Пренатальное развитие. Новорожденность, младенченство и детство

Период пренатального развития - это период от зачатия до рождения (Г. Крайг).

Созревание будущего младенца происходит в строго контролируемой среде - матке, но даже и здесь внешняя среда оказывает влияние на его развитие. Ожидания и опасения, достаток и лишения, стабильность и потрясения, здоровье и болезни в тех семьях, где предстоит родиться детям, влияют не только на их последующую жизнь, но и на пренатальное развитие.

Большинство врожденных дефектов обусловлено воздействием средовых факторов в течение пренатального периода или во время родов, а также взаимодействием факторов наследственности и среды (Г. Крайг).

Ученые выделяют три главные факторы риска, которые оказывают сильное влияние на весь ход внутриутробного развития: питание, стресс и возраст матери (Р. Кайл).

Тератоген - это специфический фактор, нарушающий нормальное развитие плода (например вирус, химический препарат). Так, краснуха может вызвать умственную отсталость, поражение зрения, слуха, сердечной деятельности; никотин - задерживает рост, влияет на умственные способности; излучение - задерживает рост, вызывает лейкемию, задерживает умственное развитие.

Принципы действия тератогенов:

  1. воздействие тератогенов зависит от генотипа организма;
  2. воздействие тератогенов изменяется на разных этапах внутри-gутробного развития;
  3. каждый тератоген влияет на определенный аспект внутриутробного развития;
  4. повреждение тератогенами не всегда очевидны при рождении, но могут проявиться в дальнейшем.

Новорожденность (0-2 месяца)
С рождения ребенок наделен способностью слышать и видеть, различать вкус и запах, чувствует прикосновение, давление и боль.

Доношенные дети обладают целым рядом врожденных (безусловных) рефлексов, которые помогают ему приспособиться к новым условиям. Это пищевые рефлексы, защитные, ориентировочные. К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы.

Ощущения новорожденного не дифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Так, при резком звуке ребенок прекращает движение, замирает и замолкает. Зрительное сосредоточение появляется на 3-5 неделе.

Сенсорная депривация в этом периоде влечет за собой существенную задержку созревания мозга, а следовательно и психического развития.

Перцептивные, эмоциональные и двигательные возможности интенсивно развиваются у здорового ребенка в ситуациях эмоционально положительного общения с матерью.

Важнейшим психологическим новообразованием кризисного периода новорожденности считается возникновение ответной реакции ребенка - улыбки на обращение матери (близкого взрослого).

В последующие недели складывается комплекс оживления, который служит показателем перехода к младенчеству. Термин «комплекс оживления» введен Н.М. Щеловановым, впервые описан Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой.

Комплекс оживления - особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому, который включает в себя улыбку, вскидывание ручек, перебирание ножками, гуление, вскрики. Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления - основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни.

Младенческий возраст (от 1-2 месяцев - до 1 года)
Ведущая деятельность младенческого периода - непосредственно эмоциональное общение (по Д.Б. Элъконину) или ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной).

Период от рождения до года - подготовительный этап развития речи. Формируется речевой слух, дыхание, артикулирование звуков, интонирование, звуковое подражание. Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов: крик, гуление (в 4 месяца издает протяжные гласные звуки). В 6 месяцев появляется лепет - повторные слоги в ответ на обращение взрослого. К 9 месяцам складывается автономная речь (ребенок использует устойчивые звукосочетания, равные по смыслу предложению).

Пассивная речь (пассивное владение словом, понимание речи) опережает в своем развитии активную речь. Если в первые месяцы жизни речь взрослого воспринимается ребенком как передача эмоционального состояния, то во втором полугодии складываются условия для ситуационного понимания речи. Активный словарь ребенка 11-12 месяцев от 4-5 до 30-40 слов.

Вторая половина младенчества характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, ребенок из потенциального становится реальным субъектом общения.

Развитие познавательных психических процессов и действий
В первом полугодии жизни интенсивно совершенствуется восприятие ребенка, развиваются сенсорные системы. Сенсорика опережает развитие моторики. Уже к 3-4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от таковых у взрослых людей. Младенцы хорошо различают цвета, формы, объемы, чувствительны к новизне.

Во втором полугодии складываются особые ориентировочные действия, направленные на обследование окружающего пространства и предметов. Ребенок открывает связь между собственным действием и результатом. Начинает развиваться пространственное восприятие, в частности восприятие глубины.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений. Формируются первоначальные формы наглядно-действенного мышления.

