Право собственности на информационные ресурсы

Собственниками информационных ресурсов могут быть физические и юридические лица, Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются общими нормами гражданского законодательства. Закон конкретизирует общие нормы применительно к данному объекту. Так, в силу ст. 6 Закона об информации физические и юридические лица являются собственниками тех документов и массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми предусмотренными законодательством правами. Он устанавливает правила обработки информационных ресурсов, защиты, доступа к информации и т. п.

Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав имущества, и на них распространяются все нормы правового режима имущества хозяйствующего субъекта (касающиеся оценки, учета, погашения стоимости и др.). Государство имеет право выкупа документированной информации, находящейся в частной собственности, в случае отнесения ее к государственной тайне.

Государственные информационные ресурсы могут находиться в ведении:

  • федеральном;
  • совместном и субъектов РФ;
  • субъектов РФ.

Специфика государственных информационных ресурсов предопределила установление специального правового режима их сбора, систематизации, хранения и использования. В отношении информационных ресурсов Москвы эти вопросы решаются Законом г. Москвы от 24 октября 2001 г. № 52 «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы». В частности, информационные ресурсы Москвы подлежат учету путем регистрации содержащих эти ресурсы информационных систем (баз данных) в едином Реестре информационных ресурсов и систем г. Москвы1. В Положении о данном Реестре определены обязанности операторов информационных систем, порядок доступа к содержащимся в нем сведениям. В Московской области эти вопросы решаются в соответствии с Законом Московской области от 11 февраля 2001 г. № 21/2001-03 «О создании органами государственной власти Московской области информационных ресурсов и систем и их использовании».

Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Органы государственной власти формируют государственные информационные ресурсы в пределах своей компетенции в порядке, определяемом Правительством РФ. Например, Росстат занимается сбором и систематизацией статистической информации различных видов.

В организационном плане упорядоченная совокупность государственных информационных ресурсов является информационной системой. Информационные системы формируются по различным направлениям хозяйственной деятельности и часто представляют собой кадастры.

Например, Государственный кадастр отходов формируется в соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Он включает федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов разных видов.

Государственные информационные ресурсы могут формироваться в виде различных регистров и реестров. Так, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц аккумулируются в Едином государственном реестре юридических лиц. Единый государственный реестр юридических лиц ведется регистрирующим органом (ФНС РФ) в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 4381.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Единый государственный реестр налогоплательщиков ведется Федеральной налоговой службой.

Специфика государственных информационных ресурсов предопределила установление специального правового режима их сбора, систематизации, хранения и использования. В отношении информационных ресурсов Москвы эти вопросы решаются Законом г. Москвы от 24 октября 2001 г. № 52 «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы».

При создании государственных информационных ресурсов применяются общероссийские классификаторы. Например, Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. № 677 утверждено Положение о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области».

Государственные информационные ресурсы формируются также за счет сведений, представляемых в обязательном порядке физическими и юридическими лицами. В основном, информацию о различных параметрах своей деятельности хозяйствующие субъекты представляют в виде бухгалтерской и статистической отчетности. Кроме того, выполнение многочисленных требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности, также дает возможность сбора сведений в соответствующем государственном информационном ресурсе. Например, сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих наличные денежные расчеты, аккумулируются в налоговых органах при регистрации контрольно-кассовой техники. Выполнение лицом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, обязанности незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию, позволяет формировать банк данных о ликвидируемых субъектах, внося сведения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Обязанность представления информации может предусматриваться специальными законодательными актами. Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»1, юридические лица независимо от организационно-правовых форм и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, обязаны представлять данную информацию в специально уполномоченный орган, которым в настоящее время является Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них. Формируемые в этих случаях информационные ресурсы находятся в совместном владении государства и субъектов, представляющих информацию.

Ключевые слова: Информация, Право
Источник: Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Материалы по теме
Правовое регулирование информационных отношений
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Правовые основы бюджетной системы РФ
Бюджет и бюджетная система. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Мст. П....
Правовое регулирование инновационной деятельности
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Понятие, признаки и виды правовых отношений
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Отношения интеллектуальной собственности в сделках купли-продажи технологий и информации
...
Право и обычай
Поздняков Э. А. - Философия государства и права - 2016
Система инвестиционного права
Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право
Правовое регулирование межнациональных отношений
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Оставить комментарий