Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко). Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики - её изменение в процессе деятельности, общении, познании (по Г.Д. Марцинковской).

Объект изучения возрастной психологии - развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачи возрастной психологии:

  • Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека.
  • Периодизация психического развития в онтогенезе.
  • Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.
  • Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.
  • Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
  • Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.
  • Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях.
  • Возрастная и клиническая диагностика.
  • Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.
  • Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др. (по И.В. Шаповаленко).

Связь возрастной психологии с другими науками:

  • медициной;
  • философией;
  • этнографией;
  • искусствоведением;
  • социологией;
  • социальной психологией;
  • общей психологией;
  • дифференциальной психологией;
  • патопсихологией;
  • педагогической психологией и др.

Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития:
- Метод наблюдения
- Эксперимент:

  • лабораторный;
  • естественный;
  • констатирующий;
  • формирующий;

- Вспомогательные методы исследований:

  • беседа;
  • интервью;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества);
  • проективные.

- Сравнительные методы исследования:

  • близнецовый;
  • сравнение нормы и патологии;
  • кросс-культурный;
  • биографический.

- Социометрические методики.

Схема построения эмпирического исследования:
Метод поперечных срезов (одновременное сравнение людей разного возраста).
Метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.
Ключевое понятие возрастной психологии - понятие «развитие». Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Созревание - важнейший фактор развития. Созревание - психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. Разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития.

Различают нормативное психическое развитие и индивидуальное.

Возрастная психология сформировалась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX века. Во II половине XIX века сложились объективные предпосылки для выделения детской психологии как самостоятельной отрасли психологической науки:

  • потребности общества в новой организации системы образования;
  • прогресс идеи развития в эволюционной биологии;
  • разработка объективных методов исследования в психологии.

Возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребёнка, однако запросы современного общества, новые достижения психологической науки, позволившие каждый возраст рассматривать с позиции развития, сделали очевиднойнеобходимость целостного анализа онтогенетического процесса и междисциплинарных исследований.

Исторический анализ понятия «детства» дан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Так, в средневековой Европе взрослые относились к детям, как к младенцам, вплоть до 6-7-летнего возраста. После этого детей уже считали маленькими взрослыми и приучали к взрослым разговорам, шуткам, еде и др. (Г. Крайг). Детство, будучи социально-культурным феноменом, носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства состоит в подготовке человека к взрослой самостоятельной жизни и труду (Д.И. Фельдштейн).

В.Т. Кудрявцев выделяет три исторических периода детства (исходя из схемы Д.И. Эльконина):

  1. Квазидетство - на ранних этапах человеческой истории, когда детское сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность (первобытное детство).
  2. Неразвитое детство — мир детства выделен и перед детьми возникает новая социальная задача - интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя функцию моделирования деятельности взрослых (детство в Средние века и Новое время).
  3. Развитое детство — складывается тогда, когда смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны (современное детство). Современное развитое детство предполагает творческое освоение культуры как открытой многомерной структуры.
Ключевые слова: Возраст
Источник: Е.Б. Усова. Возрастная психология - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Структура возрастного кризиса
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Тридцатилетие: кризис неоправданных надежд
Титаренко Т.М., Испытание кризисом
Методики определения психологического и социального возраста
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Интеллект в пожилом возрасте
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Характеристика подросткового возраста
Крутецкий В.А., Психология подростка
Возрастное развитие психики
Коломинский Я.Л., Основы психологии
Возрастные особенности творчества
Николаева Е.И., «Психология детского творчества. 2-е изд.»: Питер; Санкт-Петербург; 2010...
Возрастная динамика завистливости
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Оставить комментарий