Предмет, объект, основные понятия психологии кризисных и экстремальных ситуаций

Психология кризисных и экстремальных ситуаций — отрасль психологии, предметом которой являются: экстремальные и кризисные состояния и переживания; особенности функционирования психики в экстраординарных условиях; механизмы психической травматизации; этиологические факторы развития психических нарушений вследствие психотравматизации; детерминанты психической устойчивости в экстремальных и кризисных ситуациях.

Объектом психологии кризисных и экстремальных ситуаций является психическая деятельность, как правило, здорового человека, переживающего необычную, сверхсильную, предельную по интенсивности ситуацию, т. е. речь идет о:

  1. людях, волей обстоятельств (случайно) переживающих экстремальные и чрезвычайные ситуации, попавших в опасные и особо опасные условия природного, техногенного и антропогенного или социального характера;
  2. родственниках пострадавших, которые также часто подвержены психической травматизации и нуждаются в психологическом сопровождении;
  3. свидетелях происходящего, так как социальный характер функционирования человека приводит к тому, что переживания за судьбу пострадавших вызывает возникновение экстремальных психических состояний и у людей, непосредственно не находящихся в опасных условиях;
  4.  специалистах, чья производственная деятельность проходит в опасных и особо опасных техногенных и природных условиях, в условиях высокой вероятности возникновения экстремальных и чрезвычайных ситуаций и которым необходима психологическая помощь при адаптации к таким условиям и для предупреждения негативных последствий;
  5. специалистах специально организованных служб, целью которых является предупреждение экстремальных ситуаций, минимизация ущерба и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (спасатели, пожарные, военнослужащие, сотрудники МВД, медики);
  6.  людях, занимающихся так называемыми экстремальными видами спорта и отдыха, которых привлекают опасные природные и техногенные условия, дающие возможность переживания экстремальных психических состояний. Они стремятся попасть в опасные и особо опасные условия, часто сталкиваются с экстремальными ситуациями и создают чрезвычайные ситуации ради получения удовольствия;
  7. людях с кризисными ситуациями, которые могут возникать у всех категорий гражданского населения (особенно часто — у мигрантов), и специалистов, работающих в опасных и особо опасных условиях. Сложность деятельности психолога заключается в том, что он сталкивается не только с индивидуальными жизненными кризисами человека, но и с социальными кризисами — от малых (семья, профессиональный коллектив) до больших социальных (государство, этнос, межконфессиональные отношения, церковь), связанных с этнической или конфессиональной идентичностью человека, как на месте его постоянного проживания, так и в процессе миграции;
  8. людях, у которых экстремальные и кризисные ситуации переплетаются в почти динамическое целое. Это, как правило, пациенты с тяжелыми соматическими, в том числе онкологическими, заболеваниями, стигматизирующими заболеваниями, а также их родственники.

Подход к объекту как здоровому человеку определяет сферу деятельности психолога, работающего в области кризисных и экстремальных ситуаций, и требует от него знания не только разных разделов психологии, но и многих гуманитарных наук, таких как социология, культурология, антропология. Однако переживания и поведение людей в экстремальных и кризисных ситуациях правомерно описывать именно с позиций клинической психологии, соприкасающейся со сферой медицины, в том числе психиатрией. У человека в таких ситуациях отмечаются психические состояния и реакции, лежащие на грани патологии и даже переходящие эту грань, а исходом ситуаций могут быть не только их благоприятное разрешение, но и патологические состояния, болезнь, травма, порой несовместимая с жизнью. Перед психологом стоит задача не только правильно диагностировать симптомы реагирования, но и оценивать их место в патогенезе или санатогенезе реагирования и переживания ситуации, что требуется для определения необходимости психологической помощи, ее объема и направления.

