия и всего того, что составляет его внутреннее содержание... чтобы переживание неизбежно исчезло вовсе... Переживание - и результат и предпосылки действия, внешнего или внутреннего. Взаимопроникая и питая друг друга, они образуют подлинное единство, две друг в друга взаимопереходящие стороны единого целого - жизни и деятельности человека». Единство знания, переживания и действия с психофизиологической точки зрения рассмотрено нами в работе. С учетом того что любая деятельность реализуется через способности человека, мы можем утверждать, что столь же тесно способности связаны с переживанием. Этот методологический принцип должен лежать в основе анализа такого явления, как эмоциональный интеллект.

Принцип конкретности (индивидуальности) в анализе способностей. Этот принцип предполагает, что у каждого индивида способности имеют конкретное, индивидуальное выражение. Люди различны в своих природных дарованиях и в благоприобретенных способностях, полученных в процессе индивидуальной жизнедеятельности. Индивидуальные природные способности дальнейшее развитие находят в индивидуальном жизненном пути человека. По этому поводу еще К. Маркс в своем социологическом анализе проблемы разделения труда писал: «...люди отличаются друг от друга по своим природным способностям, в силу чего они по-разному выполняют разные работы». И далее: «.разделение и распределение самих операций происходит с учетом природных и приобретенных способностей рабочего».

Сейчас в нашей стране не принято ссылаться на Маркса, а жаль. Это крупный социолог, а игнорирование его работ - обратная сторона предыдущего цитирования к месту и не к месту. Остается загадкой, как в отечественной психологии доминирующим стало положение о том, что природных способностей нет, что способности формируются в деятельности и до деятельности не существуют, что природными могут быть только задатки.

Принцип взаимосвязи способностей и внутреннего мира человека. Данный принцип предполагает определение места способностей в системе психической деятельности человека. Как отмечает Т.И. Артемьева, в методологическом плане «постановка вопроса о психической деятельности как регуляторе различий, возникающих в общественном бытии разных индивидов, позволяет думать, что способности есть выражение общего свойства психической деятельности, которое заключается в ее различности у разных индивидов»19. Данное положение проработано нами в работах20. Близкая мысль содержится в работах М.А. Холодной, где она утверждает, что способности человека есть выражение его ментального опыта.

Принцип единства способностей и условий деятельности. Обычно, говоря о способностях, отмечают их влияние на успешность деятельности. Но успешность деятельности зависит и от ее условий. Поэтому методологически будет неверно отрывать способности от условий деятельности. И те и другие определяют успешность деятельности, только в системе «способности - условия деятельности» можно говорить об успешности деятельности.

Игнорирование данного положения ведет к существенным издержкам в практической работе. Приведем лишь один пример. В последние годы стало модным говорить о готовности ребенка к школьному обучению. Основное внимание психологов сосредоточивается на разработке методов определения этой готовности. Но поставим вопрос по-другому: «А готов ли учитель к обучению ребенка, поступающего в школу, такого, каков он есть?». В данной постановке учитель выступает для ученика как фактор внешней среды, определяющий его успех. Конечно, нельзя отрицать определенную степень развития ребенка к моменту поступления в школу, но его школьные успехи будут определяться как его способностями, так и педагогической квалификацией учителя.

Как отмечает К.А. Абульханова-Славская, «ценность деятельности для личности связана, прежде всего, с возможностями самовыражения, применения своих способностей, с возможностями творчества». Готов ли учитель обеспечить процесс такого самовыражения, организовать учебный процесс с опорой на способности ребенка, соблюдая меру соответствия учебных задач и возможностей ученика? Вот в чем заключается суть проблемы школьной готовности.

Ключевые слова: Способности
Источник: Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. — М.: Университетская книга, 2010. — 320 с.
Материалы по теме
Оценка способностей
Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008.
Способности и задатки
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Способности в структуре личности
Чередниченко И.П., Тельных Н.В. - Психология управления
Качественная и количественная характеристика способностей
Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск :...
Природные и социальные предпосылки способностей
Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008.
Диагностика способностей
...
Способности как проявление индивидуального в психике
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Развитие способностей. Сензитивный период
Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск :...
Оставить комментарий