Движения рук младенца направлены к предмету, ощупывание предмета появляется на 4-м месяце. В 5-6 месяцев ребенок может схватывать предмет. Хватание — первое целенаправленное действие, является основой манипуляции с предметом. После 7 месяцев развиваются «соотносящие» действия. После 10 месяцев - первые функциональные действия. К одному году ребенок встает на ноги. На протяжении этого возраста наблюдается эмоциональное развитие. Первым механизмом памяти является узнавание, после 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа.

Основные психологические новообразования первого года жизни:

  • освоение вертикальных поз сидения и стояния;
  • зрительно-моторные манипуляции;
  • формирование потребности в общении;
  • формирование фонетического слуха (по В.Г. Каменской).

Возросшие сенсорные и двигательные возможности ребенка вступают в противоречие с системой отношений к нему, как к слабому и беспомощному существу, что порождает кризис первого года жизни.

Младенцы, у которых родители сохраняют прежние отношения с ними, не признавая новых черт в их поведении и появившегося стремления к самостоятельности, отличаются повышенной раздражительностью и высокой тревожностью. В дальнейшем после выхода из кризиса они характеризуются недоверием к своим возможностям и своему окружению.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Основная потребность ребенка раннего возраста - познание окружающего мира через действия с предметами.

Форма общения - ситуативно-деловое общение, которое представляет собой деловое сотрудничество со взрослыми по поводу действий с предметом.

Ведущая деятельность раннего возраста - предметно-орудийная деятельность. Особенно значимыми для психологического развития считаются орудийные и соотносящие действия (пить из кружки, рисовать карандашом, складывать матрешку, вкладывать фигурки в отверстие). Вначале взрослый знакомит ребенка с основной функцией предмета. Однако большое значение в психическом развитии раннего возраста имеет и использование полифункциональных предметов (так кубик может стать хлебом или утюгом). Замещающее действие свидетельствует о зарождении знаковой формы сознания. Способность к замещению рассматривается как одна из предпосылок развития игры.

Зарождение новых видов деятельности
Внутри ведущей предметной деятельности начинают складываться новые виды деятельности. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Предметная игра - одна из ранних форм игры, представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей. Затем она перерастает в сюжетно-отобразительную (И.В. Шаповаленко), когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения в повседневной жизни. В конце 2-ого года жизни ребенок воспроизводит действия конкретного взрослого из своего окружения.

Рисование проходит несколько стадий: каракули; узнавание предмета в случайном сочетании линий; изображение по замыслу.

Развитие познавательных психических процессов

Восприятие ребенка в раннем детстве вплетено в ведущую деятельность.

Зрительное восприятие носит непроизвольный и избирательный характер. Затем накапливается запас представлений о свойствах предметов, становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу - по форме, величине, цвету.

Внимание и память носят в основном непроизвольный характер и вплетены в деятельность.

Мышление в этом возрасте наглядно-действенное.

Раннее детство - сензнтивный период для развития речи. Речь начинает выступать как основное средство познания. К 2 годам активный словарь ребенка составляет 200 слов, а к 5 годам - примерно 1200-1500 слов. После 1,5 лет появляются двухсловные предложения. К 3 годам - предложения полные и распространенные.

Психологические новообразования раннего детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.

Кризис 3 лет протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания. Проявляется потребность в реализации и утверждении собственного «Я» («Я сам»). Симптомы кризиса (по Л.С. Выготскому): негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест, обесценивание, деспотизм.

У детей начинает формироваться воля и автономия (независимость и самостоятельность).

Чувство стыда и неуверенности возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают попытки самостоятельности.

Ключевые слова: Развитие, Дети
Источник: Усова, Е. Б. Возрастная психология - Мн.: Изд-во МИУ, 2009.
Материалы по теме
Психоаналитические теории детского развития
Слободчиков В.И., Психология развития человека
Общие особенности психопатологии детского возраста
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Выявление и устранение трудностей в обучении математике у детей с ЗПР
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Теория конвергенции двух факторов В. Штерна
Смирнова Е.О., Детская психология
Развитие мозга у детей
...
Агрессивность у детей до трех лет
Раттер М., Помощь трудным детям
Эмоциональное развитие детей раннего возраста
Абдурахманов Р.А., История психологии
Развитие речи в раннем детстве
Урунтаева Г.А., Детская психология
Оставить комментарий