Кроме многоуровневых функций человека, объектом психологии кризисных и экстремальных ситуаций также являются системы природных, техногенных, социальных явлений, в которых человек — неотъемлемый элемент систем в той части, в которой данные системы являются лимитирующими, определяющими прохождение человеком изучаемых ситуаций и исход для него. В то же время человек определяет исход данной ситуации для системы, что является подразделом психологии обеспечения деятельности человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Несмотря на то что сферой интересов психологии постоянно являются именно проблемные, в том числе и наиболее сложные, часто неразрешимые, иногда лежащие за пределами человеческих возможностей ситуации, четкая описывающая их понятийная база отсутствует. Существует несогласованность в использовании основных определений. Большинство исследователей достаточно вольно трактуют термины экстремальная, опасная, особо опасная, чрезвычайная, трудная, кризисная, ситуация, среда, состояние (различные трактовки этих понятий будут представлены далее в учебнике в соответствующих главах). Нередко различные сочетания этих слов рассматриваются как синонимы. Часть определений, предложенных и зафиксированных в правовых и нормативных документах, отражают устоявшуюся норму в области профессиональной деятельности, не относящейся к психологии (имеют сленговое значение, существенное только для определенной профессиональной группы, не отражающее сути уникальных свойств данных явлений в психологии). С позиции спасателей, врачей, пережить кризисную или экстремальную и даже чрезвычайную ситуацию — это выжить, сохранить жизнь и здоровье, возможно получив ущерб от взаимодействия с вредоносными факторами. С точки зрения психолога, переживание ситуации — это прежде всего сложная и интенсивная психическая деятельность, часто с непредсказуемым результатом.

Вместе с тем дифференциация указанных выше понятий необходима для объективации субъективных переживаний человека, пребывающего в особой ситуации и далеко не всегда способного в полной мере рефлексировать происходящие в нем изменения.

Рассмотрим основные понятия, позволяющие выделить специфику взаимодействия человека со средой в процессе его жизни и деятельности.

Жизненные ситуации есть совокупность значимых для человека событий и связанных с ними потребностей, ценностей и представлений, влияющих на его поведение и мировоззрение в конкретный период жизненного цикла.

Понятие «ситуация» отражает сложную систему активного взаимодействия и взаимовлияния человека и среды.

Категория «ситуация» (от лат. situs — «позиция, положение») в контексте различных психологических подходов рассматривается:

  • в рамках ситуационно-событийного анализа жизненного пути человека,
  • в связи с рассмотрением проблем социального взаимодействия (поведения),
  • в связи с изучением проблем и закономерностей психического развития.

В первом случае под ситуацией понимается жизненная ситуация «как фрагмент среды, т. е. внешних объективных обстоятельств жизнедеятельности, с которыми непосредственно контактирует человек» (Коржова Е. Ю., 2002, с. 24).

Во втором случае — при изучении факторов, определяющих поведение человека, ситуация понимается как система объективных и субъективных элементов, объединяющихся в жизнедеятельности субъекта в определенный временной период, т. е. подразумевается, что ситуация включает в себя самого человека, с его индивидуально-психологическими особенностями, отношением к происходящему, переживаниями и активным взаимодействием с внешними обстоятельствами.

В третьем случае — при рассмотрении проблем психического развития — наиболее часто применяется понятие «социальная ситуация развития», введенное Л. С. Выготским. Л. С. Выготский социальной ситуацией развития называл «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественные новообразования, возникающие к его концу. При таком рассмотрении среда является не условием развития, но его источником, обеспечивающим формирование специфических человеческих свойств. Единство внутренних процессов и внешних условий делает допустимым в понятии “социальная ситуация развития” разнокачественных моментов биологической и социальной природы: сдвиги, происходящие в организме; изменения в содержании деятельности, общественном положении и структуре социальных ролей; перемены в структуре общения и круге “значимых других”, на которых индивид ориентируется; развитие психических процессов и способностей; сдвиги в мотивационной сфере и ценностных ориентациях» (Кон И. С., 1978).

Все многообразие жизненных ситуаций сводится к нормальной (или привычной) ситуации, ситуации рекреации, трудной, экстремальной, чрезвычайной и кризисной ситуации.

В нормальных жизненных ситуациях человек поддерживает уровень гомеостаза, физического, психического, душевного, отражающий уровень адаптации к условиям существования. Человек реализует традиционный уровень эффективности жизнедеятельности и вовлечен в традиционные виды деятельности. Устоявшейся, или нормальной, жизненной ситуации можно посвятить не одну книгу, она является полем интересов практически всех подразделов психологии, определяющих норму жизнедеятельности человека. Нам придется ее касаться, но как точки отсчета особенностей изменения психических процессов в других интересующих нас ситуациях. Определить понятия нормы, как и здоровья, адаптированности, достаточно сложно, так как приходится обращаться к не имеющим четких критериев категориям, обусловленным не только субъективным ощущением человека, эффективностью жизнедеятельности и деятельности, зависящим от культурных или производственных традиций и временных периодов жизни.

