Термин «психология» состоит из двух древнегреческих слов: «psyche» — душа, «logos» — наука, учение, то есть психология — это «наука о душе».
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую девушку Психею. Афродита была недовольна выбором сына и приложила все усилия, чтобы разлучить влюбленных. Однако Эрот и Психея преодолели все преграды, их любовь победила. Для греков этот миф был образцом истиной любви, высшей реализацией человеческой души. Психея стала символом души, ищущей свой идеал.
Само слово «психология», хотя и встречалось в литературе еще в X веке, но как обозначение науки о душе было введено немецким философом X. Вольфом только в XVIII веке (в книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология»). Психология — молодая отрасль знаний, которая выделилась в самостоятельную науку в середине XIX века. Она динамична и перспективна, поскольку отвечает на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики. Современная наука использует слово «душа» как синоним термина «психика».
Психология - наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.
В свою очередь, психика — это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Сознание — высшая форма психики человека, продукт общественно-исторического развития.
Известный психолог конца XIX — начала XX века Г. Эббингауз писал:
«У психологии огромная предыстория и короткая история»
. Под историей имеется в виду период становления психологии, который ознаменовался выделением ее из философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода.
В истории психологии можно выделить следующие основные этапы изучения психического:
- развитие представлений о психических явлениях в рамках учения о душе (с древности до XVII века);
- развитие представлений о психике в философских учениях (начало XVII века — середина XIX века);
- развитие психологических знаний в системе психологии как самостоятельной науки (с середины XIX века по настоящее время).
Предмет изучения современной психологии — психические процессы, психические состояния, психические свойства личности (схема 1).
Психические процессы включают три основные стороны душевной жизни: познание, чувства и волю. К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение; с их помощью мы постигаем мир и самих себя. Чувства, эмоции отражают переживание человеком отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей жизни. Воля обеспечивает регуляцию поведения.
Психические состояния личности — целостные ее проявления, отражающие общий внутренний настрой, характеризующий уровень ее активности. К ним относятся, например: любознательность, собранность, рассеянность, пассивность, уверенность и т. д.
Психические свойства личности — устойчивые психические ее особенности: направленность, мотивация, темперамент, характер, способности.
Единство всех сторон психической жизни человека проявляется в его активности — основе поведения и взаимодействия с окружающей средой. Важнейшей формой активности является деятельность. Ее основные виды: общение, игра, учение и труд.
В деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности.
Итак, психология — наука, изучающая закономерности проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности.
Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, выражающуюся в поведении и деятельности.
Поэтому основными задачами современной психологии являются:
- изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;
- анализ формирования и развития психических явлений в деятельности и в условиях жизни в целом;
- изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений;
- содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику.
Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и особенности развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора, учитывающего широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств человека, проявляемых в его жизнедеятельности. В настоящее время психология имеет достаточно разветвленную структуру, охватывающую различные аспекты изучения жизнедеятельности человека в системе государственного управления, образования, медицины, спорта и т. д.