Само название «юридическая психология» (от лат. juris — право и греч. psyche — душа, logos — учение) свидетельствует о том, что она включает в себя различные знания из области психологии и юриспруденции, синтезируя их в новую прикладную науку. В свою очередь, каждая область прикладной психологии всегда реализовала и реализует систему и положения общей психологии в приложении их к различным видам человеческой деятельности.
Так, один из основоположников отечественной юридической психологии — А.Р. Ратинов отмечал:
Правовая теория никогда не отказывалась от использования данных психологии. Реальная потребность в этом была столь очевидна и настоятельна, что она вынуждала юристов в научных исследованиях прибегать к указаниям общей психологии, которые прилагались и приспосабливались к решению правовых вопросов либо к самостоятельному психологическому изучению и обобщению следственной и судебной практики и разработке на этой основе психологических рекомендаций.
Общей психологией, как известно, исследуются наиболее общие закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй, характеризующий психические процессы, состояния, образования и свойства человека.
1. Психические процессы — это элементарные психические явления, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Поскольку психическое существует как живой, предельно пластичный, непрерывный, формирующийся и развивающийся процесс, который порождает те или иные результаты (например, чувства, образы, мыслительные операции и т.п.), психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности и подразделяются на:
- познавательные (ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь);
- эмоциональные (эмоции и чувства);
- волевые (воля).
Любой психический процесс выполняет функции отражения и регулирования. При этом можно выделить процессы с преобладающей функцией отражения (познавательные процессы) и психические процессы с преобладающей функцией регулирования (эмоции и воля).
2. Психические состояния более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться в течение нескольких часов, дней или даже недель), более сложны по структуре и образованию, поскольку могут быть кратковременными, ситуативными, устойчивыми, личностными, и подразделяются на:
- мотивационные (желания, интересы, влечения, страсти);
- эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация);
- волевые состояния — инициативность, целеустремленность, решительность, настойчивость (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).
3. Психические образования — это то, что становится результатом работы психики человека, его развития и саморазвития. К ним следует отнести приобретенные знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.
4. Психические свойства — типичные для данного человека особенности его психики, включающие:
- направленность — иерархию потребностей и устойчивых мотивов поведения, ценностных ориентаций (к чему стремится человек?);
- характер — обобщенные способы поведения, тип адаптации к среде (как относится человек к окружающей его среде, людям, делу, собственности, себе?);
- темперамент — индивидуальные особенности психической деятельности, обусловленные врожденным типом высшей нервной деятельности (как проявляется человек?);
- способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности (что может человек?).
Постоянство психических процессов в деятельности любого специалиста, согласно общепсихологическим исследованиям, формирует переход от психического процесса к состоянию и далее — к образованиям, свойствам личности, слагающих ее структуру.
Вместе с тем в области общественных отношений, регулируемых нормами права, мир психических явлений (процессов, состояний, образований и свойств) приобретает не общепсихологические, а специфические черты. Их проявление носит характер объективных психических закономерностей, и эта специфика настолько значительна, что вся система юридической психологии, ее категориальный (понятийный) аппарат структурируется в зависимости от логики правового регулирования и правовых факторов. Поэтому, определяя предмет юридической психологии, можно сказать, что его составляют психические явления в сфере правовой деятельности, или, точнее, психологические особенности и закономерности психики людей, деятельность которых связана с нормотворчеством, нормоприменением, следованием правовым нормам или нарушением норм права. Решая проблемы психологического обеспечения правовой деятельности, юридическая психология целенаправленно и оперативно использует возможности психологии, ее методов, средств для успешного решения юристами профессиональных задач.
Такое психологическое обеспечение выполняет ряд взаимосвязанных функций, в числе которых:
- образовательная — вооружение юристов необходимым объемом психологических знаний, умений и навыков;
- концептуальная — достижение корректного отношения к учету психологии в деятельности;
- научно-ориентирующая — формирование адекватных современным знаниям научных критериев оценки других людей;
- регулятивная — создание соответствующей профессиональной мотивации и побуждений к использованию психологически эффективных форм, методов и приемов деятельности;
- превентивная — предупреждение от психологических ошибок, отрицательных психологических последствий.
Эффективное психологическое обеспечение деятельности юристов необходимо сочетать с преодолением у части из них барьеров нигилистского отношения к возможностям юридической психологии, предубеждения к науке и научным данным, пассивности к инновациям и новым методам работы.