Ситуации рекреации (отдыха) крайне важны для восстановления физиологического и психического гомеостаза человека. Процессы, происходящие в таких ситуациях и условиях, обеспечивающие восстановление функций, интересны, так как используются для коррекции и в рамках терапии при оказании помощи пострадавшим, и при восстановлении внутренних ресурсов человека после деятельности в экстремальных ситуациях и выжившим в чрезвычайных ситуациях, и будут рассмотрены в соответствующих параграфах.

Трудная жизненная ситуация — ситуация, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни. В итоге он не в состоянии удовлетворить свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни. Трудные ситуации возникают тогда, когда нарушается упорядоченность течения жизни человека. Для всех трудных жизненных ситуаций характерна ломка жизненного стереотипа, нарушение устойчивости привычного образа жизни, необходимость существенных изменений. Анализ трудных жизненных ситуаций возможен с позиций внешнего наблюдателя и с позиций внутренней реальности.

О наступлении трудной, или проблемной, жизненной ситуации свидетельствуют: 1) неадекватность алгоритмов привычного социального поведения; 2) нарушение текущей социальной деятельности; 3) неопределенность перспектив развития событий; 4) возникновение новой системы требований к субъекту; 5) возникновение стрессовых состояний человека. Соответственно, человек в такой ситуации не может полноценно функционировать, и ему приходится изменять свое поведение. Это требует от индивида изменения активности при выборе стратегии, средств и способов деятельности, направленной на достижение желаемого результата, но в целом такие ситуации не содержат непосредственной угрозы человеку. Субъекту необходимо понять природу напряженности жизненной ситуации, связанной с противоречиями между его различными интересами, а также сделать выбор между его собственными интересами и интересами других людей.

Частными вариантами трудных жизненных ситуаций являются экстремальные и кризисные ситуации. Принципиально важно различать трудные и кризисные ситуации.

Кризисная ситуация определяется как взаимодействие субъекта со средой, при котором субъект сталкивается с невозможностью дальнейшего успешного функционирования без существенной ценностно-смысловой перестройки, требующей интенсивной душевной работы. Кризис (др. греч. Kplrnq — «решение», «поворотный пункт», «переходный период», «перелом») — состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными условиям существования. Мы рассматриваем психологический кризис как состояние индивида, возникающее вследствие ощущения внутреннего тупика, который блокирует привычное течение жизни и требует принятия важных решений, кардинально меняющих жизненную ситуацию.

Психологический кризис характеризуется внезапно возникающим (под влиянием экстремальных внешних факторов или созревания внутренних условий) чувством утраты смысла жизни, важнейших ориентиров и ценностей, восстановление которых невозможно без коренной реконструкции личности, и сопровождается крайне интенсивными внешне выражаемыми и внутренне ощущаемыми эмоциями.

Экстремальная ситуация, напротив, не всегда носит личностный характер и не обязательно требует личностного реагирования, связанного с сущностной перестройкой системы отношений. Она преимущественно может быть охарактеризована как чрезмерное давление на индивида внешних обстоятельств (в самом широком смысле), требующее значительного включения внутренних ресурсов, интенсивных переживаний, но не обязательно представляющая собой поворотный пункт в его жизненной истории. В отличие от кризисной, в экстремальной ситуации личность может не претерпевать кардинальных изменений. К таким обстоятельствам могут относиться чрезмерная скорость изменения внешней ситуации или угроза жизни. Последствиями таких превышающих возможности человека воздействий на его психику могут стать разнообразные острые или хронические расстройства психогенного характера.

Чрезвычайные ситуации, в отличие от кризисных и экстремальных, проявляющихся как внутреннее состояние человека, характеризуются сверхсильными внешними воздействиями, исключающими возможность человека (организма, психики, личности) выживать, противостоять, приспосабливаться к ним.

Индивидуальные характеристики психического состояния человека в случае сверхсильных внешних воздействий могут нивелироваться, и в связи с этим ситуации, сопряженные с наличием сверхсильных воздействий, таких, например, как землетрясение, извержение вулкана, цунами, ядерный взрыв, заблокированное пребывание в горящем или тонущем автомобиле и т. п., могут описываться исключительно языком так называемых объективных обстоятельств. Совладание с такими обстоятельствами и (или) их последствиями неподвластно человеку и становится преимущественно делом не индивидуальным, а социальным.

Разрешение экстремальных ситуаций, выживание в чрезвычайных ситуациях, переживания и разрешение кризисных ситуаций требуют максимального напряжения сил и сопряжены с особыми внутренними состояниями людей — экстремальными психическими состояниями (Учебное пособие..., 2017а).

Особо следует подчеркнуть, что предельность этих состояний определяется не столько интенсивностью внешне выражаемых и внутренне ощущаемых эмоций, сколько тем масштабом душевных затрат, которые необходимы для сохранения целостности и идентичности личности, поставленной в такое состояние необходимостью выбора сохранения себя и выполнения функций по разрешению ситуации.

Вместе с тем именно предельность экстремальных и кризисных состояний делает их потенциально психотравмирующими. Психотравмирующая ситуация — это экстремальная или кризисная ситуация, обладающая потенциально психотравмирующими свойствами, т. е. характеристиками, потенциально нарушающими аутопластическую адаптацию человека, приводящими к болезненным проявлениям, провоцирующим нарушения в психическом и личностном развитии. В экстремальных и кризисных ситуациях в случаях, когда не хватает ресурсов, необходимых для результативного функционирования психики и разрешения задачи самосохранения и обеспечения деятельности, возникает состояние, аналогичное повреждению организма, — травма.

Психическую травму мы определяем как внутреннее состояние, характеризующееся нарушением аутопластической адаптации, возникающее вследствие значительного дисбаланса воздействий и психических возможностей индивида. В этой связи психотравму следует рассматривать как результат патогенного переживания экстремального состояния или кризиса, что и определяет их особое место на грани нормы и патологии, здоровья и болезни.

Деление переживаний людей, находящихся в чрезвычайно трудной жизненной ситуации, на экстремальные и кризисные состояния весьма условно. В действительности зачастую при описании переживаний человеком подобных ситуаций могут присутствовать элементы и «экстремальности», и «кризисности». С позиции психологии важным является субъективная составляющая, т. е. то, как человек переживает ситуацию: как трудную, как экстремальную — угрожающую жизни или здоровью, как чрезвычайную — лежащую за пределами его возможностей, как кризисную — требующую изменения себя. В то же время существует объективная составляющая ситуации, отражающаяся в вероятности определенного исхода для ее участников. Не менее важным является оценка психологом адекватности переживаний ситуации, что позволяет дифференцировать нормальные и патологические формы реагирования человека.

В связи с этим от психолога требуется очень точное различать:

  •  когда переживания являются проявлением эффективной психической деятельности человека и несмотря на высокую их интенсивность и тяжесть симптоматики необходимым компонентом, ведущим к благоприятному разрешению ситуации, отражают создание необходимых для преодоления таких ситуаций продуктов, формированию позитивного опыта. Помощь в данном случае не нужна;
  • когда переживания отражают возникновение психической травмы, нарушение психической деятельности и запуск аварийных защитных форм реагирования, направленных на преодоление психической травмы. Требуется помощь по снижению страдания, профилактика нарушения процесса преодоления;
  • когда переживания отражают запредельные состояния и психика не способна самостоятельно справиться с полученными чрезвычайными воздействиями, — при этом отмечается полная потеря контроля состояния и поведения. Оказание помощи требуется обязательно.
Ключевые слова: Экстремальные ситуации, Кризис
Источник: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под П86 ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. — 748 с.
Материалы по теме
Синдром профессионального выгорания у специалистов экстремального профиля
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Болезнь как кризисная ситуация
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Понятие «выживание»
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Личностный кризис
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Кризис семи лет
Абдурахманов Р.А., История психологии
Подростковый кризис глазами детей и взрослых
Титаренко Т.М., Испытание кризисом
Кризис трехлетнего возраста у ребенка
Психология развития (детство, юность, молодость): история и проблематика : учебное пособие...
Беременность как кризисная ситуация
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Оставить комментарий